Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 990051-7 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в части установления денежного довольствия при исчислении пенсии в отношении отдельных категорий ветеранов боевых действий в размере 100 процентов" (об исчислении пенсии отдельным категориям ветеранов боевых действий) внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым и другими
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-I), дополнив ее частью четвертой, согласно которой часть вторая статьи 43 Закона N 4468-I не применяется при исчислении пенсий, назначаемых гражданам, являющимся ветеранами боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В случае реализации законопроекта пенсии вышеуказанным категориям ветеранов боевых действий с 1 января 2021 года (согласно статье 2 законопроекта) исчислялись бы исходя из 100 процентов размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.
Следует учесть, что статья 43 Закона N 4468-I устанавливает только общий порядок исчисления пенсий, а повышения для отдельных категорий пенсионеров с учетом их заслуг и особого статуса установлены в статье 45 Закона N 4468-I. Исключение сделано только для участников Великой Отечественной войны, которым в соответствии с изменениями, внесенными в статью 43 Закона N 4468-I Федеральным законом от 30 апреля 2019 года N 66-ФЗ, пенсии исчисляются исходя из 100 процентов размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.
Кроме того, правовые гарантии социальной защиты граждан, имеющих статус ветеранов, в том числе ветеранов боевых действий, в целях учета их заслуг по защите Отечества устанавливаются Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Комитет по обороне разделяет саму идею скорейшего увеличения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, для всех категорий граждан, уволенных с военной службы. В своих заключениях на законопроекты о федеральном бюджете Комитет по обороне неоднократно указывал на необходимость дополнительного повышения денежного довольствия военнослужащих и пенсий граждан, уволенных с военной службы.
В 2022 году благодаря решениям Президента Российской Федерации произошло беспрецедентное увеличение "военных" пенсий. Так, увеличение было реализовано досрочно, в два этапа: с 1 января и с 1 июня 2022 года за счет доплаты к пенсии, установленной до 1 октября 2022 года статьей 2 Федерального закона от 25 февраля 2022 года N 23-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
С 1 октября 2022 года вместо ежемесячной доплаты и для сохранения установленного с 1 июня 2022 года уровня увеличенной "военной пенсии", учитывая предусмотренное федеральным бюджетом (N 390-ФЗ) повышение денежного довольствия военнослужащих на 4%, был увеличен так называемый "понижающий коэффициент" до 85,47% (в соответствии с Федеральным законом N 315-ФЗ от 14 июля 2022 года).
Тем самым размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона ("понижающий коэффициент") в 2022 году увеличился на 11,79% (с 73,68% до 85,47%).
Федеральным законом от 5 декабря 2022 года N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" с 1 октября 2023 года предусмотрено повышение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц в 2023 году - на 10,5% (на 5% сверх уровня расчетной инфляции, которая планируется в размере - 5,5%), что в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 49 Закона N 4468-I повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, также с 1 октября 2023 года на 10,5%.
Кроме того, законопроект ставит отдельные категории ветеранов боевых действий в особое положение по отношению к другим категориям ветеранов, в том числе к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", и ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", также имеющим соответствующие заслуги по защите Отечества, однако в силу своего возраста нуждающихся в дополнительных мерах социальной поддержки.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается на основании положений пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым принимаемый закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств федерального бюджета, должен содержать нормы определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
Иначе говоря, предлагаемые изменения не обеспечены финансово и реализованы быть не могут.
На законопроект поступили отзывы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из которых против принятия законопроекта - 42, за - 17.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект.
Председатель Комитета |
А.В. Картаполов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.