Постановление Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края от 30 мая 2023 г. N 367-па
"Об утверждении Положения об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края"
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Хабаровского края от 1 октября 2003 г. N 142 "О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Хабаровском крае", законом Хабаровского края от 19 января 2005 г. N 248 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края, администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края.
2. Признать утратившим силу постановление администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края от 5 октября 2018 г. N 953-па "Об утверждении положения об организации деятельности комиссии и состава комиссии по делам по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ульчского муниципального района".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя главы администрации Ульчского района Хабаровского края по социальным вопросам Верещагину Н.Н.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
И.о. главы администрации |
Д.А. Куреня |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
Ульчского муниципального
района Хабаровского края
от 30 мая 2023 г. N 367-па
Положение
об основах организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ульчского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ульчского муниципального района (далее - Комиссия), образованная при администрации Ульчского муниципального района, входит в систему органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1.2. Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, координирующим деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1.3. Деятельность Комиссии основывается на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, поддержки семьи и взаимодействия с ней.
1.4. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 24 июля 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иными федеральными законами, законами Хабаровского края от 29 декабря 2004 г. N 243 "О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Хабаровском крае", от 19 января 2005 г. N 248 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по образованию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав".
2. Основные задачи и принципы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
2.1. Основными задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:
1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
2.2. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
3. Место комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
3.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
3.2. Постановления, принятые комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
4.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав правами юридического лица не обладают.
4.2. Положение о муниципальной комиссии и ее состав утверждаются постановлением администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края.
4.3. В состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав входят председатель, заместитель (заместители) председателя, ответственный секретарь и члены комиссии.
4.4. Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав исполняют свои полномочия на постоянной профессиональной основе. Не допускается возложение на него обязанностей, не относящихся к деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4.5. Должность ответственного секретаря муниципальной комиссии не может быть включена в штат структурного подразделения органа местного самоуправления, за исключением случая, когда указанная должность включается в штат структурного подразделения органа местного самоуправления, созданного им для обеспечения деятельности муниципальной комиссии.
4.6. Членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также могут являться представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, а также другие заинтересованные лица.
4.7. Председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.
5. Порядок проведения заседаний комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
5.1. Заседания комиссии проводятся в соответствии с их планами работы не реже двух раз в месяц.
5.2. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.
5.3. На заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав председательствует ее председатель либо заместитель председателя.
5.4. Прокурор письменно извещается о дате, времени, месте и повестке заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не позднее чем за 48 часов до начала заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5.5. Решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов данной комиссии и оформляются в форме постановлений.
5.6. При голосовании член комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав имеет один голос и голосует лично. Член комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе на заседании комиссии довести до сведения ее членов свое особое мнение по вопросу, вынесенному на голосование. Особое мнение, изложенное в письменной форме, прилагается к протоколу заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5.7. Копия постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или выписка из него направляется заинтересованным лицам почтовым отправлением не позднее пяти рабочих дней со дня принятия постановления, если иные сроки направления копий постановлений не предусмотрены федеральным законодательством.
5.8. Протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав подписывается председательствующим на ее заседании и секретарем заседания.
6. Права и обязанности членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
6.1. Председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет полномочия члена комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
1) осуществляет руководство деятельностью комиссии;
2) представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях;
3) представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава комиссии;
4) осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии;
5) назначает дату заседания комиссии;
6) утверждает повестку дня заседания комиссии;
7) председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;
8) имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии;
9) подписывает постановления комиссии;
10) дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;
11) обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим законом;
12) несет ответственность за организацию работы комиссии и представление вышеуказанной отчетности в соответствии с законодательством;
13) участвует в заседании комиссии и его подготовке;
14) предварительно (до заседания комиссии) знакомится с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
15) вносит предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
16) вносит предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
17) участвует в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;
6.2. Заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет полномочия члена комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
1) обладает равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии;
2) выполняет поручения председателя комиссии;
3) исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие;
4) обеспечивает контроль за исполнением постановлений комиссии;
5) обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании комиссии.
6) участвует в заседании комиссии и его подготовке;
7) предварительно (до заседания комиссии) знакомится с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
8) вносит предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
9) вносит предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
10) участвует в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;
11) посещает организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
12) информирует председателя комиссии о своем участии в заседании или причинах отсутствия на заседании.
