Решение Приморского краевого суда от 29 мая 2023 г. по делу N 3a-7/2023
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Внуковой О.Н.
при секретаре Джафаровой В.Э.
с участием прокурора Романовой О.Н.
представителей административного истца - Дорожкиной О.Г.,
Родькиной Е.В.
представителя административного ответчика - Агентства по тарифам Приморского края - Степаненко О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" к Агентству по тарифам Приморского края, заинтересованные лица - Федеральная антимонопольная служба России; АО "Оборонэнерго", об оспаривании нормативного правового акта в части, возложении на Агентство по тарифам Приморского края обязанности принять заменяющий в части нормативный правовой акт в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу,
установил:
административный истец обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что постановлением агентства по тарифам Приморского края от 27 декабря 2021 года N 61/3 утверждены единые стандартизированные тарифные ставки за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края и формулы платы за технологическое присоединение заявителей к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года.
В связи с отсутствием в Постановлении N 61/3 стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов сетевой организации для технологического присоединения объектов, для которых необходимо строительство нового центра питания 110 кВ с силовыми трансформаторами 2 x 25 МВА, АО "ДРСК" обратилось в агентство с заявлением о внесении дополнений в постановление N 61/3, в части установления следующих стандартизированных тарифных ставок:
- на строительство кабельной линии уровнем напряжения 110 кВ в траншеях одножильные с резиновой или пластмассовой изоляцией сечением провода от 200 до 250 квадратных мм включительно с одним кабелем в траншее (1.3.1.1.1.4.1) для территорий городских населенных пунктов;
- на строительство кабельной линии уровнем напряжения 110 кВ, прокладываемой методом горизонтального наклонного бурения, одножильные с резиновой или пластмассовой изоляцией сечением провода от 200 до 250 квадратных мм включительно с четырьмя трубами в скважине (1.3.6.1.1.4.4) для территорий городских населенных пунктов;
- на строительство двухтрансформаторной подстанции мощностью от 16 МВА до 25 МВА включительно (1.7.2.4) для территорий городских населенных пунктов.
12.05.2022 года агентством принято постановление N 19/1 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам Приморского края от 27 декабря 2021 года N 61/3 "Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края".
Пунктом 1. Постановления N 19/1, внесены в приложение N 1 "Стандартизированные тарифные ставки за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края" к постановлению агентства по тарифам Приморского края от 27 декабря 2021 г. 61/3 следующие изменения:
Изложить строку 1.3.1.1.1.4.1 в следующей редакции: дополнить: "С город ИОкВ и выше - кабельные линии в траншеях одножильные с резиновой или пластмассовой изоляцией сечением провода от 200 до 250 квадратных мм включительно с одним кабелем в траншее - 27 049 049, 75
Дополнить строку 1.3.4.2.2.4.4. строкой 1.3.6.1.1.4.4.- С город 110 кВ - кабельные линии, прокладываемые методом горизонтального наклонного бурения, одножильные с резиновой или пластмассовой изоляцией сечением провода от 200 до 250 квадратных мм включительно с четырьмя трубами в скважине - 71 208 516,59
Дополнить после строки 1.6.1.4 строкой - 1.7.2.4 - С город 110/35/6(10) кВ - двухтранформаторные подстанции мощностью от 16MB А до 25МВА включительно - 7422,43
При принятии указанных ставок агентство произвело расчет применяя одновременно УНЦ и сметные нормативы, выбирая из них наименьшие показатели, чем занизило потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции. Агентством были исключены затраты на прокладку волоконно-оптического кабеля при строительстве кабельной линии 110 кВ (ВОК в трубе), однако без прокладки ВОК, обеспечение работы устройств телеуправления и телемеханики, передачи сигналов устройств релейной защиты и автоматике не представляется возможным. При прокладке кабельной линии, кабель ВОК прокладывается совместно с кабельной линией, указанные работы могут быть выполнены только на основании проектно-изыскательских работ, в связи с чем агентством не правомерно исключены затраты на проектно-изыскательские работы при прокладке ВОК при строительстве кабельной линии 110 кВ.
Также агентством исключены затраты на восстановление дорожного покрытия при прокладке кабельной линии (проезжая часть) при строительстве кабельной линии 110 кВ. Однако административным ответчиком не учтено, что восстановление благоустройства места производства земляных работ регламентированы нормативными документами: СП 45.13330.2017 Земляные сооружения, основания и фундаменты, СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства".
Строительство кабельной линии в городской черте влечет за собой обязательное восстановление асфальтобетонного покрытия пересекаемых дорог, в том числе восстановление почвенно-растительного слоя путем посева газона и посадке зеленых насаждений (кустов, деревьев) на обочинах дорог.
Прокладка кабельной линии методом ГНБ используется в исключительных случаях, где по техническим условиям невозможно осуществить открытый способ прокладки, что ведет к обязанности восстановления дорожного покрытия проезжих частей и благоустройства.
Исключены затраты на кадастровые работы КЛ и работы по установлению земельных отношений при строительстве кабельной линии 110 кВ., однако без выполнения вышеуказанных мероприятий обеспечить оформление правоустанавливающих документов на земельные участки под строительство кабельной линии невозможно, что влечет за собой отказ в получении соответствующего допуска к производству строительно-монтажных работ на территории муниципального образования.
Агентством неправомерно скорректированы затраты на проектно-изыскательские работы при прокладке кабельной линии методом ГНБ, а именно скорректирован номер УНЦ на П6-09, которая применяется при стоимости строительства от 21 до 50,9 млн. руб. в то время как необходимо было применить УНЦ (П6-10) при стоимости строительства от 51 до 150,9 млн. руб., что повлекло занижение ставки.
Агентством необоснованно исключены затраты на выполнение автоматизированной системы управления технологическими процессами подстанции и телемеханики (АСУТП ПС и ТМ), а также затраты на АСУТП присоединения при строительстве подстанции 110/6 кВ 2 x 25 МВА. АСУТП присоединения выполняет также функцию сбора информации с каждой ячейки по присоединениям 6-20 кВ.
Исключение затрат на установку мультиплексора СЦИ транспортного уровня при строительстве подстанции 110/6 кВ 2x25 МВА, также не обосновано,
Система ВЧ связи (Устройства обработки и присоединения 110 кВ) и ВОСП (Мультиплексор СЦИ транспортного уровня) обеспечивают организацию двух независимых каналов связи по разнесенным маршрутам. Один из каналов организуется с использованием системы высокочастотной связи, другой с использованием системы волоконно-оптической связи.
Затраты на установку ИИК (прибора учёта трёхфазного для ПС) при строительстве подстанции 110/6 кВ 2 x 25 МВ А подлежат включению в расходы сетевой организации
Также агентством применяется индекс дефлятор, определенный для подраздела "Строительство" раздела "Капитальные вложения (инвестиции)".
Агентством применяется методика, при которой в состав ставки включается наименьшая стоимость из УНЦ или Локального сметного расчёта по каждому наименованию работ, а также полное исключение затрат на временные здания, непредвиденные расходы и прочие затраты необходимые для реализации мероприятий по технологическому присоединению, установленный размер ставок является значительно ниже затрат на строительство.
Таким образом, оспариваемые стандартизированные тарифные ставки, нарушают права и законные интересы АО "ДРСК" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в результате их применения не обеспечивается покрытие расходов на технологическое присоединение:
В судебном заседании представители административного истца поддержали заявленные требования, приведя доводы и основания аналогичные изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к иску ( прилагаются)
Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, приведя доводы указанные в возражениях к административному исковому заявлению и дополнениях к возражениям ( прилагаются), а также пояснила, что, стандартизированные ставки платы за технологическое присоединение утверждены агентством в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электроэнергетике" и Методических указаний N 1135/17. Постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 N 912 были внесены изменения, согласно которым требования относительно непревышения УНЦ расходов, заявленных в сметах, не применяется в 2022 и 2023 годах. Вместе с тем, данное постановление принято после принятия агентством обжалуемого постановления, и начало действовать с момента официального опубликования, а именно с 20.05.2022, в связи с чем при принятии оспариваемого постановления агентство не могло включить затраты по сметам, превышающие УНЦ, поскольку на момент его принятия императивное требование о непревышении УНЦ действовало.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы административного дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению ( заключение прилагается), суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы для территориальных сетевых организаций, входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике.
Агентство по тарифам Приморского края является исполнительным органом государственной власти Приморского края, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на территории Приморского края.
В соответствии с пунктом 2.2.3 постановления Администрации Приморского края от 30.09.2019 N 628-па "Об утверждении Положения об агентстве по тарифам Приморского края" агентство устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
12.05.2022 года агентством по тарифам Приморского края принято Постановление N 19/1 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам Приморского края от 27 декабря 2021 года N 61/3 "Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края"
Постановление опубликовано 19.05.2022 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также в "Приморской газете", спецвыпуск, N 35 (1974) от 19.05.2022)
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 19/1 от 12.05.2022 данный документ вступил в силу с момента его официального опубликования
Постановление N 19/1 от 12.05.2022 принято уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Судом установлено, что АО "ДРСК" является территориальной сетевой организацией на территории Приморского края и осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям.
В адрес АО "ДРСК" обратилось ООО "Специализированный застройщик "Ресурс", с заявкой на присоединение энергопринимающих устройств объекта: "многоэтажная жилая застройка, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в 81 м на север от нежилого здания по ул. Лесная, д. 12", запрашиваемой максимальной мощностью 22,7 МВт, при требуемом классе напряжения б кВ, по 2 категории надежности, общая протяженность кабельной линии 6,6 км.
По общему правилу сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Если присоединение требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы, сетевая организация обращается в регулирующий орган с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение, приложив расчет и экономическое обоснование исходных данных.
Ранее, Постановлением агентства по тарифам Приморского края от 27 декабря 2021 года N 61/3 "Об утверждении единых стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края", были утверждены единые стандартизированные тарифные ставки за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края и формулы платы за технологическое присоединение заявителей к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года.
Однако, в связи с отсутствием в указанном Постановлении N 61/3 стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов сетевой организации для технологического присоединения объектов, для которых необходимо строительство нового центра питания 110 кВ с силовыми трансформаторами 2x25 МВА (в том числе для обеспечения категорийности объекта) АО "ДРСК" обратилось в агентство с заявлением от 08.04.2022 N 01-101-18/2233 о внесении дополнений в Постановление N 61/3, в части установления следующих стандартизированных тарифных ставок:
- на строительство кабельной линии уровнем напряжения 110 кВ в траншеях одножильные с резиновой или пластмассовой изоляцией сечением провода от 200 до 250 квадратных мм включительно с одним кабелем в траншее ( ставка 1.3.1.1.1.4.1) для территорий городских населенных пунктов;
на строительство кабельной линии уровнем напряжения 110 кВ, прокладываемой методом горизонтального наклонного бурения, одножильные с резиновой или пластмассовой изоляцией сечением провода от 200 до 250 квадратных мм включительно с четырьмя трубами в скважине ( ставка 1.3.6.1.1.4.4) для территорий городских населенных пунктов;
на строительство двухтрансформаторной подстанции мощностью от 16 МВА до 25 МВА включительно (ставка 1.7.2.4) для территорий городских населенных пунктов.
Расчет ставок был произведен АО "ДРСК" в трех вариантах:
по укрупненным показателям стоимости строительства линий электропередач согласно сборника укрупненных показателей стоимости строительства подстанций и линий электропередач для нужд ОАО "Холдинг МРСК" в прогнозных ценах на 2022 г
по укрупненным нормативам цены (УНЦ) типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства, утвержденных приказом Минэнерго России N 10 от 17.01.2019 в прогнозных ценах на 2022
исходя из сводного расчета по локальным сметным расчетам ( аналог) по территориальным единичным расценкам нормативной базы в прогнозных ценах на 2022.
Абзацем 10 пункта 30 Методических указаний N 1135/17 (действующих на момент установления ставок) предусмотрено, что в случае, если согласно техническим условиям необходимо строительство объектов "последней мили", для которых не устанавливались стандартизированные тарифные ставки на период регулирования, соответствующие стандартизированные тарифные ставки могут быть дополнительно установлены регулирующим органом в течение периода регулирования по обращению сетевой организации.
12.05.2022 года агентством принято оспариваемое Постановление N 19/1
Пунктом 1. Постановления N 19/1, внесены в приложение N 1 "Стандартизированные тарифные ставки за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края" к постановлению агентства по тарифам Приморского края от 27 декабря 2021 г. 61/3 следующие изменения:
Изложить строку 1.3.1.1.1.4.1 в следующей редакции: дополнить: Сгород, 100 кВ и выше
3.1.1.1.4. - кабельные линии в траншеях одножильные с резиновой или пластмассовой изоляцией сечением провода от 200 до 250 квадратных мм включительно с одним кабелем в траншее 27 049 049, 75 руб./км.
Дополнить строку 1.3.4.2.2.4.4. строкой 1.3.6.1.1.4.4.- Сгород,110 кВ
3.6.1.1.4.4 - кабельные линии, прокладываемые методом горизонтального наклонного бурения, одножильные с резиновой или пластмассовой изоляцией сечением провода от 200 до 250 квадратных мм включительно с четырьмя трубами в скважине - 71 208 516,59 руб./км.
Дополнить после строки 1.6.1.4 строкой: - 1.7.2.4 - Сгород, 110/35/6(10) кВ
1.7.2.4 - двухтрансформаторные подстанции мощностью от 16МВА до 25МВА включительно - 7 422,43 руб./км.
Согласно п. 2 ст. 23.2 ФЗ N 35 "Об электроэнергетике" стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов.
Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством РФ.
В соответствии с п. 87 Основ ценообразования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "а" и "д" - "ж" п. 18 Правил технологического присоединения (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с Методическими указаниями N 1135/17 ( действующих на момент принятия оспариваемого постановления).
Согласно пункту 11 Методических указаний N 1135/17 экономически обоснованные расходы по мероприятиям "последней мили" на регулируемый период при определении стандартизированных тарифных ставок определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом представленных территориальными сетевыми организациями фактических данных (сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства, длине линий, объемах максимальной мощности построенных объектов согласно приложению N 1 к Методическим указаниям) за три предыдущих года по каждому мероприятию.
В случае если в субъекте Российской Федерации за 3 предыдущих года не осуществлялось строительство тех объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых устанавливаются стандартизированные тарифные ставки, расчет ставок может производиться исходя из данных за два предыдущих года, в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год, а при отсутствии данных за три года - по планируемым расходам, определенным по сметам, выполненным с применением сметных нормативов.
В плату за технологическое присоединение включаются экономически обоснованные расходы по мероприятиям "последней мили" пропорционально размеру присоединяемой мощности энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, объем финансовых потребностей, необходимых для строительства объектов электроэнергетики, учитываемый при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике, не должен превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с Укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства, утвержденными приказом Минэнерго России от 17.01.2019 N 10.
Утвержденный проект на строительство кабельной линии в представленных АО "ДРСК" материалах отсутствовал, были представлены локальные сметные расчеты и сводный сметный расчет строительства в ценах по состоянию на 01.01.2000 года - аналог строительство КЛ-110 кВ ПС Чуркин-Голдобин, 2 цепи, протяженность 2,56 км; аналог - специальный переход методом ГНБ для КЛ-110 кВ протяженностью 0,1 км; локальные сметные расчеты объекта - аналога -"Строительство ПС 110/6 кВ "Ключи"., прошедшие государственную экспертизу на предмет проверки достоверности сметной стоимости строительства объекта
Агентством были откорректированы расчеты АО "ДРСК" и определены затраты по мероприятиям необходимым для технологического присоединения в соответствии с расчетом капитальных затрат по УНЦ и сводным сметным расчетам.
По ставке 1.3.1.1.1.4.1 агентством откорректированы следующие показатели;
К Л 6 - 500 кВ (с алюминиевой жилой 1x240). Затраты учтены в размере, предусмотренном УНЦ с применением ИПЦ на строительство на 2019, 2020, 2021. 2022 г., ИПЦ - 1,073, 1,040, 1,051, 1.043 соответственно, поскольку планируемые затраты по сметному расчету превышали УНЦ.
Затраты по мероприятиям "устройство траншеи КЛ по трассе без учета восстановления газонов" приняты по локальным сметным расчетам на "Вынос КЛ-110 кВ ПС Чуркин-Голдобин" и на "Благоустройство" (за исключением разделов: 3 "Тротуар N 1", 4 "Подпорная стена". 5 "Тротуар N 2, брусчатка N 1", 8 "Озеленение"). Исключена сметная прибыль, т.к. отсутствует договор подряда,
Исключены: ВОК к трубе, кабельный колодец, затраты на проектно-изыскательские работы по КЛ (для ВОК в трубе), затраты на кадастровые работы ВЛ (КЛ) и работы по установлению земельных отношений, поскольку согласно п. 38 УНЦ мероприятие не входит в объем финансовых потребностей на строительство КЛ-110 кВ.
Затраты по мероприятиям "восстановление дорожного покрытия при прокладке кабельной линии (Проезжая часть)" учтены по локальному сметному расчету на "Благоустройство" в строке "устройство траншеи КЛ по трассе без учета восстановления газонов", поскольку стоимость на демонтаж и монтаж проездов указана в одном разделе (раздел 1 "Проезды" и 2 "Проезд тип N 2).
Затраты по мероприятиям "восстановление дорожного покрытия при прокладке кабельной линии (Тротуар)" приняты по локальному сметному расчету на "Благоустройство" (разделы: 3 "Тротуар N 1". 5 "Тротуар 2, брусчатка N 1"). Исключена сметная прибыль, т.к. отсутствует договор подряда.
Затраты на " проектно-изыскательские работы по КЛ" учтены в размере, предусмотренном УНЦ с применением ИПЦ на строительство на 2014, 2020, 2021, 2022 годы 1.073, 1,040, 1,051. 1.043 соответственно, поскольку планируемые затраты по локальному сметному расчету превышали УНЦ.
Затраты "Прочие работы по сметному расчету включают в себя временные здания и сооружения, пусконаладочные работы, среднегодовое зимнее удорожание, добровольное страхование, затрата на содержание службы заказчика-застройщика, авторский надзор, непредвиденные затраты" учтены по сметам. Применены индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на 4 квартал 2020 года согласно письму Минстроя от 02.11.2020 N 44016-ИФ/09 "Подземная прокладка кабеля с алюминиевыми жилами" 7,16 и ИПЦ на строительство на 2022 год.
По ставке 1.6.1.1.4.4 агентством откорректированы следующие показатели;
Исключены затраты по статье "Снегоборьба"; установка страховочных пакетов при прокладке КЛ6-500 кВ как не относящиеся к сопутствующим затратам, и не входящих в объем финансовых потребностей на устройство переходов кабельной линии.
Затраты на проектно-изыскательские работы для отдельных элементов электрических сетей. Агентством приняты затраты по локальному сметному расчету для объекта, и откорректированы по УНЦ.
По ставке 1.7.2.4 агентством откорректированы следующие показатели; Затраты "ячейка трансформатора 35 - 500 кВ." учтены в размере предусмотренном УНЦ с применением ИПЦ
Затраты "Ячейка выключателя НУ 110 - 750кВи ячейка выключателя КРУ 6-35 кВ" учтены по сводному сметному расчету по разделам "ОРУ. КСР", "ОРУ. Электротехническое решение", "Ячейковый портал. КСР". "Релейная зашита и автоматика" с учетом временных зданий и сооружений 1.5%. непредвиденных работ 3%, дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время 3%, содержание службы заказчика застройщика 2,6%, авторский надзор 0,2%.
Затраты "Постоянная часть ПС" учтены в размере, предусмотренном УНЦ с применением ИПЦ.
Затраты "Здание ОПУ ((общеподстанционный пункт управления)" учтены в размере, предусмотренном УНЦ с применением ИПЦ Исключены затраты :
АСУ Н1 ПС и ТМ (автоматизированная система управления технологическими процессами ПС и телемеханики (системы сбора и передачи информации), АСУТП (автоматизированная система управления технологическими процессами), ВОСП (волоконно-оптической системы передачи), т.к. отсутствует подтверждение необходимости данных мероприятий согласно сводному сметному расчету
А также исключены затраты "ИИК (информационно-измерительного комплекса" поскольку финансирование таких расходов осуществляется за счет собственных средств, а также за счет средств полученных в результате экономии, достигнутой сетевой организацией при осуществлении регулируемых видов деятельности.
Затраты "Система ВЧ (высокочастотной) связи 35 - 750 кВ" учтены по сводному сметному расчету* по разделу "Сети связи" с учетом временных зданий и сооружений, непредвиденных работ, дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время, содержание службы заказчика застройщика, авторский надзор.
Затраты "Подготовка и устройство территории ПС (*5ПС)" учтены в размере, предусмотренном УНЦ с применением ИПЦ
Затраты "ИВКЭ (информационно-вычислительный комплекс объекта электроэнергетики)" учтены в размере, предусмотренном УНЦ с применением ИПЦ.
Затраты на проектно-изыскательские работы для ПС (ЗПС). учтены по сводному сметному расчету по разделу "Публичный технологический и ценовой аудит, проектные и изыскательские работы" с учетом непредвиденных работ 3%. Исключены затраты по авторскому надзору.
Прочие работы по сметному расчету (включающие в себя временные здания и сооружения, прочие работы и затраты, содержание службы заказчика-застройщика, авторский надзор, непредвиденные затраты) учтены по сметам. Затраты, не относящиеся к сопутствующим, исключены.
Стоимость оспариваемых стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов для технологического присоединения объектов не была ранее установлена, и для технологического присоединения необходимо строительство нового центра питания 110 кВ с силовыми трансформаторами 2 x 25 MB А, в связи с чем организация не имела фактических расходов на данное мероприятие, агентству необходимо было рассчитывать ставки с учётом смет, представленных организацией, с пересчетом стоимостных показателей объекта - аналога - строительства КЛ 110 кВ ПС Чуркин - Голдобин, объекта аналога - строительство ПС 110/10 кВ Ключи, аналог специальный переход методом ГНБ для КЛИО кВ протяженностью 0,1 км., применяя одновременно УНЦ, поскольку порядок расчета стандартизированных тарифных ставок на основании только сметного расчета либо исходя из укрупненных нормативов цен законодателем не регламентирован.
Таким образом, при учете планируемых расходов, определенных по сметам, указанные расходы не могли превышать укрупненные нормативы цены.
Сводные сметные расчеты стоимости строительства должны рассматриваться как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства объекта
Основным принципом утверждаемых стандартизированных ставок является покрытие экономически обоснованных расходов сетевой организации при строительстве объектов от существующих объектов сетевой организации до присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя.
Согласно Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 (действовавших на момент принятия оспариваемого постановления), Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2018 N 937, установлено, что при строительстве и вводе в эксплуатацию объектов 35 кВ и выше, владельцы должны обеспечивать:
- технологическое управление таких объектов, организовывать автоматический сбор телеметрической информации и ее автоматическую передачу в диспетчерские центры.
- функции предотвращения нарушения устойчивости с применением противоаварийной локальной автоматики для предотвращения нарушения статической устойчивости и динамической устойчивости генераторов электростанций, двигательной нагрузки потребителей электрической энергии, контролируемого сечения, энергорайона и предотвращения недопустимых токовых перегрузок линий электропередачи и оборудования.
Вышеобозначенный функционал в части передачи данных обеспечивается волоконно-оптическими линиями связи (ВОК, ВОЛ С) и сопутствующим оборудованием.
Без прокладки ВОК (ВОЛС), обеспечение работы устройств телеуправления и телемеханики, передачи сигналов устройств релейной защиты и автоматики не представляется возможным.
Пунктом 37 УНЦ определен объем финансовых потребностей на строительство (реконструкцию) ВОЛС.
