Решение Самарского областного суда от 20 марта 2023 г. N 3а-367/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи административное дело N 3а-367/2023 по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "П. И. К.", М. П.А. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов, взыскании судебных расходов, установил:
ООО "П. И. К." обратилось в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими пунктов 10608, 34753, 34771, 34793, 34805, 34801 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608, пунктов 11749, 35419, 35439, 35462, 35473, 35470 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201, пунктов 10146, 33903, 33921, 33943, 33955, 33951 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014, пунктов 10003, 9943, 9961, 9979, 9990, 9987 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233, со дня их принятия, а также просило суд взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 18000 рублей, указывая, что является собственником помещений с кадастровыми номерами N, N, N, N, N. Помещения расположены в нежилом здании с кадастровым номером N с наименованием: здание управления. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0302051:5213 с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений производственной базы. Включение здания и указанных нежилых помещений в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Административный истец просил заявленные требования удовлетворить.
М. П.А. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании пунктов 12729, 12730 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233, со дня его принятия, просил также взыскать в его пользу с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, указывая, что ему на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, которые являются частью здания с кадастровым номером N с наименованием: здание управления, находящегося на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений производственной базы. Включение помещений в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Административный истец просил заявленные требования удовлетворить.
Определением Самарского областного суда от 21.02.2023 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения административное дело N 3а-469/2023 года по административному иску М. П.А. и административное дело N 3а-367/2023 по административному иску ООО "П. И. К.", делу присвоен номер 3а-367/2023.
Представитель административных истцов по доверенности Р. Л.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований и указал, что поскольку помещения расположены в нежилом здании "здании управления", включенным в Перечни, министерство правомерно включило их в оспариваемые Перечни на основании пп.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ. По состоянию на текущую дату, решение об определении вида фактического использования объектов недвижимости министерством не принималось.
Представитель Администрации г.о. Тольятти Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменный отзыв не представил.
Прокурор полагал, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административных истцов.
Суд, выслушав представителя административных истцов, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, приходит к выводу, что административные исковые заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 опубликован в газете "Волжская коммуна" N 171 (30955) от 21.10.2020 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021 года.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни под пунктом 10608 (на 2019 год), под пунктом 11749 (на 2020 год), под пунктом 10146 (на 2021 год), под пунктом 10003 (на 2022 год) включен объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, наименование: здание управления, назначение: нежилое, площадью 2535,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>,что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.11.2022 года.
В Перечень на 2019 года под пунктом 34753, в Перечень на 2020 года под пунктом 35419, в Перечень на 2021 год под пунктом 33903, в Перечень на 2022 год под пунктом 9943 включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 36,8 кв. м., местоположение: <адрес>, принадлежащее на праве собственности ООО "П. И. К.", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.11.2022 года.
В Перечень на 2019 года под пунктом 34771, в Перечень на 2020 года под пунктом 35439, в Перечень на 2021 год под пунктом 33921, в Перечень на 2022 год под пунктом 9961 включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 36 кв. м., местоположение: <адрес> пом.БН (3002), принадлежащее на праве собственности ООО "П. И. К.", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.11.2022 года.
В Перечень на 2019 года под пунктом 34793, в Перечень на 2020 года под пунктом 35462, в Перечень на 2021 год под пунктом 33943, в Перечень на 2022 год под пунктом 9979 включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: часть объекта, назначение: нежилое, площадью 529,4 кв. м., местоположение: <адрес>, принадлежащее на праве собственности ООО "П. И. К.", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.11.2022 года.
В Перечень на 2019 года под пунктом 34805, в Перечень на 2020 года под пунктом 35473, в Перечень на 2021 год под пунктом 33955, в Перечень на 2022 год под пунктом 9990 включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 179,3 кв. м., местоположение: <адрес>, принадлежащее на праве собственности ООО "П. И. К.", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.11.2022 года.
В Перечень на 2019 года под пунктом 34801, в Перечень на 2020 года под пунктом 35470, в Перечень на 2021 год под пунктом 33951, в Перечень на 2022 год под пунктом 9987 включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: нежилое помещение, состоящее из комнат: 3 этаж: N 24-28, 26а (Здание Лит.А - здание управления), назначение: нежилое, площадью 101,8 кв. м., местоположение: <адрес>, принадлежащее на праве собственности ООО "П. И. К.", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.11.2022 года.