6.3. Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет полномочия члена комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
1) обладает равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии;
2) участвует в заседании комиссии и его подготовке;
3) вносит предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
4) вносит предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
5) участвует в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;
6) посещает организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
7) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;
8) выполняет поручения председателя и заместителя председателя комиссии;
9) оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о дате, времени и месте заседания комиссии, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии;
10) осуществляет подготовку и оформление постановлений, принимаемых комиссией по результатам рассмотрения соответствующих вопросов на заседании комиссии;
11) обеспечивает вручение копий постановлений комиссии.
6.4. Члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
1) обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии;
2) участвуют в заседании комиссии и его подготовке;
3) предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
4) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
5) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
6) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;
7) составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
9) выполняют поручения председателя и заместителя председателя комиссии.
10) информируют председателя комиссии о своем участии в заседании или причинах отсутствия на заседании.
6.5. Полномочия председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, члена комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав прекращаются при наличии следующих оснований:
1) подача письменного заявления о прекращении полномочий председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря или члена комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав уполномоченным органам (должностным лицам);
2) признание председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря или члена комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
3) прекращение полномочий комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
4) увольнение председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря или члена комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с занимаемой должности в органе или учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ином государственном органе, органе местного самоуправления или общественном объединении, от которого указанное лицо было включено (делегировано) в состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
5) отзыв (замена) председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря или члена комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по решению руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иного государственного органа, органа местного самоуправления или общественного объединения, от которого указанное лицо было включено (делегировано) в состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
6) систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем или членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав своих полномочий;
7) по факту смерти.
6.6. При прекращении полномочий председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь или член комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав исключается из ее состава, за исключением прекращения полномочий в соответствии с пунктами 2 (в части признания лица, входящего в состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, решением суда, вступившим в законную силу, умершим), 3 и 7 части 5 настоящей статьи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункты 2, 3 и 7 пункта 6.5 настоящего положения
7. Полномочия комиссии
7.1. Для решения возложенных задач комиссия осуществляет следующие полномочия:
1) утверждает составы межведомственных рабочих групп по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и порядок их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также по изучению деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних;
2) подготавливает совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3) дает согласие организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет и не получивших основного общего образования;
4) дает при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и комитета по образованию согласие на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования. Комиссия принимает совместно с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет и оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и комитетом по образованию, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения таким несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству;
5) обеспечивает оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия);
6) применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и края;
7) принимает решение на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от восьми до восемнадцати лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста четырнадцати лет;
8) подготавливает и направляет в краевую комиссию, администрацию Ульчского муниципального района в порядке, установленном п. 14 настоящего положения, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;
9) рассматривает информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимает решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящиеся к установленной сфере деятельности комиссии;
10) рассматривает дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Хабаровского края об административных правонарушениях;
11) обращается в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
12) дает совместно с Государственной инспекцией труда в крае согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
13) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
14 координирует проведение органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
15) принимает решения о признании семей с несовершеннолетними детьми, проживающих на территории муниципального образования, находящимися в социально опасном положении, утверждает межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы в порядке, установленном Правительством края, или принимает постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и контролирует их исполнение;
16) содействует привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений к реализации межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы;
17) вносит в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях неисполнения ими постановлений комиссии;
18) направляет информацию в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, привлекавшимися к административной ответственности; несовершеннолетними, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, в случае, если об этом ходатайствует администрация этих учреждений; несовершеннолетними, освобожденными из воспитательных колоний или следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; с другими несовершеннолетними, нуждающимися в помощи и контроле со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
19) наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения;
20) направляет материалы в отношении несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, в медицинские организации для осуществления соответствующих лечебно-профилактических и реабилитационных мер;
21) осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
8. Права комиссии
8.1. Комиссия имеет право:
1) запрашивать и получать в государственных органах и органах местного самоуправления сведения, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию комиссии, а также привлекать их к работе, направленной на профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
2) пользоваться информационными ресурсами, имеющимися в органах местного самоуправления, содержащими сведения о несовершеннолетних, их родителях или иных законных представителях;
3) обращаться в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) требовать от администрации по месту учебы или работы несовершеннолетних устранения недостатков в воспитательной работе, создания наиболее благоприятных условий для их учебы или работы;
5) создавать в случае необходимости рабочие группы и комиссии, привлекая для работы в них специалистов из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
6) применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
7) вести прием несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц;
9. Меры воздействия, применяемые комиссией к несовершеннолетним
9.1. По результатам рассмотрения материала (дела) в отношении несовершеннолетнего комиссия с учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка может применить следующие меры воздействия:
1) объявить замечание;
2) обязать принести публично или в иной форме извинение потерпевшему;
3) направить на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от восьми до восемнадцати лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста четырнадцати лет;
4) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей в целях обеспечения его надлежащего поведения;
5) наложить административное наказание в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях;
6) обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой об их обращении в суд с ходатайством об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами.
9.2. При вынесении постановления о применении меры воздействия к несовершеннолетнему за совершение правонарушения комиссия решает вопрос о целесообразности проведения с ним профилактической работы органами и учреждениями, осуществляющими профилактику правонарушений и преступлений.
10. Меры воздействия, применяемые муниципальной комиссией к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних
К родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не выполняющим обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссия может применить следующие меры воздействия:
1) вынести общественное порицание;
2) предложить возместить материальный вред, причиненный несовершеннолетним;
3) при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью;
4) обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав;
5) наложить административное наказание в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
11 .Обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
11.1. К вопросам обеспечения деятельности комиссии относятся:
1) подготовка и организация проведения заседаний и иных плановых мероприятий комиссии;
2) осуществление контроля за своевременностью подготовки и представления материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии;
3) ведение делопроизводства комиссии;
4) оказание консультативной помощи представителям органов и учреждений системы профилактики, а также представителям иных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и организаций, участвующим в подготовке материалов к заседанию комиссии, при поступлении соответствующего запроса;
5) участие в организации межведомственных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе межведомственных конференций, совещаний, семинаров;
6) участие по приглашению органов и организаций в проводимых ими проверках, совещаниях, семинарах, коллегиях, конференциях и других мероприятиях по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
7) организация рассмотрения комиссией поступивших в комиссию обращений граждан, сообщений органов и учреждений системы профилактики по вопросам, относящимся к ее компетенции;
8) осуществление сбора, обработки и обобщения информации, необходимой для решения задач, стоящих перед комиссией;
9) осуществление сбора и обобщение информации о численности лиц, предусмотренных статьей 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа;
10) обобщение сведений о детской безнадзорности, правонарушениях несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов для представления на рассмотрение комиссии с целью анализа ситуации;
11) подготовка информационных и аналитических материалов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
12) организация по поручению председателя комиссии работы экспертных групп, штабов, а также консилиумов и других совещательных органов для решения задач, стоящих перед комиссией;
13) осуществление взаимодействия с федеральными государственными органами, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти края, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, организациями для решения задач, стоящих перед комиссией;
14) направление запросов в федеральные государственные органы, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти края, органы местного самоуправления, организации, муниципальные комиссии о представлении необходимых для рассмотрения на заседании комиссии материалов (информации) по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
15) обеспечение доступа к информации о деятельности комиссии путем участия в подготовке публикаций и выступлений в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без использования в публикациях и выступлениях сведений, разглашение которых нарушает охраняемые законом права и интересы несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.
11.2. К вопросам обеспечения деятельности муниципальной комиссии относятся:
1) осуществление сбора, обобщения информации о численности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на территории муниципального образования;
2) подготовка и направление в краевую комиссию справочной информации, отчетов по вопросам, относящимся к компетенции комиссии;
3) участие в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
4) исполнение иных полномочий в рамках обеспечения деятельности комиссии по реализации полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок обеспечения деятельности комиссий.
12. Порядок подготовки заседания комиссии
12.1. Материалы, подлежащие рассмотрению, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решения:
1) рассмотреть дело на заседании комиссии;
2) провести дополнительную проверку материалов дела или обследование по поступившим заявлениям, представлениям;
3) возвратить поступившие материалы, если их рассмотрение не отнесено к компетенции комиссии;
4) рассмотреть ходатайство несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании комиссии;
5) принять меры по обеспечению явки несовершеннолетнего на заседание комиссии.
12.2. Несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, другие лица, чье участие в заседании признано комиссией обязательным, извещаются о дате, времени и месте заседания комиссии заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
12.3. Защитник или представитель несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов к заседанию, а по делам об административных правонарушениях - в сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
12.4. Несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, защитник или представитель несовершеннолетнего имеют право ознакомиться с материалами, подготовленными комиссией к рассмотрению. Право указанных лиц на ознакомление с материалами разъясняется им в повестке о вызове на заседание комиссии.
12.5. При наличии оснований полагать, что несовершеннолетний будет уклоняться от явки на заседание комиссии, он может быть передан под надзор родителей или иных законных представителей с их согласия, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, - под надзор администрации этого учреждения по мотивированному постановлению комиссии. Родители или иные законные представители несовершеннолетнего, либо руководитель соответствующего детского учреждения дают письменные обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание комиссии.
13. Порядок рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей на заседании комиссии
13.1. Заседания комиссии являются, как правило, открытыми. В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссия с учетом характера рассматриваемых материалов может принять мотивированное постановление о проведении закрытого заседания.
На время исследования на заседании комиссии обстоятельств, способных отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия имеет право удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания комиссии.
13.2. Комиссии рассматривают материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей:
1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;
2) по собственной инициативе;
3) по представлениям органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также по обращениям иных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы;
4) по постановлениям органов внутренних дел или прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние.
13.3. На заседании комиссии необходимо присутствие несовершеннолетнего, материалы в отношении которого рассматриваются, его родителей или иных законных представителей, а в необходимых случаях - педагога и других лиц по усмотрению комиссии.
Материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, за исключением поступивших из правоохранительных органов материалов о совершении несовершеннолетним общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но не подлежащим уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, могут быть рассмотрены в их отсутствие лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
13.4. В ходе рассмотрения материалов комиссия обязана выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетним, и принимать меры к их устранению.
13.5. При рассмотрении материалов, связанных с нарушением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, комиссия обязана всесторонне изучить обстоятельства, выяснить причины указанных нарушений и принять меры, обеспечивающие защиту прав и интересов несовершеннолетнего.
13.6. Комиссия заслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, потерпевшего, свидетелей, представителя и после всестороннего рассмотрения обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:
1) применить меры воздействия, предусмотренные административным законодательством и разделами 9 и 10 настоящего положения;
2) прекратить дело (при наличии обстоятельств, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях);
3) отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;
4) передать дело в органы прокуратуры, суд, другие органы в соответствии с их компетенцией.
В случае освобождения несовершеннолетнего либо его родителей, или иных законных представителей от административной ответственности при малозначительности совершенного ими административного правонарушения комиссия может принять решение о применении к указанным лицам мер воздействия, предусмотренных настоящим законом.
В случае, если в процессе рассмотрения на заседании комиссии дела об административном правонарушении комиссия обнаружит в действиях (бездействии) лица, обвиняемого в совершении административного правонарушения, признаки иного административного правонарушения, рассмотрение которого не отнесено к компетенции комиссии, или состава преступления, комиссия в течение пяти рабочих дней со дня указанного заседания комиссии направляет соответствующие материалы в органы внутренних дел, прокуратуру или иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении указанного лица.
13.7. Поступившие в комиссию материалы (дела) должны быть рассмотрены в месячный срок со дня их поступления.
Срок рассмотрения может быть продлен не более чем на 1 месяц по мотивированному постановлению в случае уклонения несовершеннолетнего и (или) его родителей или иных законных представителей от явки на заседание комиссии, если дело не может быть рассмотрено без их присутствия.
Поступившие в комиссию материалы по делам об административных правонарушениях должны быть рассмотрены в сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
14. Отчеты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
14.1. Комиссия два раза в год до 20 июля (за первое полугодие) и до 1 февраля (за год нарастающим итогом) подготавливают и направляют в краевую комиссию, администрацию района отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Ульчского муниципального района, содержащие информацию о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, о выявленных нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних на территории Ульчского муниципального района, а также о принятых мерах по устранению причин и условий, способствующих этому, восстановлению нарушенных прав, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края от 30 мая 2023 г. N 367-па "Об утверждении Положения об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края"
Вступает в силу с 1 июня 2023 г.
Опубликование:
азета "Амурский маяк", 31 мая 2023 г. N 32
официальный сайт Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края https://ulchiadm.khabkrai.ru 31 мая 2023 г.
Постановлением Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края от 1 ноября 2023 г. N 802-па настоящий документ признан утратившим силу с 2 ноября 2023 г.