Также Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ установлено:
п. 6.10.3. В состав программно-технических средств АСДУ (автоматизированная система диспетчерского управления) должны входить: подсистема диспетчерского управления и сбора данных (оперативно-информационный комплекс (ОИК) и подсистема сбора и передачи информации (ССПИ).
п. 6.10.7. В состав подсистемы ССПИ должны входить: измерительные преобразователи; системы телемеханики: передающие устройства (КП); приемно-передающие устройства (ПУ, ЦППС); каналы телемеханики; оконечное оборудование каналов связи; активное и пассивное сетевое оборудование ЛВС.
Подсистема ССПИ должна обеспечивать передачу телеинформации между энергообъектами и ОИК соответствующего пункта диспетчерского управления.
В соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем (пункт 48), для обеспечения осуществления оперативно-диспетчерского управления, оперативно-технологического управления диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления, центры управления сетями и объекты электроэнергетики, оснащаются необходимой информационно-технологической инфраструктурой, включая совокупность оборудования и программно-технических средств, в том числе каналов связи, для построения автоматизированных систем диспетчерского управления в диспетчерских центрах, автоматизированных систем технологического управления в центрах управления сетями, автоматизированных систем управления технологическими процессами на электростанциях и подстанциях
В пункте 53, указанных правил сказано, что владельцы объектов электроэнергетики, оборудование и устройства которых или отходящие от таких объектов линии электропередачи относятся к объектам диспетчеризации диспетчерских центров, организуют автоматический сбор телеметрической информации на принадлежащих им объектах электроэнергетики и ее автоматическую передачу в диспетчерские центры.
Владельцы объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 35 кВ и выше, оборудование которых или отходящие от таких объектов линии электропередачи находятся в соответствии с пунктами 33 и 34 настоящих Правил в технологическом управлении (технологическом ведении) центра управления сетями сетевой организации, организуют автоматический сбор телеметрической информации на принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства и ее автоматическую передачу в указанный центр управления сетями.
Пунктом 156 установлено, что функция предотвращения нарушения устойчивости выполняется противоаварийной автоматикой, организованной по иерархическому принципу и состоящей из одного или нескольких следующих уровней:
уровень объединенной или территориальной энергосистемы - централизованная система противоаварийной автоматики;
уровень объектов электроэнергетики - локальная автоматика предотвращения нарушения устойчивости.
Локальная автоматика предотвращения нарушения устойчивости используется для предотвращения нарушения статической устойчивости и динамической устойчивости генераторов электростанций, двигательной нагрузки потребителей электрической энергии, контролируемого сечения, энергорайона и предотвращения недопустимых токовых перегрузок линий электропередачи и оборудования.
Устройства локальной автоматики предотвращения нарушения устойчивости устанавливаются на объектах электроэнергетики и предусматривают возможность работы в автономном режиме и (или) в качестве низового устройства централизованной системы противоаварийной автоматики.
Между каждым из низовых устройств централизованной системы противоаварийной автоматики и программно-техническим комплексом верхнего уровня централизованной системы противоаварийной автоматики организуются каналы связи в соответствии с требованиями к каналам связи для функционирования релейной защиты и автоматики. Владельцы должны также обеспечивать:
функционирование 2 независимых каналов связи объекта электросетевого хозяйства высшим классом напряжения 110 кВ и более с центром управления сетями, в технологическом управлении и технологическом ведении которого находятся оборудование или устройства
указанного объекта электросетевого хозяйства или отходящие от него линии электропередачи.
Система ВЧ связи (Устройства обработки и присоединения 110 кВ) и ВОСП (Мультиплексор СЦИ транспортного уровня) обеспечивают организацию двух независимых каналов связи по разнесенным маршрутам; Один из каналов организуется с использованием системы высокочастотной связи, другой с использованием системы волоконно-оптической связи.
В соответствии с п 6.12.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, в целях обеспечения эффективности оперативно-технологического и оперативно-коммерческого управления режимами работы единой, объединенных энергосистем и энергосистем должны максимально использоваться АСКУЭ". ИИК - система учета электрической энергии (мощности), АИИС КУЭ, ПКУ, технический учет электроэнергии.
На основании п. 1.5.41. ПУЭ (7 издание), счетчики активной электроэнергии для технического учета следует устанавливать на подстанциях напряжением 35 кВ и выше энергосистем: на сторонах среднего и низшего напряжений силовых трансформаторов; на каждой отходящей линии электропередачи 6 кВ и выше, находящейся на балансе энергосистемы.
На основании п. 4.4. типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и перераспределении, (РД 34.09.101-94) счетчики технического учета должны устанавливаться для учета электроэнергии поступившей (отпущенной) на их шины 9с шин) из сети (в сеть) собственника подстанции, а также для учета расхода электроэнергии на производственные и собственные нужды.
В данном случае, как указывалось выше, организация не осуществляет развитие существующей инфраструктуры, не осуществляет прокладку волоконно-оптического кабеля по существующим кабельным линиям (КЛ).
Для технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя, АО "ДРСК" необходимо выполнить строительство новой кабельной линии уровнем напряжения 110 кВ.
Согласно техническим условиям от 30.12.2021 N 01-122-11-3166 для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта: "многоэтажная жилая застройка, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в 81 м на север от нежилого здания по ул. Лесная, д. 12", запрашиваемой максимальной мощностью 22,7 МВт при требуемом классе напряжения 6 кВ, по 2 категории надежности, помимо строительства кабельных линий и двухтрансформаторной подстанции, необходимо выполнить мероприятия по оборудованию систем технологического управления (раздел 2 ТУ).
Пунктом 2.1. ТУ предусмотрена обязанность: оснастить объекты электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше, указанные в разделе 1 настоящих технических условий, микропроцессорными устройствами и/или комплексами релейной защиты и автоматики (РЗА) в соответствии с требованиями к оснащению линий электропередачи и оборудования объектов электроэнергетики классом напряжения 110 кВ и выше устройствами и комплексами релейной защиты и автоматики, а также к принципам функционирования устройств и комплексов релейной защиты и автоматики, утвержденными приказом Минэнерго России от 13.02.2019 N 101 и требованиями к релейной защите и автоматике различных видов и ее функционированию в составе энергосистемы, утвержденными приказом Минэнерго России от 10.07.2020 N 546. Каналы связи устройств и/или комплексов РЗА должны соответствовать требованиям к каналам связи для функционирования релейной защиты и автоматики, утвержденным приказом Минэнерго России от 13.02.2019 N 97.
Пункт 2.3. ТУ обязывает оснастить впервые вводимое основное (первичное) электротехническое оборудование на ПС 110 кВ Лесная устройствами сбора и передачи телеинформации в Филиал АО "СО ЕЭС" Приморское РДУ и филиал АО "ДРСК" "ПЭС" по двум независимым каналам связи в каждом направлении, исключающим возможность одновременного отказа (вывода из работы) по общей причине.
Также пункт 2.4. возлагает обязанность оснастить ПС 110 кВ Лесная телефонной связью для оперативных переговоров с оперативным персоналом филиала АО "ДРСК" "ПЭС" по двум независимым каналам связи в каждом направлении, исключающим возможность одновременного отказа (вывода из работы) по общей причине.
Представленные административным истцом Технические условия, а также проект-аналог, прошедший государственную экспертизу, содержат перечень необходимых к выполнению работ по строительству новых объектов электросетевого хозяйства, с установкой двух трансформаторов, строительством подстанций, в том числе, проектных, изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ, и являются плановыми, в связи с чем все расходы на выполнение работ по прокладке ВОК (ВОЛС) являются обязательными для осуществления обществом обязанностей гарантирующего поставщика, и без прокладки ВОК (ВОЛС) объекты электросетевого хозяйства не будут введены в эксплуатацию. Исключение затрат на АСУТП, АСУТП ПС и ТМ, ВОСП (волоконно-оптической системы передачи) мультиплексор СЦИ, затраты на ИИК, также являются не обоснованными, поскольку весь функционал в части передачи данных, должен обеспечиваться волоконно-оптическим кабелем (ВОК) и сопутствующим оборудованием, в связи с чем и должны быть включены в размер ставки.
Указанные работы, принимая во внимание наличие договорных отношений между АО "ДРСК" и ООО "Специализированный застройщик Ресурс", могут быть выполнены только на основании проектно-изыскательских работ, предшествующих строительству, в связи с чем агентством по тарифам Приморского края не правомерно исключены затраты на проектно-изыскательские работы при прокладке ВОК при строительстве кабельной линии 110 кВ.
Исключение агентством сметной прибыли из всех рассматриваемых ставок в связи с отсутствием договора подряда, также, по мнению суда, является необоснованным, поскольку согласно пункту 11 Методических указаний экономически обоснованные расходы по мероприятиям "последней мили" расчет ставок, при отсутствии данных за три года - по планируемым расходам, определяется по сметам, выполненным с применением сметных нормативов.
Кроме того, предоставить договор подряда на стадии установления стандартизированной ставки не предоставляется возможным, поскольку не заключен договор об осуществлении технологического присоединения в рамках реализации которого АО "ДРСК" выходит на торги и только по результатам проведенных закупочных процедур может быть заключен договор подряда.
Пунктами 12, 17, 22, 23, 28 Правил регулирования предусмотрено обращение регулируемой организации в органы государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении тарифов вместе с обосновывающими документами.
Регулирующий орган проводит экспертизу предложения регулируемой организации и составляет экспертное заключение.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 23 Правил регулирования цен экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
Вместе с тем, в нарушение пункта 23 Правил регулирования, экспертное заключение, содержащее расчеты и экономическое обоснование принятого оспариваемого нормативного правового акта, не составлялось. Представленная органом регулирования пояснительная записка не соответствует требованиям, предъявляемым Правилами регулирования к экспертному заключению.
Содержание пояснительной записки в совокупности с протоколом заседания правления от 12 мая 2022 года не свидетельствует о наличии предусмотренного законом экономического и правового обоснования включения и исключения расходов ( затрат) общества по рассматриваемым статьям, пояснительная записка по существу не содержит в себе обоснование нецелесообразности либо целесообразности учета затрат по мероприятиям в тех или иных строках, исходя из данных состава работ, определенных УНЦ, что не позволяет установить экономическую обоснованность размера определенных тарифным органом стандартизированных тарифных ставок, как и не обосновывает возможности уменьшения стоимости затрат определяемых по плановым расходам на основании проектов-аналогов и технических условий, при отсутствии проектно-сметной документации, расходы на составление которой также должны быть учтены при определении размера стандартизированной тарифной ставки.
Довод агентства о том, что организацией не были представлены расчеты с разбивкой по строкам определенных УНЦ, в связи с чем агентство самостоятельно определило строки, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с пунктом 19 Правил регулирования агентство вправе было запросить у сетевой организации необходимые расчеты, однако указанные полномочия в рамках данного дела не реализовывались, а непосредственно в пояснительной записке и протоколе правления обоснования необходимости отнесения определенных затрат по мероприятиям по иным строкам определенных УНЦ, что повлекло уменьшение затрат, отсутствуют, из чего не представляется возможным определить полноту и достоверность произведенного расчета стандартизированных ставок, в том числе оценить справедливость произведенной выборки по превышению максимального и минимального уровня расходов на строительство объекта
В обоснование отсутствия необходимости экспертного заключения тарифный орган ссылается на то, что оспариваемым актом вносились изменения в уже существующее постановление, в связи с чем тарифное дело не открывалось, а следовательно, экспертиза и не проводилась, оценка сделана и положена в пояснительной записке, вместе с тем обжалуемые стандартизированные тарифные ставки устанавливались впервые, в связи с чем регулирующий орган должен был принять меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организации только по результатам экспертизы предложений регулируемой организации, которая проводится экспертами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый в настоящем деле нормативный акт принят тарифным органом в нарушение пунктов 22, 23, 28 Правил регулирования, что выразилось в отсутствии полного анализа экономического обоснования расходов регулируемой организации в оспариваемой части.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 N 912 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях установления особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения" в оспариваемом периоде были установлены особенности правового регулирования в электроэнергетике, тепло-, газо-, водоснабжении и водоотведении.
В частности, в 2022 и 2023 гг. не должны применяться установленные ограничения по непревышению объема финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ, над объемом таких потребностей, определенным в соответствии с укрупненными нормативами цены технологических решений капстроительства объектов электроэнергетики.
Указанное постановление принято и вступило в силу после принятия оспариваемого нормативного правового акта, вместе с тем п. 3 постановления распространяет свое действие на весь 2022, 2023 г., таким образом предана обратная сила данному постановлению, кроме того постановление улучшает положение организации, поэтому не должно применяться с момента его вступления в силу, в данном случае момент вступления в силу указанного постановления устанавливает для тарифного органа обязанность самостоятельно поставить вопрос о перерасчете оспариваемых ставок. Вместе с тем перерасчет сделан не был.
Таким образом, оспариваемые стандартизированные тарифные ставки, установленные агентством, являются нормативно необоснованными, в связи с чем нарушают права и законные интересы АО "ДРСК"
С учетом изложенного суд полагает, что требования о признании недействующим постановления агентства по тарифам от 12.05.2022 N 19/1 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам Приморского края от 27 декабря 2021 года N 61/3 "Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края" в части установления ставки 1.3.1.1.1.4.1; ставки 1.3.6.1.1.4.4; ставки 1.7.2.4. подлежат удовлетворению.
Устанавливая дату, с которой оспариваемый в указанной части нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд полагает, что он подлежит признанию не действующим со дня его принятия, поскольку определение иной даты, не будет отвечать задаче административного судопроизводства - защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Частью 4 статьи 216 КАС РФ, пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 63, пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, предусмотрено право суда в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части, возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 -180, 215-216 Кодекса административного судопроизводства РФ суд
решил:
Административное исковое заявление Акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" об оспаривании в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать недействующим с момента его принятия Постановление Агентства по тарифам Приморского края от 12.05.2022 N 19/1 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам Приморского края от 27 декабря 2021 года N 61/3 "Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Приморского края" в части установления ставки 1.3.1.1.1.4.1; ставки 1.3.6.1.1.4.4; ставки 1.7.2.4.
Возложить на Агентство по тарифам Приморского края обязанность в месячный срок со дня вступления в силу решения суда принять нормативно правовой акт, заменяющий в части признанный недействующим постановление агентства по тарифам Приморского края от 12 мая 2022 N 19/1.
Обязать Агентство по тарифам Приморского края опубликовать сообщение о настоящем решении суда в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 29 мая 2023 г. по делу N 3a-7/2023
Опубликование:
-