Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-618/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Панорама" о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просило признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 34176 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 33342 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что включенное в указанные пункты Перечней принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по техническому паспорту в нем расположены технические и вспомогательные помещения, расположено в здании многоквартирного жилого дома, на земельном участке с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями. Помещение в 2019 году пустовало, в 2021 году частично использовалось для размещения центра формирования интернет-заказов. Включение указанного объекта недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности К.А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое помещение имеет наименование, в котором присутствует термин "магазин". Нежилые помещения. расположенные на первых этажах многоквартирного жилого дома, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Представитель заинтересованного лиц - Администрация г.о. Тольятти Б.Л.А. требования не признала.
Заинтересованное лицо - Ж.И.В. не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Перечень на 2021 год утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт 34175 Перечня на 2019 год, в пункт 33342 Перечня на 2021 год.
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 19 декабря 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа N 2014 следует читать как "от 19 октября 2020 г."
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью "П." в период с 23 марта 2004 года до 2 августа 2021 года на праве собственности принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 1183,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
2 августа 2021 года нежилое помещение снято с кадастрового учета, из него образованы нежилые помещения с кадастровым номером N, собственником которого является общество с ограниченной ответственностью "П." ", и с кадастровым номером N, собственником которого Ж.И.В.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение, состоящее из комнат на -1 этаже: <адрес> магазин.
Административным истцом представлен технический паспорт, выполненный муниципальным предприятием городского округа Тольятти "И." по состоянию на 10.03.2004 года, из которого следует, что в нежилом помещении по адресу: г. Тольятти, ул. Комсомольская, д. 151 на площади 1183,5 кв. м расположены нежилые помещения, технические помещения, тамбуры, подсобные, коридоры, туалеты, нежилые помещения.
На запрос суда в порядке электронного документооборота получен технический паспорт, из которого следует, что в помещении имеется складская, учрежденческая, торговая площади, при этом торговая площадь составляет 532,6 кв. м.
В связи с имеющимися противоречиями в технической документации судом истребована техническая документация на нежилое помещение из МП г.о. Тольятти "И.".
На запрос суда получена копия экспликации на нежилое помещение из технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, из реестра технической документации (РТД) МАП "И.", согласно которому в нежилом помещении расположены нежилые помещения, технические помещения, тамбуры, подсобные, коридоры, туалеты, нежилые помещения.
Принимая во внимание, что в соответствии с положениями пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся в сведениях технического учета противоречивые данные относительно назначения нежилого помещения позволяют толковать их в пользу налогоплательщика.
Нежилое помещение располагается в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N.
Многоквартирный жилой дом располагается на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения на даты утверждения Перечней на 2019, 2021 годы административным ответчиком не проводились.
Акт осмотра, выполненный ООО "О.С." 5 декабря 2022 года, а также акт осмотра, выполненный Администрацией г.о. Тольятти 20 февраля 2023 года, не имеют доказательственного значения для определения фактического использования помещения на даты утверждения Перечней на 2019, 2021 годы.
Доказательств, подтверждающих фактическое использование нежилого помещения в качестве объектов офисного, делового, коммерческого назначения, в качестве торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания на дату утверждения оспариваемых Перечней суду не предоставлено, одного лишь наименования помещения без установления назначения или фактического использования более 20% помещений в качестве объектов офисного, торгового назначения, объектов общественного питания или бытового назначения, недостаточно для включения объекта недвижимости в Перечни.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение нежилого помещения в Перечни не соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ, связи с чем нарушает права административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019, 2021 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "П." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 34176 нежилого помещения с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 33342 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 15 марта 2023 г. N 3а-618/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании