Решение Самарского областного суда от 16 марта 2023 г. N 3а-975/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-975/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т.Д.С." к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов, установил:
ООО "Т.Д.С." обратилось в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пунктов 27925, 5484 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201, пунктов 20983, 35127 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014, пункта 10641 приложения N 2 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233, пункта 10527 приложения N 1, пункта 21551 приложения N 1 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 года N 2077, со дня их принятия, указывая, что является собственником нежилого здания - Компрессорный цех с кадастровым номером N, и нежилого здания - Склад горючих масел и красок АЗС с кадастровым номером N, расположенных по адресу: <адрес>. Включение нежилых зданий в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Административный истец просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности К.Д.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований и указал, что поскольку объект недвижимости с кадастровым номером 63:01:0926004:734 имеет наименования: нежилое здание (склад горючих масел и красок АЗС), при этом оба спорных объекта расположены на земельном участке с видом разрешенного использования "под базу", что позволяет отнести их к объектам торгового назначения, министерство правомерно включило их в оспариваемые Перечни на основании пп. 1, 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ. В рамках рассмотрения заявлений административного истца по вопросу исключения спорных объектов из Перечня на 2021 г., 13.09.2022 были проведены осмотры, по результатам которых было установлено, что спорные объекты недвижимости используются под склады, торговые объекты отсутствуют. На основании проведенных осмотров, министерством принято решение от 4.10.2022 года об определении вида фактического использования спорных объектов недвижимости, на основании которого подготовлен проект приказа министерства об исключении спорных объектов из Перечня на 2021 год.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 года N 2077 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 опубликован в газете "Волжская коммуна" N 171 (30955) от 21.10.2020 года, приказ министерства имущественных отношений от 22.10.2021 года N 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021 года, приказ министерства имущественных отношений от 08.11.2022 года N 2077 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022 года.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни под пунктом 27925 (на 2020 год), под пунктами 20983, 35127 (на 2021 год), под пунктом 10641 (на 2022 год), под пунктом 10527 (на 2023 год) включен объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, наименование: нежилое здание "Компрессорный цех", назначение: нежилое, площадью 2268,3 кв. м., количество этажей 2, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: Самарская область, <адрес>, принадлежащее на праве собственности ООО "Т.Д.С.", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.01.2023 года.
В Перечень на 2020 год под пунктом 5484, в Перечень на 2023 год под пунктом 21551 включено нежилое здание с кадастровым номером 63:01:0926004:734, наименование: нежилое здание (Склад горючих масел и красок АЗС", назначение: нежилое, площадью 68,2 кв. м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: Самарская область, <адрес>, принадлежащее на праве собственности ООО "Т.Д.С.", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.01.2023 года.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пункт 4 ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, здание имеет наименование: нежилое здание "Компрессорный цех", назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
В соответствии с техническим паспортом на нежилое здание, составленным по состоянию на 01.03.2011 года, здание включает в себя: подвал: нежилые помещения, 1 этаж: склады, коридоры, компрессорная, котельная, кабинеты, приемная, санузлы, зал заседаний, лестница, архив, серверная, 2 этаж: архив, санузлы, коридоры, кабинеты, лестница.
При этом суд полагает, что наименования помещений "кабинеты" не является тождественным наименованию "офисы".
Здание с кадастровым номером 63:01:0926004:734 имеет наименование: нежилое здание (Склад горючих масел и красок АЗС), назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
В соответствии с техническим паспортом на нежилое здание, составленным по состоянию на 30.04.2002 года, здание включает в себя: склады.
Здания расположены в пределах земельного участка с кадастровыми номерами 63:01:0926004:8, имеющим категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под базу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.01.2023 года.
С учетом изложенного, суд полагает, что рассматриваемые здания не соответствуют ни одному из условий, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Наименование нежилых зданий, в совокупности с их техническими характеристиками, содержащимися в технической документации, а также виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположены здания, однозначно не предполагают размещение объектов бытового, торгового обслуживания или общественного питания, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования нежилых зданий на момент формирования и утверждения Перечней на 2020-2021 гг. административным ответчиком не проводилось.
Согласно письму министерства имущественных отношений Самарской области от 07.04.2021 года N МИО-03/4200-исх, по результатам осмотра объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, проведенного 22.03.2021 года ГБУ СО "ЦРР", нежилое здание "Компрессорного цеха" используется преимущественно под склад. Министерством принято решение об определении вида фактического использования объекта с кадастровым номером N как нежилого здания, используемого преимущественно под склад.
Согласно актам осмотра объекта недвижимого имущества от 13.09.2022 года, составленным ГБУ СО "ЦРР", нежилое здание с кадастровым номером 63:01:0926004:734 фактически используется: склад, коридор. Нежилое здание с кадастровым номером N фактически используется: офис площадью 211,5 кв. м., архив, склад, комната приема пищи, сан. узел, технические помещения, серверная, тамбур, помещения в аварийном состоянии. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
При этом площадь офисов, определенная в акте, составляет менее 20% от общей площади здания.
Согласно письму министерства имущественных отношений Самарской области о 04.10.2022 года N МИО03/12993исх, определен вид фактического использования зданий как объектов складского назначения.
Суд учитывает акты осмотра ГБУ СО "ЦРР" от 13.09.2022 года и определение фактического использования спорных зданий как объектов складского назначения при разрешении заявленных требований об оспаривании Перечня на 2023 год.
Суд не принимает во внимание акты осмотра ООО "О." от 16.01.2023 года N А-006/01-23, от 16.01.2023 года N А-005/01-23, поскольку осмотр фактического использования зданий произведен после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Доказательств фактического использования рассматриваемых объектов недвижимости в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов бытового обслуживания суду не представлено.
Решением Самарского областного суда от 28.03.2020 года, вступившим в законную силу, признаны недействующими Перечни на 2019-2020 гг. в части включения в них здания с кадастровым номером N.
Решением Самарского областного суда от 07.11.2022 года, вступившим в законную силу, признаны недействующими Перечни на 2021-2022 годы в части включения в них здания с кадастровым номером 63:01:0926004:734.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанное, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости критериям, поименованным ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечни спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Суд считает, что оспариваемые административным истцом положения затрагивают его права и интересы, поскольку были применены и будут подлежать применению к административному истцу в указанные сроки, как к плательщику налога на имущество.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с административного ответчика в пользу административного истца суд полагает необходимым взыскать в счет возврата уплаченной государственной пошлины 18 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью "Т.Д.С." к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 27925 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 5484 нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0926004:734, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014, в части включения в него под пунктами 20983, 35127 нежилого здания с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233 в части включения в него в приложение N 2 под пунктом 10641 нежилого здания с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 года N 2077 в части включения в него в приложение N 2 под пунктом 10527 нежилого здания с кадастровым номером N, в приложение N 1 под пунктом 21551 нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0926004:734, со дня его принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Т.Д.С." расходы по уплате государственной пошлины в размере 18 000 рублей.
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.03.2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 16 марта 2023 г. N 3а-975/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании