Решение Самарского областного суда от 3 марта 2023 г. N 3а-261/2023 (3а-2497/2022)
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-261/2023 (3а-2497/2022) по административному исковому заявлению Б.И.В., Б.Л.Л. к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, установил:
Б.И.В., Б.Л.Л. (далее административные истцы) обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими со дня принятия:
1. Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 N 1608 в части включения в него: под пунктом N 8494 нежилого здания с кадастровым номером N; под пунктом N 29573 нежилого помещения с кадастровым номером N
2. Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201 в части включения в него: под пунктом N 9323 нежилого здания с кадастровым номером N под пунктом N 36197 нежилого помещения с кадастровым номером N; под пунктом N 30525 нежилого помещения с кадастровым номером N под пунктом N 36198 нежилого помещения с кадастровым номером N
3. Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 в части включения в него: под пунктом N 8132 нежилого здания с кадастровым номером N под пунктом N 36435 нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101154:7469; под пунктом N 28847 нежилого помещения с кадастровым номером N
4. Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 в части включения в него: под пунктом N 8019 нежилого здания с кадастровым номером N (Приложение N 1); под пунктом N 11914 нежилого помещения с кадастровым номером N (Приложение N 2); под пунктом N 5660 нежилого помещения с кадастровым номером N; (Приложение N 2)
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются сособственниками помещений с кадастровыми номерами N (принадлежат Б.И.В.); N (принадлежит Б.Л.Л.) в составе здания с кадастровым номером N. Объект недвижимости с кадастровым номером N включен в оспариваемые перечни по наименованию здания "подземный гараж с пристроем под 2-х этажный магазин". В связи с чем начисление налога на нежилые помещения с кадастровыми номерами N производится в повышенном размере. Кроме того, по мнению административных истцов, по данному основанию в перечни включены нежилые помещения с кадастровыми номерами N
Представитель административных истцов С.Т.А. в судебном заседании просила прекратить производство по делу в связи с отказом от иска в части требований Б.И.В. о признании недействующими со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 N 1608 в части включения в него под пунктом N 29573 нежилого помещения с кадастровым номером N
В оставшейся части заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель заинтересованного лица - Администрации г.о. Тольятти Б.Л.А., против удовлетворения административного иска возражала, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что, поскольку здание с кадастровым номером N имеет наименование "подземный гараж с пристроем под 2-х этажный магазин", что позволяет его отнести к объектам административного назначения, министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни на основании пп. 2 п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо Гаражный эксплуатационный кооператив N 147 "36-Р" в судебное заседание своих представителей не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке. Представил отзыв, из которого следует, что Гаражный эксплуатационный кооператив N 147 "36-Р" объединяет собственников гаражных боксов и машино-мест на - 1 и на - 2 подземных этажах здания. В ГСК нет торгово-офисных помещений и соответствующая деятельность не ведется.
Заслушав представителя административных истцов и представителя Администрации г.о. Тольятти, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административных истцов подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или па официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 29.10.2018 N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018;
- от 07.10.2019 N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019;
- от 19.10.2020 N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020;
- от 22.10.2021 N 2233 которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год. Приказ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у Министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Б.И.В. на праве собственности принадлежат нежилые помещения:
- с кадастровым номером N, площадью 355,9 кв. м. назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, адрес: <адрес>, Нежилое помещение 1004, подземный этаж N 1, этаж N 1;
- с кадастровым номером N, площадью 138,6 кв. м. назначение и наименование: нежилое помещение, адрес: <адрес>, Нежилое помещение 1004, этаж 1;
- с кадастровым номером N площадью 304,3 кв. м. назначение и наименование: нежилое помещение, адрес: <адрес>, Нежилое помещение 1005, этаж 2;
Б.Л.Л. на праве собственности принадлежит нежилое помещение N площадью 219,4 кв. м. назначение и наименование: нежилое помещение, адрес: <адрес>.
Помещение с кадастровым номером N включено в перечни за 2020-2022 годы; помещение с кадастровым номером N включено в перечни за 2019-2022 годы; помещение с кадастровым номером N включено в перечень за 2020 год.
Помещение с кадастровым номером N в перечни не включено.
Все помещения входят в состав нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 4186,3 кв. м, по адресу: <адрес>, которое включено в перечни за 2019-2020 годы.
Здание имеет назначение: нежилое, наименование: "подземный гараж с пристроем под 2-х этажный магазин", виды разрешенного использования отсутствуют.
Технический план здания с кадастровым номером N в реестровом деле отсутствует, что следует из ответа ППК "Роскадастр по Самарской области от 27.01.2023. Земельный участок под объектом не сформирован.
Из представленного технического паспорта на нежилое здание следует, что объект имеет площадь 4186,3 кв. м. состоит из 2-х подземных и двух наземных этажей, имеет наименование: "Подземный гараж (1 очередь) магазин (2 очередь) 36-Р-МАГ-ГАР". В подземной части располагается Гаражный эксплуатационный кооператив N 147 "36-Р" который объединяет собственников и владельцев гаражных боксов и машино-мест. В данной части здания нет торгово-офисных помещений и соответствующая деятельность не ведется, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
Как следует из экспликации к плану строения, пояснениям представителя административного истца и актов осмотра от 23.09.2022, составленных кадастровым инженером Л.Л.В., помещение с кадастровым номером N в своем составе не имеет торговых и офисных помещений либо помещений бытового обслуживания. Данное помещение используется для ведения образовательной деятельности.
Данное помещение оспариваемые перечни не включено. Вместе с тем площадь данного помещения подлежит учету при определении обоснованности включения в перечни здания с кадастровым номером N
Часть помещения с кадастровым номером N, площадью 200 кв. м. по договору от 27.10.2018 используется ООО "Ж." под кондитерское производство. Часть данного помещения используется ИП М.Д.В. по договору от 25.05.2020 для приготовления и доставки ролов. В составе данного помещения, согласно техническому паспорту и акту осмотра, под розничную торговлю используется торговый зал площадью 41,5 кв. м., что составляет 11,6% от площади помещения.
В помещении с кадастровым номером N, площадью 138,6 кв. м располагается салон красоты, косметический кабинет, солярий. Данное помещение, согласно технического паспорта, имеет в своем составе торговый зал площадью 71,4 кв. м, что составляет 51.5% от его площади.
В помещении с кадастровым номером N, площадью 304,3 кв. м. располагается салон красоты (часть помещения площадью 46,3 кв. м), свадебный салон (36,6 кв. м) учебные курсы (23 кв. м), организация праздников (81,2 кв. м) вспомогательные помещения (94,7 кв. м). Согласно технического паспорта, данное помещение имеет в своем составе торговые залы площадью: 68,9, 178, 41,6 (всего 288,5) кв. м, что составляет 94.8% от его площади.
Таким образом, учитывая, что по документам технического учета (инвентаризации), помещения с кадастровыми номерами N по наименование помещений они предназначены для размещения торговых объектов на площади не менее 20 процентов от их общей площади, в данных помещениях фактически размещены объекты торговли, бытового обслуживания и офисы, которые занимают более 20% от их площади, их включение в оспариваемые перечни является обоснованным.
Доводы представителя административных истцов о том, что включение данных объектов в перечни министерством произведено по иному основанию, правового значения для рассмотрения дела не имеет.
Указание в техническом паспорте и выписке из ЕГРН на назначение здания: "подземный гараж с пристроем под 2-х этажный магазин", а в техническом паспорте: "Подземный гараж (1 очередь) магазин (2 очередь) 36-Р-МАГ-ГАР" по смыслу положений части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации само по себе не может служить безусловным основанием для отнесения его к категории торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что мероприятия по определению вида фактического использования здания на момент включения здания в оспариваемые Перечни не проводились.
Суд полагает, что наименование здания "подземный гараж с пристроем под 2-х этажный магазин" не тождественно терминам "административно-деловой центр" и "офисное здание". В связи с чем требовалось проведение мероприятий по определению вида фактического использования здания.
Поскольку суммированная площадь как торговых площадей в здании с кадастровым номером N, так и помещений в данном здании осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, составляет менее 20% (9,37% и 10,57%, соответственно), включение данного объекта в оспариваемые перечни противоречит положениям части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N необоснованно включено в Перечни на 2019-2022 годы, в связи с чем требования административных истцов в данной части подлежат удовлетворению.
По вышеуказанным основаниям является необоснованным включение в перечни за 2020-2022 годы помещения с кадастровым номером N
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Б.И.В., Б.Л.Л. удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня принятия:
1. Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 N 1608 в части включения в него под пунктом N 8494 нежилого здания с кадастровым номером N
2. Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201 в части включения в него: под пунктом N 9323 нежилого здания с кадастровым номером N под пунктом N 36197 нежилого помещения с кадастровым номером N
3. Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 в части включения в него: под пунктом N 8132 нежилого здания с кадастровым номером N под пунктом N 36435 нежилого помещения с кадастровым номером N
4. Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 в части включения в него: под пунктом N 8019 нежилого здания с кадастровым номером N (Приложение N 1); под пунктом N 11914 нежилого помещения с кадастровым номером N (Приложение N 2).
В оставшейся части административный иск оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.03.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 3 марта 2023 г. N 3а-261/2023 (3а-2497/2022)
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании