Налоговое обозрение
Великобритания
Как показали результаты проведенного по всей стране опроса 400 британских компаний, самыми большими препятствиями ведению бизнеса в Великобритании остаются излишняя бюрократия и высокие налоги. Опрос проводился среди успешно работающих компаний, рост прибыли или объемов реализации которых составляет не менее 25% в год.
На вопрос о том, что может сделать правительство страны, для того чтобы способствовать "быстрому росту" фирм, 21% опрошенных ответили "ликвидировать бюрократические препоны" и 14% - "снизить налоговую нагрузку на бизнес".
Результаты опроса показали, что основные проблемы, которые приходится решать быстро развивающимся компаниям, - это привлечение и удержание кадров, внедрение современных технологий и выход на новые рынки сбыта.
Молдавия
По оценкам властей Молдавии, введение налоговых льгот в зонах свободного предпринимательства не способствовало росту экономической активности и повышению эффективности производства. В одной из зон сумма недоимки в национальный бюджет достигла 5,5 млн молдавских лей, что в 2,5 раза превышает сумму всех уплаченных за последние два года налогов и других обязательных платежей теми же субъектами-налогоплательщиками. Задолженность налогоплательщиков другой зоны превысила сумму налогов, уплаченных в национальный бюджет за 2000 г., 2001 г. и I квартал 2002 г. Отмечается, что среди 92 налогоплательщиков свободных предпринимательских зон прибыль была отражена в отчетности только у 9.
Из-за нарушений субъектами свободных предпринимательских зон налогового и таможенного законодательства, связанных с махинациями с ввозом спирта, национальный бюджет Молдавии потерял около 1 млн лей. В соответствующем постановлении правительства признается стратегической ошибкой предоставление субъектам свободных предпринимательских зон налоговых льгот по операциям с алкогольными напитками, произведенными вне зон, по этой причине бюджет ежегодно недосчитывает более 148 млн лей.
В Молдавии производство алкогольной продукции остается основной отраслью национальной экономики. При этом субъекты свободных предпринимательских зон имеют полный доступ к внутреннему потребительскому рынку Молдавии. Поскольку благодаря налоговым льготам издержки названных субъектов оказываются меньше издержек обычных налогоплательщиков, возникает недобросовестная конкуренция со стратегическими производителями продукции в самой Молдавии.
Правительство страны обязало министерство экономики и таможенный департамент Молдавии принять необходимые меры по устранению недостатков и нарушений законодательства в свободных предпринимательских зонах, согласилось на применение жестких санкций к лицам, которые несут ответственность за функционирование свободных предпринимательских зон, а также к субъектам этих зон, нарушающим установленное законодательство.
Турция
Министерство финансов Турции направило в МВФ программу мероприятий на 2002-2004 гг., в которой, в частности, предлагается скорректировать налоговую систему в части как законодательства, так и правоприменительной практики. Программа предусматривает выравнивание ставок налогов на проценты по вкладам и аналогичные виды доходов, удерживаемых у источника, выравнивание реальной налоговой нагрузки на операции с финансовыми инструментами, приведение отчетности в системе налогообложения финансового лизинга в соответствие с международными стандартами отчетности.
Кроме того, в 2003 г. предлагается снизить ставки налогов на доходы с 20 - 45% до 15 - 40%, а также повысить размер максимальной ставки налога на прибыль корпораций до 50%.
Основная задача реформирования системы прямых налогов в Турции - переломить тенденцию роста сектора теневой экономики в стране. Основным признаком неэффективности налоговой системы является повышенная налоговая нагрузка на сравнительно небольшое число "законопослушных" налогоплательщиков. С одной стороны, в соответствии с данными государственной статистики на 40% наиболее зажиточной части населения Турции приходится 75% национального дохода. С другой стороны, доходы 1% наиболее богатых турецких граждан почти в 200 раз превышают доходы 1% наиболее бедных турков. Таким образом, Турцию можно отнести к странам мира с наиболее сильными перекосами в системе распределения доходов.
Франция
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая 30 промышленно развитых государств мира, опубликовала предварительные результаты исследований, проведенных с целью выявления последних тенденций в изменении налогообложения. Они показывают, что вслед за пятью годами постепенного роста уровня налогового бремени (в ОЭСР налоговое бремя (налоговая нагрузка) в том или ином государстве оценивается отношением суммы налоговых сборов к сумме ВВП) в 2001 г. впервые было отмечено его падение. Предварительные данные получены в результате анализа показателей, полученных от 25 государств - членов ОЭСР (не была обработана информация от Австралии, Польши, Португалии, США и Японии).
В период 1995-2000 гг. величина отношения налоговых сборов к ВВП, усредненная по всем государствам ОЭСР, выросла в среднем на 1,3% (с 36,1 до 37,4%). В 2001 г. снижение налогового бремени имело место уже в 15 из 25 государств, и лишь в восьми было зарегистрировано увеличение налоговой нагрузки. По данным, полученным от 25 государств, в 2001 г. среднее значение налоговой нагрузки упало по сравнению с предшествующим годом на 0,1%.
Возрастание налогового бремени на протяжении ряда последних лет исследователи объясняют прежде всего быстрым экономическим ростом в странах - участниках ОЭСР. Рост прибылей компаний в этих условиях приводил к повышению доходов их работников, в результате чего все большее число налогоплательщиков платило налоги по более высоким ставкам.
В 2001 г. тенденция, похоже, изменилась. Одной из причин этого эксперты называют торможение мирового экономического роста, хотя объяснений может быть несколько, так как динамика налоговой нагрузки по отдельным странам оказывается очень пестрой.
Интересны результаты проведенного исследования распределения налоговых поступлений по бюджетам различных уровней. В Бельгии размер поступлений в федеральный бюджет упал почти наполовину, в Австралии и Швейцарии он вырос. В Дании, Франции, Исландии, Нидерландах, Швеции, Италии, Южной Корее, Португалии и Испании наблюдалась тенденция увеличения местных налогов, а в Ирландии, Норвегии, Великобритании - в обратную сторону.
Е. Воловик,
государственный советник
налоговой службы III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 10, март 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71