В Перечень на 2022 год под пунктом 12729 включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: помещение, назначение: нежилое, площадью 543,2 кв. м., местоположение: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Индустриальная, д. 6, под пунктом 12730 включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование: помещение, назначение: нежилое, площадью 406,3 кв. м., местоположение: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Индустриальная, д. 6, принадлежащие на праве собственности М. П.А., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 22.11.2022 года.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, здание имеет наименование: здание управления, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Здание включает в себя помещения с кадастровыми номерами N
Указанные помещения имеют наименование и назначение: помещения, нежилые помещения, часть объекта, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Содержащаяся в материалах реестрового дела техническая документация на здание не содержит наименование и назначение помещений, подпадающих под критерии ст. 378.2 НК РФ.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 31.10.2010 года, помещение с кадастровым номером N включает в себя: подсобные.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 22.08.2011 года, помещение с кадастровым номером N включает в себя: кабинеты, коридор.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 23.06.2005 года, помещение с кадастровым номером N включает в себя: кабинеты, подсобная, коридор, тамбур, санузлы, комната переговоров, кухня площадью 7,0 кв. м., холл, лестничная клетка, комната отдыха, гардероб, архив, касса площадью 2,7 кв. м.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 26.12.2011 года, помещение с кадастровым номером N включает в себя кабинет, компьютерная, бухгалтерия, кабинет глав.бухгалтера, переговорная, приемная, кабинет директора, подсобное помещение, кухня площадью 10,0 кв. м., коридор.
При этом, суд учитывает, что наименования "кабинеты" не тождественны наименованию "офисы", площадь кассы и кухни составляет менее 20% от общей площади помещений, в которых они расположены, а также менее 20% от общей площади здания.
Согласно техническим планам в отношении помещения с кадастровым номером N, N помещения не содержат наименование, предусматривающее размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Здание расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами N, N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений производственной базы.
С учетом изложенного, суд полагает, что рассматриваемые здание и помещения не соответствуют ни одному из условий, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ. Наименование нежилого здания и помещения, в совокупности с их техническими характеристиками, содержащимися в технической документации, а также вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположено здание, однозначно не предполагают размещение объектов административных объектов или объектов делового назначения, либо объектов торговли, а также бытового обслуживания и общественного питания, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования нежилого здания и нежилых помещений на момент формирования и утверждения Перечней административным ответчиком не проводилось.
Доказательств фактического использования рассматриваемых объектов недвижимости в целях размещения административных объектов и объектов для коммерческого использования не представлено.
Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что часть помещений собственники сдают в аренду, часть помещений не используется. Арендаторы являются аффилированными лицами, осуществляют взаимосвязанную с ООО "ПИК" экономическую деятельность для достижения уставных целей.
В подтверждение указанного представителем административных истцов представлены договоры аренды.
29.10.2014 года между ООО "ПИК" (арендодатель) и ООО "А. М. А." (арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества N 862-14, согласно которому в аренду передано нежилое помещение - комната N 35, площадью 38,0 кв. м.,
07.12.2015 года между ООО "ПИК" (арендодатель) и ОООЛ "А. Ф." (арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества N 1329-15, согласно которому передано в аренду нежилое помещение, состоящее из комнаты N 5 на 2 этажей, площадью 11,6 кв. м. Основным видом деятельности арендатора является аренда и лизинг прочих сухопутных транспортных средств и оборудования, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 17.02.2023 года.
31.05.2021 года между ООО "ПИК" и Благотворительным фондом "П." заключен договор аренды недвижимого имущества N 1969-21, согласно которому в аренду переданы нежилые помещения, площадью 10,3 кв. м., 64,5 кв. м., 11,8 кв. м., 13,2 кв. м., 185 кв. м., 79,20 кв. м., с целью осуществления деятельности благотворительного фонда.
