Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.И. Алексеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин С.И. Алексеев оспаривает конституционность Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2020 года N 272 "О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.".
Как следует из представленных материалов, решением представительного органа местного самоуправления были досрочно прекращены депутатские полномочия С.И. Алексеева в связи с нарушением им срока представления сведений о доходах за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года. Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании указанного решения незаконным, суды установили, что соответствующие сведения были представлены им 15 мая 2020 года, т.е. за пределами установленного срока (не позднее 1 апреля 2020 года). Утверждения С.И. Алексеева о направлении им сведений о доходах в пределах названного срока почтой были опровергнуты судами как недоказанные; ссылка заявителя на оспариваемый им Указ Президента Российской Федерации была отклонена на том основании, что данным нормативным правовым актом срок представления сведений о доходах депутатами представительных органов местного самоуправления не изменялся.
По мнению заявителя, выражающего несогласие с принятыми по его делу судебными актами, Указ Президента Российской Федерации "О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г." не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 32 (часть 2) и 55, поскольку допускает прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления в связи с нарушением им срока предоставления сведений о доходах без учета наличия у гражданина заболевания, препятствовавшего своевременному представлению данных сведений, а также того обстоятельства, что оспариваемым Указом Президента Российской Федерации этот срок был продлен до 1 августа 2020 года.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый на основании статей 72 (пункт "н" части 1), 76 (часть 1) и 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в положениях частей 7-11 статьи 40 определил общие для муниципальных депутатов ограничения, запреты и обязанности, связанные с этим статусом, а также предусмотрел за их несоблюдение и неисполнение определенные правовые меры, в том числе досрочное прекращение полномочий депутата. Из части 7.1 указанной статьи следует, что депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в частности, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", т.е. в том числе предусмотренную статьей 12.1 этого Федерального закона обязанность представлять сведения о своих доходах в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (части 4 и 4.2).
Оспариваемый же заявителем Указ Президента Российской Федерации, принятый в связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), непосредственно вопроса о продлении срока представления сведений о доходах депутатами представительных органов местного самоуправления не регулирует и, следовательно, конституционных прав заявителя не нарушает.
Из жалобы С.И. Алексеева следует, что нарушение своих прав он усматривает в отсутствии изменений законодательства субъекта Российской Федерации, вытекающих, как полагает С.И. Алексеев, из названного Указа Президента Российской Федерации. Между тем внесение целесообразных, по мнению заявителя, изменений и дополнений в правовое регулирование не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, определенные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Сергея Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 1353-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Сергея Ивановича на нарушение его конституционных прав Указом Президента Российской Федерации "О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г."
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-