Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Луганской Народной Республики проведен анализ судебной практики рассмотрения судами Луганской Народной Республики в первом полугодии 2022 года дел особого производства об установлении происхождения ребенка в случае смерти предполагаемого отца, не состоявшего в браке с матерью ребенка.
Для обобщения из судов Луганской Народной Республики выборочно поступило 15 таких дел.
Из них:
13 дел об установлении факта признания отцовства, в том числе, по 9 делам заявления удовлетворены, по 4 делам заявления оставлены без рассмотрения;
2 дела об установлении факта отцовства, в том числе, по 1 делу заявление удовлетворено, по 1 делу заявление оставлено без рассмотрения.
Судебные постановления не обжаловались в апелляционном порядке, вступили в законную силу.
Анализ правильности применения судами Республики норм материального и процессуального права при рассмотрении данной категории дел показал следующее.
Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке (ст. 47 Семейного кодекса ЛНР).
Таким порядком является государственная регистрация рождения, которая производится посредством составления записи акта о рождении, куда вносятся в числе прочего сведения о родителях ребенка (ст. 24 Закона Луганской Народной Республики от 21 января 2019 года N 15-III "Об актах гражданского состояния").
Согласно ст. 51 Семейного кодекса ЛНР отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них; если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка - по совместному заявлению отца и матери ребенка, или по заявлению отца ребенка, или отец записывается согласно решению суда.
При отсутствии совместного заявления родителей или заявления лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, а также в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия (статья 49 Семейного кодекса ЛНР).
В случае, когда предполагаемый отец жив, такое требование обозначается как установление отцовства и рассматривается судом на общих основаниях в порядке искового производства.
Согласно ст. 50 Семейного кодекса ЛНР в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 262 ГПК ЛНР суд в порядке особого производства устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе, факты признания отцовства.
Кроме того, при рассмотрении указанной категории дел судам следует учитывать разъяснения по поводу установления указанных фактов, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 11 декабря 2019 года N 25 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей".
В п. 23 данного постановления разъясняется, что в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, родившегося 20 августа 2018 года (дата вступления в действие Семейного кодекса ЛНР) и позднее, но не состояло в браке с его матерью, суд в соответствии со ст. 50 Семейного кодекса ЛНР вправе в порядке особого производства установить факт признания им отцовства при наличии доказательств с достоверностью, подтверждающих происхождение ребенка от конкретного лица (ст. 49 Семейного кодекса ЛНР).
В отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 года (дата вступления в действия Кодекса о браке и семье УССР), от лиц, не состоявших в браке, факт признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, может быть установлен судом при условии, что ребенок находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее (ст. 3 Закона СССР от 27 июня 1968 года N 2834-VII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье", ст. 7 Указа Президиума Верховного Совета УССР от 29 декабря 1969 года "О порядке введения в действие Кодекса о браке и семье УССР").
В пункте 24 названного постановления разъясняется, что суд вправе также в порядке особого производства установить факт отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае смерти этого лица.
Такой факт может быть установлен судом в отношении детей, родившихся 1 января 2004 года (дата вступления в действие Семейного кодекса Украины) и позднее, при наличии доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от данного лица (ст. ст. 130, 128 Семейного кодекса Украины), а в отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 года до 1 января 2004 года, - при наличии доказательств, подтверждающих хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в статье 53 Кодекса о браке и семье УССР.
Таким образом, в случае смерти предполагаемого отца ребенка, возможно установление, как факта признания отцовства, так и факта отцовства, в зависимости от даты рождения ребенка и действующего семейного законодательства на момент его рождения.
Следует иметь в виду, что отличие указанных фактов заключается именно в этих обстоятельствах:
если ребенок родился до ввода в действие Кодекса о браке и семье УССР (до 1 октября 1968 года), возможно установление факта признания отцовства, при этом доказыванию в подтверждение этого факта подлежит нахождение ребенка на иждивении к моменту смерти или ранее;
если ребенок родился 20 августа 2018 года и позже в период действия Семейного кодекса ЛНР (вступил в действие), возможно установление факта признания отцовства (ст. 50 Семейного кодекса ЛНР, ст. 262 ГПК ЛНР), при этом доказыванию подлежат все обстоятельства как объективные, так и субъективные о кровном родстве, а также отношение предполагаемого отца к ребенку в части своего отцовства, т.е. признание отцовства (любые относимые и допустимые доказательства).
Суть установления факта признания отцовства состоит в том, что такой факт признания отцовства после смерти отца ребенка, устанавливается исходя из того, что мужчина при жизни признал родство с ребенком, исполнял свои родительские обязанности, ребенок родился вне официального брака данного мужчины с матерью ребенка; факт смерти этого мужчины точно установлен (он не является, к примеру, без вести пропавшим);
если ребенок родился в период действия Кодекса о браке и семье УССР (с 1 октября 1968 года до 1 января 2004 года), возможно установление факта отцовства, при этом доказыванию подлежит: совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и умершим до рождения ребенка; либо совместное воспитание или содержание ими ребенка; либо признание умершим отцовства (ст. 53 Кодекса о браке и семье УССР);
если ребенок родился в период действия Семейного кодекса Украины (с 1 января 2004 года по 20 августа 2018 года), возможно установление факта отцовства (ст. 130 Семейного кодекса Украины), при этом доказыванию подлежат все обстоятельства, как объективные, так и субъективные о кровном родстве (любые относимые и допустимые доказательства).
Возможна также ситуация, когда мужчина умер еще до рождения ребенка, не успев признать свое отцовство, или еще при жизни отказался его признавать в отношении уже родившегося ребенка.
Действующим Семейным кодексом ЛНР и ГПК ЛНР прямо не предусмотрено установление происхождения ребенка в таких случаях.
Вместе с тем, в таких случаях может устанавливаться факт отцовства по правилам особого производства, поскольку п. 10 ч. 2 ст. 262 ГПК ЛНР предусматривает возможность установления в порядке особого производства и других, имеющих юридическое значение, фактов.
В указанных случаях факт отцовства умершего лица в отношении данного ребенка устанавливается по правилам статьи 49 Семейного кодекса ЛНР на основании любых доказательств.
При установлении факта отцовства во внимание принимаются и исследованию подлежат все обстоятельства, как объективные, так и субъективные, для того чтобы разрешить вопрос о кровном родстве. При отсутствии доказательств кровного родства такой факт не может быть установлен.
В необходимых случаях суд может назначить соответствующую экспертизу для уточнения вопросов происхождения ребенка.
Установление указанных фактов в порядке особого производства возможно только при отсутствии спора о праве материальном, в противном случае данные вопросы подлежат рассмотрению в порядке искового производства, а предъявленное заявление подлежит оставлению без рассмотрения как на стадии принятия заявления, так и в процессе рассмотрения его в судебном заседании (ч. 3 ст. 261 ГПК ЛНР).
Существенное значение имеет установление цели, с которой заявлены такие требования (ст. 265 ГПК ЛНР).
Это может быть необходимо для получения: пенсии по потере кормильца; социальных выплат; компенсации, если отец погиб в результате насильственных действий (в подобной ситуации ребенок будет признан потерпевшим и имеет право получить компенсацию от лица, совершившего насильственные действия в отношении погибшего); наследства, оставшегося после смерти мужчины и в других случаях, предусмотренных законом.
Исходя из заявленных целей установления данных фактов, решается вопрос о составе заинтересованных лиц по делу.
Такими заинтересованными лицами привлекаются пенсионные органы; органы, осуществляющие социальные выплаты; органы госрегистрации актов гражданского состояния; наследники умершего и другие лица, чьи интересы могут быть затронуты принятым судом решением.
В соответствии со ст. 57 Семейного кодекса ЛНР ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных Семейным кодексом ЛНР (ст. ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
Проведенным анализом поступивших для обобщения гражданских дел данной категории установлено, что при рассмотрении данной категории дел суды республики руководствовались указанными нормами ГПК ЛНР, Семейного кодекса ЛНР, Закона ЛНР от 21 января 2019 года N 15-III "Об актах гражданского состояния", постановлением Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 11 декабря 2019 года N 25 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей", однако, не всегда правильно их применяли.
Таким образом, проведенным анализом установлено, что при рассмотрении указанной категории дел судами республики допускаются ошибки в понимании норм как материального, так и процессуального права, регулирующих данные вопросы.
1. Суды не всегда различают требования об установлении факта признания отцовства и об установлении факта отцовства, не обращают внимания на дату рождения ребенка, в отношении которого ставится вопрос отцовства, вследствие чего в отдельных случаях вместо установления факта отцовства устанавливают факт признания отцовства, и наоборот.
Из рассмотренных дел по 9 делам суд вместо установления факта отцовства рассматривал установление факта признания отцовства. При этом по одному делу было заявлено требование об установлении факта отцовства, однако, суд, не уточнив у заявителя требования, рассматривал заявление заявителя, как требование об установлении факта признания отцовства.
Суды не обращают внимания, что при установлении факта признания отцовства, юридическим фактом, имеющим значение для дела, является установление именно признания умершим при жизни своего отцовства в отношении ребенка, чему могут быть представлены в зависимости от даты рождения ребенка соответствующие доказательства, в частности, в отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 года - доказательства нахождения ребенка на иждивении умершего к моменту смерти или ранее, а в отношении детей, родившихся с 20 августа 2018 года - любые доказательства.
При установлении факта отцовства, юридическим фактом, имеющим значение для дела, является установление именно отцовства умершего в отношении ребенка, т.е. происхождение ребенка от данного лица, для чего могут быть также в зависимости от даты рождения ребенка представлены соответствующие доказательства, в частности, в отношении детей, родившихся после 1 октября 1968 года до 1 января 2004 года, доказыванию отцовства подлежит одно из трех обстоятельств: совместное проживание умершего с матерью ребенка до рождения ребенка, либо содержание умершим ребенка после его рождения, либо признание умершим своего отцовства; в отношении детей, родившихся с 1 января 2004 года и до 20 августа 2018 года, а также с 20 августа 2018 года - любые доказательства бесспорно, подтверждающие происхождение ребенка от умершего.
2. Суды в полной мере не выясняют цели заявленных требований, что влияет на круг заинтересованных лиц по делу, вследствие чего не всегда привлекают к участию в деле заинтересованных лиц в полном объеме.
Не учитывают, что правильность определения круга заинтересованных лиц также позволяет суду правильно решить и вопрос о наличии либо отсутствии спора о праве, который подлежит рассмотрению в исковом порядке. Наличие спора о праве является основанием для оставления такого заявления без рассмотрения (ч. 3 ст. 261 ГПК ЛНР). В случае непривлечения всех лиц, чьих прав может касаться решение суда по такому делу, может оказаться, что у них имеется спор о праве, что в свою очередь может повлечь отмену решения суда.
Из рассмотренных дел один и тот же суд в течение месяца установил требуемый факт при наличии вступившего в законную силу определения об оставлении аналогичного заявления без рассмотрения ввиду наличия спора и необходимостью разрешения вопроса в порядке искового производства.
3. При определении круга заинтересованных лиц суды не всегда учитывают, что установление названных фактов дает право на назначение определенных выплат соответствующими органами, поэтому в качестве заинтересованных лиц по таким требованиям являются, как пенсионные органы, так и другие органы социальной защиты населения.
Вместе с тем, суды не всегда привлекают эти органы к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
4. Не учитывают, что установление названных фактов влечет право наследования, поэтому заинтересованными лицами по таким требованиям также является весь круг наследников умершего (родители, другие дети, супруги, если имеются).
Вместе с тем, суды не выявляют весь круг наследников, в отдельных случаях привлекают в качестве заинтересованных лиц из наследников умершего только родителей либо одного из них, при этом не всегда требуют документ, подтверждающий родственные отношения с умершим.
Имеются случаи, когда родители умершего и его другие родственники вообще не привлекаются в качестве заинтересованных лиц, а допрашиваются в качестве свидетелей, при этом доказательства родственных отношений также не истребуются.
5. Поскольку установление судом требуемых фактов влечет внесение изменений в актовую запись о рождении ребенка, в качестве заинтересованного лица по делу следует привлекать территориальные управления юстиции Министерства юстиции ЛНР в лице отделов ЗАГСа, в состав которых эти отделы входят в качестве структурных подразделений, без права юридического лица.
Вместе с тем, в некоторых случаях суды привлекают к участию в деле просто территориальные управления юстиции Министерства юстиции ЛНР, как юридические лица, без указания, почему данный орган является заинтересованным лицом.
6. Привлекают к участию в качестве заинтересованных лиц администрации города или района также без указания, почему данный орган является заинтересованным лицом.
7. Следует отметить, что в отдельных случаях суды подходят к рассмотрению указанных заявлений формально, что усматривается из протоколов судебного заседания, не выясняют все обстоятельства, имеющие значение для дела, заявитель и заинтересованные лица, свидетели опрашиваются поверхностно, иногда в их пояснениях даже отсутствуют полные данные умершего лица и ребенка, в отношении которых решается данный вопрос (указаны только фамилия и имя), в отдельных случаях в объяснениях отражается только то, что заявитель поддерживает свое заявление.
Дела рассматриваются без участия представителей заинтересованных лиц, а именно: пенсионного органа, органа социальной защиты населения, органа юстиции, на основании доверенности и заявления представителя о рассмотрении дела в его отсутствие, что противоречит существу его полномочий, оговоренных в доверенности, суды не обращают внимания, что такое заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица должно исходить от самого этого лица, и подписано должно быть руководителем этого органа.
8. В качестве доказательств принимались показания свидетелей, свидетельства о рождении ребенка, свидетельства о смерти предполагаемого отца, фотографии, акты о проживании с места жительства.
Вместе с тем другие доказательства (свидетельства о рождении умершего, медицинская документация, справки с места жительства, места работы умершего и другие), не всегда истребовались и судами не исследовались, вопрос о назначении соответствующих экспертиз в необходимых случаях не обсуждался.
9. Решения судов по указанным вопросам в основном достаточно мотивированны, содержат ссылки на соответствующие правовые нормы.
Вместе с тем имеются определенные замечания к содержанию резолютивной части решений.
При формулировании резолютивной части решения суда следует учитывать положения Закона Луганской Народной Республики от 21 января 2019 года N 15-III "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон N 15-III).
В пунктах 34, 35 постановления Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 11 декабря 2019 года N 25 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей" разъяснено, что решение суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации установления отцовства (статья 50 Закона N 15-III).
Сведения об отце ребенка вносятся в запись акта об установлении отцовства в соответствии с данными, указанными в решении суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства (часть 3 статьи 56 Закона N 15-III).
На основании записи акта об установлении отцовства сведения об отце ребенка вносятся также в запись акта о рождении ребенка (статья 59 Закона N 15-III).
С учетом названных норм в случае удовлетворения требования об установлении отцовства либо об установлении факта признания отцовства или факта отцовства, об оспаривании записи об отце ребенка в записи акта о рождении ребенка в резолютивной части решения суда должны содержаться сведения, необходимые для регистрации установления отцовства в органе государственной регистрации актов гражданского состояния и/или внесения в запись акта гражданского состояния соответствующих изменений.
В этих целях судам следует исходить из положений статьи 57 Закона N 15-III, определяющей перечень сведений, подлежащих указанию в записи акта об установлении отцовства.
Ввиду того, что к числу сведений, вносимых на основании статьи 57 Закона N 15-III в запись акта об установлении отцовства, относятся также сведения о фамилии, имени, отчестве ребенка до установления отцовства и после установления отцовства, суду следует ставить на обсуждение сторон вопрос относительно фамилии и/или отчества ребенка после установления отцовства, если они не совпадают с фамилией и/или именем лица, отцовство которого установлено.
Таким образом, решение суда об установлении факта отцовства или об установлении факта признания отцовства является основанием для производства актовой записи об установлении отцовства, на основании которой вносятся изменения в актовую запись о рождении ребенка.
Вместе с тем, в резолютивной части практически всех изученных решений содержится указание о необходимости внесения исправлений в актовую запись о рождении ребенка с указанием конкретных изменений, что не соответствует разъяснениям названного постановления Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики.
Выводы
1. Судам республики следует более тщательно готовить и рассматривать дела указанной категории, не допускать упрощенчества и поверхности, подробно выяснять все обстоятельства путем опроса заявителя, заинтересованных лиц, свидетелей, что должно быть отражено в протоколе судебного заседания, не ограничиваться только лишь указанием, что заявитель поддерживает свое заявление.
2. Обращать внимание на дату рождения ребенка для того, чтобы правильно определить, какой факт подлежит установлению.
3. Устанавливать полный круг заинтересованных лиц, исходя из того, что при установлении требуемого факта возникает не только право, вытекающее из заявленной цели, но и право требования внесения изменений в актовую запись о рождении ребенка, право на назначение ребенку пенсии и других выплат в связи с утратой кормильца, право наследования и другие права в предусмотренных законом случаях.
4. В качестве заинтересованных лиц привлекать всех наследников, требовать подтверждение родственных отношений с умершим.
5. Исследовать не только свидетельство о рождении ребенка, но и требовать копию актовой записи о рождении ребенка для проверки имеющихся в ней сведений об отце ребенка.
6. В качестве доказательств принимать: свидетельские показания, письменные доказательства (фотографии, письма), аудио- и видеозаписи, документы, подтверждающие факт совместного проживания умершего с матерью ребенка до его рождения, содержание и воспитание ребенка умершим, признания своего отцовства в отношении ребенка, факт происхождения ребенка от умершего, в том числе, в необходимых случаях заключение экспертизы, оценивать их в совокупности. При принятии в качестве письменных доказательств документов, из которых усматривается происхождение ребенка, выданных соответствующими органами Российской Федерации, руководствоваться нормами ст. 407 ГПК ЛНР.
7. Резолютивную часть решения излагать в соответствии с требованиями закона, не выходить за пределы полномочий суда, вопросы внесения изменений в актовую запись о рождении ребенка по указанной категории дел не входят в компетенцию суда, руководствоваться разъяснениями, содержащимися в указанном постановлении Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики.
Возможный вариант резолютивной части решения:
"Установить факт признания отцовства (факт отцовства) Ивановым Иваном Ивановичем, _______ года рождения, уроженца города _______, национальность _______ (при наличии сведений о национальности), гражданина _______, умершего _______ года, на момент смерти проживавшего в городе _______, в отношении ребенка Петрова Александра Ивановича (после установления отцовства Иванова Александра Ивановича) _______ года рождения, уроженца города _______, актовая запись о рождении N _______ произведена _______ года _______ отделом ЗАГС _______
Настоящее решение является основанием для регистрации установления отцовства в органе государственной регистрации актов гражданского состояния.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обобщение судебной практики рассмотрения судами Луганской Народной Республики в первом полугодии 2022 года дел особого производства об установлении происхождения ребенка в случае смерти предполагаемого отца, не состоявшего в браке с матерью ребенка (Извлечение) (утв. Президиумом Верховного Суда Луганской Народной Республики 19 октября 2022 г. N 112)
Опубликование:
официальный сайт Верховного Суда ЛНР (supcourtlnr.su) 27 октября 2022 г.