13.05.2019 года между ООО "ПИК" и ООО "ПКЗ-И.", ООО "ПКЗ-А." заключены договоры аренды недвижимого имущества N 1105-19, 1104-19, согласно которым передано в аренду часть нежилого помещения, площадью 18,7 кв. м., площадью 13,6 кв. м. Основными видами деятельности арендаторов является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
01.10.2015 года между ООО "ПИК" и ООО "М. А." заключен договор аренды недвижимого имущества N 1050-15, согласно которому передано в аренду помещение, площадью 19,5 кв. м. Основным видом деятельности арендатора является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
19.07.2010 года между ООО "ПИК" и ООО "И.Ц." заключен договор аренды N А1/10ИЦ, согласно которому передано в аренду помещение, площадью 15,7 кв. м.
11.07.2011 года между ООО "ПИК" и ООО "Б.-И." заключен договор аренды N 1045-11, согласно которому передано в аренду помещение, площадью 47,5 кв. м.
21.09.2011 года между ООО "ПИК" и ОО "М. И." заключен договор аренды N 1333-11, согласно которому передано в аренду помещение, площадью 17,6 кв. м. Основным видом деятельности арендатора является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
01.12.0218 года между ООО "ПИК" и ООО "У.М.Г." заключен договора аренды N 2004-18, согласно которому в аренду переданы помещения, площадью 20,4 кв. м. Основным видом деятельности арендатора является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
10.09.2021 года между Морозовым П.А. и АНО "Ф. к. А." заключен договор аренды недвижимого имущества N 2000-21, согласно которому в аренду переданы помещения, площадью 406,3 кв. м., 543,2 кв. м. с целью осуществления деятельности футбольного клуба.
17.12.2019 года между Морозовым П.А. и ООО "М.И." заключен договор аренды недвижимого имущества N 441-19, согласно которому в аренду передано помещение, площадью 99,5 кв. м., с целью осуществления уставной деятельности. Основной вид деятельности арендатора - аренда и лизинг прочих сухопутных транспортных средств и оборудования.
В здании осуществляется пропускной режим, что подтверждается Правилами о пропускном и внутриобъектовом режиме в здании по адресу: г. Тольятти, ул. Индустриальная, д. 6, утвержденными директором ООО "ПИК" 12.01.2017 года.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанное, учитывая, что отсутствуют доказательства использования более 20% от общей площади спорных помещений и здания в административно-деловых целях, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Ссылка административного ответчика на сведения независимой международной картографической компании "2ГИС", размещенные в сети Интернет, о том, что в нежилом здании расположены 3 организации, является несостоятельной, поскольку сведения из Интернета не являются допустимыми по делу доказательствами, они не подтверждают расположение в здании и в помещениях более 20% от общей площади объектов офисного, делового, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах требования административных истцов в части необоснованности включения в Перечни спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Суд считает, что оспариваемые административными истцами положения затрагивают их права и интересы, поскольку были применены и будут подлежать применению к административным истцам в указанные сроки, как к плательщикам налога на имущество.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административных истцов в полном объеме.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с учетом удовлетворения административных исковых требований, суд полагает возможным взыскать с административного ответчика в пользу административных истцов в счет возврата уплаченной государственной пошлины в пользу ООО "Поволжская инвестиционная компания" 18000 рублей, в пользу М. П.А. 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административные иски общества с ограниченной ответственностью "П. И. К.", М. П.А. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов, взыскании судебных расходов удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608, в части включения в него
под пунктом 10608 здания с кадастровым номером N,
под пунктом 34753 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 34771 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 34793 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 34805 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 34801 помещения с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 в части включения в него
под пунктом 11749 здания с кадастровым номером N,
под пунктом 35419 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 35439 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 35462 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 35473 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 35470 помещения с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 в части включения в него
под пунктом 10146 здания с кадастровым номером N,
под пунктом 33903 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 33921 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 33943 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 33955 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 33951 помещения с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233, в части включения в него
под пунктом 10003 здания с кадастровым номером N,
под пунктом 9943 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 9961 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 9979 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 9990 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 9987 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 12729 помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 12730 помещения с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "П. и. к." расходы по уплате государственной пошлины в размере 18000 рублей.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу М. П.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 31.03.2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 20 марта 2023 г. N 3а-367/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании