В соответствии с Планом работы Верховного Суда Луганской Народной Республики на первое полугодие 2022 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда Луганской Народной Республики от 22.12.2021 года N 85, Верховным Судом Луганской Народной Республики изучена практика рассмотрения районными, городскими, горрайонными судами, Военным судом уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий (статьи 350 и 354 УК ЛНР), рассмотренных судами во втором полугодии 2021 года.
Уголовным законодательством превышение и злоупотребление должностными полномочиями квалифицируются как преступления должностных лиц против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Согласно статистическим данным во втором полугодии 2021 года судами ЛНР рассмотрено 18 уголовных дел на 27 лиц исследуемой категории, из них:
- по статье 350 УК ЛНР 11 дел на 19 лиц;
- по статье 354 УК ЛНР 7 дел на 8 лиц.
В том числе:
- по статье 350 УК ЛНР в отношении 11 мужчин, по статье 354 УК ЛНР в отношении 7 мужчин;
- по статье 350 УК ЛНР в отношении 8 женщин, по статье 354 УК ЛНР в отношении 1 женщины. Частных постановлений вынесено не было.
II полугодие 2021 года |
статья 350 УК ЛНР |
статья 354 УК ЛНР |
Всего окончено дел, из них: |
10 |
7 |
- с вынесением приговора |
10 |
7 |
- осуждено лиц |
18 |
8 |
- оправдано лиц |
0 |
0 |
Прекращено дел, из них: |
1 |
0 |
- по реабилитирующим основаниям (в лицах): |
0 |
0 |
- по другим основаниям (в лицах): |
1 |
0 |
Рассмотрено дел в особом порядке: |
3 |
3 |
Во втором полугодии 2021 года Верховным Судом Луганской Народной Республики как судом апелляционной инстанции рассмотрено по статье 350 УК ЛНР 1 дело на 1 лицо; по статье 354 УК ЛНР дела в производство не поступали. Частных постановлений вынесено не было.
|
статья 350 УК ЛНР |
статья 354 УК ЛНР |
Всего рассмотрено дел, из них: |
1 |
0 |
Оставлено без изменений: |
0 |
0 |
Изменено: |
1 |
0 |
Отменено, из них: |
0 |
0 |
С вынесением нового судебного решения |
0 |
0 |
С направлением на новое судебное рассмотрение |
0 |
0 |
Во втором полугодии 2021 года Верховным Судом Луганской Народной Республики как судом кассационной инстанции уголовные дела по статье 350 УК ЛНР и по статье 354 УК ЛНР не рассматривались.
Рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных 350 УК ЛНР
Злоупотребление должностными полномочиями посягает, прежде всего, на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных (коммунальных) учреждений, государственных корпораций, Народной милиции Луганской Народной Республики, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.
Основным объектом данного преступления являются нормальное функционирование органов государственной власти, интересы государственной службы и органов местного самоуправления. В качестве дополнительного объекта могут выступать права человека и гражданина, экономические и иные интересы граждан, организаций и государства.
Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями состоит из трех обязательных признаков:
1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (в форме действия либо бездействия);
2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.
Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.
В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).
Так, например, судами Луганской Народной Республики по статье 350 УК ЛНР (при вынесении обвинительного приговора) квалифицировались следующие действия должностных лиц:
- и.о. начальника ГОМ-1 районного РО ЛГУ МВД, и.о. заместителя начальника ГОМ-1 районного РО ЛГУ МВД, а также и.о. оперуполномоченного ГОМ-1 районного РО ЛГУ МВД, из корыстной и иной личной заинтересованности, задержали граждан Д. и Х., которых доставили в помещение ГОМ, поместили в комнату для задержанных, где последние содержались без законных оснований в период времени с 27.09.2014 по 06.10.2014;
- главный инженер коммунального предприятия, из иной личной заинтересованности, внес в акты выполненных работ заведомо недостоверное (завышенное) количество израсходованных материалов для ремонта кровли;
- и.о. начальника коммунального предприятия, из иной личной заинтересованности, утвердила акты выполненных работ, содержащие заведомо недостоверное (завышенное) количество израсходованных материалов для ремонта кровли;
- начальник обособленного подразделения государственного унитарного предприятия, из иной личной заинтересованности, организовал проведение работ по удалению нежелательной поросли и сухостоя вдоль автомобильных дорог с нарушением требований нормативных правовых актов, регламентирующих данные работы, в результате чего без получения лесорубочного билета было вырублено 2495 деревьев;
- глава сельсовета, из корыстных побуждений, организовал незаконную добычу полезного ископаемого - сырья для производства щебня, без наличия специального разрешения;
- инспектор МРЭО, из корыстной заинтересованности, произвел регистрацию транспортного средства, оборудование которого не отвечает требованиям действующего законодательства ЛНР;
- и.о. директора школы, из иной личной заинтересованности, зная о наличии факта перерасхода угольной продукции в отопительный период и соответственно ее недостачи, с целью скрыть указанный факт, распорядилась подготовить акты на списание топлива, в которые были внесены недостоверные сведения;
- ректор высшего учебного заведения, из иной личной заинтересованности, не предприняла мер к созданию надлежащих условий для содержания и питания животных (крупного рогатого скота), содержащихся в структурном подразделении ВУЗа в рамках реализации Программы по развитию молочного скотоводства, что привело к их падежу; сокрыла факты падежа телят красно-пестрой породы, и давала указание на замену их здоровыми телятами красной степной породы;
- директор государственного унитарного предприятия ЛНР, из корыстной заинтересованности, в пользу третьего лица, заключил от имени ГУП ЛНР с ООО "П" договор поставки пищевых продуктов, на основании которого были поставлены пищевые продукты низкого качества, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, по завышенной цене, в крупном размере, что причинило тяжкие последствия;
- министр одного из министерств ЛНР, из корыстной заинтересованности, дал указание своему подчиненному (члену комиссии по конкурсным торгам) провести фиктивную процедуру отrрытых торгов по закупке компьютерной техники с заранее определенным победителем; он же, из корыстной заинтересованности, с целью получения незаконного вознаграждения, организовал приобретение генератора кислорода для нужд министерства без наличия необходимости, который был приобретен, но не используется;
- главный бухгалтер одного из министерств ЛНР, являясь членом комиссии по конкурсным торгам, принял участие в заведомо фиктивной процедуре открытых торгов по закупке компьютерной техники с заранее определенным победителем;
- начальник отдела одного из министерств ЛНР, член комиссии по конкурсным торгам, из корыстной заинтересованности, достоверно зная о наличии сговора участников торгов по закупке компьютерной техники, не сообщил другим членам комиссии о наличии сговора и принял участие в голосовании, в результате которого было принято решение о покупке техники по завышенным ценам;
- председатель ГТК ЛНР, из иной личной заинтересованности, способствовал осуществлению незаконной хозяйственной деятельности предприятия без его регистрации в ЛНР, и незаконному получению оплаты за оказанные услуги в безналичной форме на расчетный счет в банке Украины;
- министр одного из министерств ЛНР, из корыстной и иной личной заинтересованности, оказывала содействие в решении проблемных вопросов предприятия, связанных с деятельностью контролирующих организаций, разработала и реализовала противоправную схему по уходу указанного предприятия от уплаты начисленных административных штрафов при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в результате чего государственный бюджет недополучил доход на сумму N российских рублей.
Ответственность по статье 350 УК ЛНР наступает за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
Например, сотрудник исправительного учреждения из корыстной или иной личной заинтересованности не изымает из пользования осужденным мобильный телефон, являющийся запрещенным предметом, не пресекает нарушение установленного порядка отбывания наказания и не применяет установленные законом меры ответственности.
Все преступления, предусмотренные статьей 350 УК ЛНР, по которым были вынесены обвинительные приговоры, совершались в форме действия, кроме одного - ректор высшего учебного заведения из иной личной заинтересованности не предприняла мер к созданию надлежащих условий для содержания и питания животных (крупного рогатого скота), содержащихся в структурном подразделении ВУЗа в рамках реализации Программы по развитию молочного скотоводства, что привело к их падежу.
Однако в случаях, когда действия должностного лица, связанные с нарушением своих служебных полномочий, были совершены для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным, при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК ЛНР).
При рассмотрении уголовных дел о преступлениях данной категории надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностей из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).
При отсутствии в обвинительном заключении или обвинительном акте указанных данных, восполнить которые в судебном заседании не представляется возможным, уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке статьи 255 УПК ЛНР для устранения препятствий его рассмотрения судом.
В практике рассмотрения уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями суды указывали на конкретные нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми должностное лицо наделено теми или иными полномочиями.
Так, по уголовному делу, рассмотренному Ровеньковским городским судом, в отношении З.Е.В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 350 УК ЛНР, в приговоре суд указал на конкретные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми он был наделен полномочиями.
В частности, З.Е.В., выполняя должностные обязанности инспектора межрайонного регистрационно-экзаменационного отделения города, будучи наделенным полномочиями по проведению регистрации транспортных средств, из корыстной заинтересованности произвел регистрацию транспортного средства, оборудование которого не отвечает требованиям действующего законодательства ЛНР.
Приговором суда З.Е.В. по данному эпизоду признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 350 УК ЛНР с назначением наказания в виде пяти минимальных размеров оплаты труда в сумме N российских рублей.
Вместе с тем, в производстве Артемовского районного суда города Луганска находилось уголовное дело в отношении Т.В.Г. по части 1 статьи 350 УК ЛНР.
Органом предварительного следствия в предъявленном Т.В.Г. обвинении подробно указаны её полномочия как должностного лица, права и обязанности, которыми она была наделена, и какими нормативными правовыми актами, иными документами они предусмотрены.
Однако, в приговоре в отношении Т.В.Г. суд не указал, какие именно полномочия и в каком объёме были предметом злоупотребления со стороны Т.В.Г., ограничившись ссылкой на то, что она являлась должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Отсутствует указание в приговоре и на нормативные правовые акты, иные документы, предусматривающие полномочия должностного лица, её права и обязанности.
Судом первой инстанции был вынесен по делу обвинительный приговор, которым Т.В.Г. была осуждена по части 1 статьи 350 УК ЛНР к наказанию в виде штрафа в размере четырех минимальных размеров оплаты труда в сумме N российских рублей. Приговор в апелляционном порядке не обжалован.
Обязательным элементом объективной стороны преступления является последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием.
По делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в приговоре, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий.
Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Луганской Народной Республики (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.
Например, по уголовному делу, рассмотренному Ленинским районным судом города Луганска в отношении К.А.Н., являвшегося председателем ГТК ЛНР, незаконные действия которого привели к нарушению прав граждан и государства, выразившиеся:
- в способствовании осуществлению незаконной хозяйственной деятельности предприятия без его регистрации в ЛНР;
- необоснованного содержания транспортных средств и грузов на территории предприятия, осуществлявшего незаконную предпринимательскую деятельность и необоснованной оплаты услуг в пользу украинского субъекта хозяйствования.
Приговором суда К.А.Н. по данному эпизоду признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 350 УК ЛНР, с назначением наказания в виде 1 года лишения свободы.
Злоупотребление должностными полномочиями является преступлением с материальным составом. Оно считается оконченным с момента наступления последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла.
Обязательным признаком субъективной стороны злоупотребления должностными полномочиями является мотив преступления, который выражается в корыстной или иной личной заинтересованности.
Под корыстной заинтересованностью понимается стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).
В качестве примера можно привести уголовное дело, рассмотренное Ленинским районным судом города Луганска в отношении Б.А.Б., который совершил злоупотребление должностными полномочиями вопреки интересам службы из корыстной заинтересованности.
Так, Б.А.Б., работая директором государственного унитарного предприятия ЛНР заключил от имени ГУП ЛНР с ООО "П" договор поставки пищевых продуктов, на основании которого были поставлены пищевые продукты низкого качества, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, по завышенной цене, в результате чего государственному унитарному предприятию был причинен ущерб на сумму N российских рублей, что причинило тяжкие последствия.
Эти действия совершены Б.А.Б. из корыстной заинтересованности, в пользу третьего лица, выразившейся в стремлении получения третьим лицом незаконной прибыли от продажи некачественной пищевой продукции.
Квалифицирующий признак преступления - наступление от действий К.Р.Р. существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства в виде наступления тяжких последствий, выразился в излишнем и неэффективном расходовании государственных денежных средств, а также негативные и тяжкие последствия для государственного унитарного предприятия ЛНР, выражающиеся в увеличении затрат и причинении имущественного вреда на сумму N российских рублей.
Приговором суда Б.А.Б. по данному эпизоду признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 350 УК ЛНР, с назначением наказания в виде 5 лет лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с административно-хозяйственными полномочиями сроком на 2 года и с конфискацией 1/2 части имущества. Основное наказание назначено условно.
Под иной личной заинтересованностью понимается стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
По уголовному делу, рассмотренному Краснодонским горрайонным судом в отношении С.Е.В., которая являясь и.о. начальника коммунального предприятия, утвердила акты выполненных работ, содержащие заведомо недостоверные сведения о количестве израсходованных материалов для ремонта кровли жилых домов, завышенном и не соответствующем их фактическому израсходованию.
С.Е.В. в соответствии с Уставом являлась должностным лицом, уполномоченным осуществлять организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в коммунальном предприятии, действуя умышленно, из иной личной заинтересованности, с целью уйти от наказания со стороны вышестоящего руководства, извлечения выгод и преимуществ для себя, выразившихся в создании видимости соответствия занимаемой ею руководящей должности, благополучного процесса руководством коммунального предприятия, выполнения возложенных задач и должностных обязанностей, а также с целью повышения личного авторитета и авторитета учреждения.
Приговором суда С.Е.В. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 350 УК ЛНР и ей назначено наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с административно-хозяйственными, управленческими функциями сроком на 2 года.
При рассмотрении дел о злоупотреблении должностными полномочиями установление мотива корыстной или иной личной заинтересованности, которым руководствовалось лицо при совершении преступления, является обязательным. В приговоре должно быть указано, в чем конкретно такой мотив был выражен, что и происходит на практике при рассмотрении уголовных дел судами Луганской Народной Республики.
Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
В случае, когда лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, но не стремится получить в результате какие-либо личные блага (его мотивом выступают, например, ложно понятые интересы государственного, муниципального (коммунального) органа или учреждения), состав преступления отсутствует.
В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества.
Если использование должностным лицом своих служебных полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается частью 3 статьи 172 УК ЛНР (мошенничество) или частью 3 статьи 179 УК ЛНР (присвоение или растрата чужого имущества) и дополнительной квалификации по статье 350 УК ЛНР не требует.
В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества, совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.
Судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена статьей 235 УК ЛНР.
Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, за исключением государственных и муниципальных (коммунальных) унитарных предприятий, а также лица, выполняющие управленческие функции в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным (коммунальным) учреждением, государственной корпорацией.
Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 350 УК ЛНР, является должностное лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном (коммунальном) учреждении, государственном и муниципальном (коммунальном) унитарном предприятии, государственной корпорации, а также в Народной милиции Луганской Народной Республики, другом воинском формировании, специальном формировании, и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Луганской Народной Республики.
К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 390 УК ЛНР, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального (коммунального) учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
Часть 2 статьи 350 УК ЛНР предусматривает квалифицированный состав злоупотребления полномочиями, отличающийся от основного состава преступления особым статусом субъекта, которым является должностное лицо, занимающее государственную должность Луганской Народной Республики.
При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 350 УК ЛНР или частью 2 статьи 354 УК ЛНР, судам следует исходить из пункта 2 примечаний к статье 350 УК ЛНР, согласно которому под лицами, занимающими государственные должности Луганской Народной Республики, понимаются лица, занимающие должности, указанные в статье 1 Закона Луганской Народной Республики от 03.06.2015 N 40-II "О государственных должностях Луганской Народной Республики".
Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями является совершение деяния, предусмотренного частями 1 или 2 статьи 350 УК ЛНР, повлекшее тяжкие последствия (часть 3 статьи 350 УК ЛНР). Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления. К числу тяжких могут быть отнесены такие последствия, как: крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности и т.п.
Так, Ленинским районным судом города Луганска было рассмотрено уголовное дело в отношении Д.И.П., которая занимая должность министра одного из министерств ЛНР, являясь должностным лицом, занимающим государственную должность, оказывала содействие в решении проблемных вопросов предприятия, связанных с деятельностью контролирующих организаций, разработала и реализовала противоправную схему по уходу указанного предприятия от уплаты начисленных административных штрафов при осуществлении внешнеэкономической деятельности, что повлекло тяжкие последствия в виде неполучения в государственный бюджет ЛНР дохода на сумму N российских рублей.
Приговором суда по данному эпизоду Д.И.П. признана виновной по части 3 статьи 350 УК ЛНР и ей назначено наказание в виде 5 (пяти) лет лишения свободы с лишением права занимать государственные должности Луганской Народной Республики на срок два года, с конфискацией всего имущества.
Данное уголовное дело было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции. Определением коллегии судей Верховного Суда ЛНР приговор изменен: в соответствии с частью 3 4 статьи 73 УК ЛНР в срок лишения свободы зачтено время нахождения Д.И.П. под домашним арестом из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы. В остальной части приговор оставлен без изменения.
Рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 354 УК ЛНР
Состав злоупотребления должностными полномочиями следует разграничить с составом превышения должностных полномочий. В отличие от предусмотренной статьей 350 УК ЛНР ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы, ответственность за превышение должностных полномочий наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
Следует отметить, что отличие данных составов заключается в том, что при злоупотреблении должностными полномочиями лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а при превышении - совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Кроме того, если превышение должностных полномочий образует специальный состав преступления, то ответственность согласно правилу части 3 статьи 17 УК ЛНР наступает только по специальной норме.
Специальными по отношению к статье 354 УК ЛНР являются, например, такие составы преступлений, как статья 145, часть 2 статьи 146, часть 2 статьи 147, часть 3 статьи 149, пункт "б" части 2 статьи 151, часть 2 статьи 156, часть 3 статьи 365, статей 370-374, статьи 376 УК ЛНР.
Так, постановлением Артемовского районного суда города Луганска было прекращено уголовное преследование ввиду истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности в отношении Р.А.Г., который обвинялся по части 1 статьи 354 УК ЛНР и по части 3 статьи 149 УК ЛНР.
По части 1 статьи 359 УК ЛНР Р.А.Г. был привлечен за то, что являясь и.о. заместителя начальника ГОМ-1, совместно с другими сотрудниками ГОМ-1, повредив ворота гаража, принадлежащего гражданину Б., проникли внутрь, где незаконно поместили гранатомет "Шмель", а в находящийся там автомобиль марки Мерседес незаконно поместили гранаты и патроны, после чего вызвали стажера следователя, которая в присутствии двух понятых составила протокол осмотра места происшествия, в котором отражено об обнаружении и изъятии гранатомета, гранат и патронов.
По части 3 статьи 149 УК ЛНР Р.А.Г. привлечен ввиду того, что он, будучи и.о. заместителя начальника ГОМ-1, совместно с другими сотрудниками ГОМ-1, путем открытия дверей ключами, проникли против воли проживающего в нем лица - гражданина Б., в жилой дом, с целью якобы производства обыска, нарушив неприкосновенность жилища.
Как и при рассмотрении уголовных дел по статье 350 УК ЛНР, при превышении должностных полномочий, необходимо установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах.
В практике рассмотрения уголовных дел о превышении должностных полномочий суды ссылались в приговоре на конкретные нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми должностное лицо наделено теми или иными полномочиями.
Очевидный выход действий должностного лица за пределы предоставленных полномочий устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. К случаям превышения лицом своих должностных полномочий может относиться совершение им при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
- относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
- могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
- совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
- никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать такие действия.
Исходя из диспозиции статьи 354 УК ЛНР для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет. В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, когда имеет место корыстная или иная личная заинтересованность.
Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, то есть когда виновный выступает именно как должностное лицо.
Изучением уголовных дел установлено, что суды Луганской Народной Республики во всех случаях выясняли и указывали в приговорах, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий.
По уголовному делу, рассмотренному Ленинским районным судом города Луганска в отношении Б.А.Б., являвшегося директором государственного унитарного предприятия ЛНР, его незаконные действия, выходящие за пределы его полномочий, привели к причинению имущественного вреда государственному унитарному предприятию на сумму 1 491 746 российских рублей, что является существенным нарушением охраняемых законом интересов государства и причинило тяжкие последствия.
Приговором суда по данному эпизоду Б.А.Б. признан виновным по пункту "в" части 3 статьи 354 УК ЛНР и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет с лишением права занимать должности, связанные с административно-хозяйственными полномочиями сроком на 2 года. Основное наказание назначено условно.
По своей конструкции состав превышения должностных полномочий является материальным. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в статье 354 УК ЛНР последствий.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла.
Субъектом преступления, предусмотренного статьей 354 УК ЛНР, как и по статье 350 УК ЛНР, выступает должностное лицо.
Обобщением установлено, что по рассмотренным уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 354 УК ЛНР, в качестве субъектов выступали: директор государственного унитарного предприятия ЛНР, министр одного из министерств ЛНР, главный бухгалтер одного из министерств ЛНР, начальник отдела судебных приставов, два участковых инспектора полиции, и.о. заместителя начальника органа внутренних дел, старшина пушечной артиллерийской батареи НМ ЛНР, заместитель командира взвода - командир отделения НМ ЛНР, командир отделения НМ ЛНР.
Часть 2 статьи 354 УК ЛНР предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Луганской Народной Республики.
Частью 3 статьи 354 УК ЛНР предусмотрены особо квалифицированные составы преступления. В частности, под пунктом "а" предусмотрено совершение деяния, по части 1 или части 2 статьи 354 УК ЛНР, с применением насилия или угрозой его применения; под пунктом "б" - совершение деяния с применением оружия или специальных средств; под пунктом "в" - совершение деяния с причинением тяжких последствий.
Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания.
По уголовному делу, рассмотренному Ровеньковским городским судом, в отношении Г.М.Н. и Б.Е.В., которые, являясь участковыми инспекторами полиции, осуществляющими функции представителей власти, с целью раскрытия преступлений, исходя из мотива принуждения несовершеннолетних Г. и Ш. к признанию в совершении краж, нанесли удары руками в область головы, грудной клетки, туловища, конечностей несовершеннолетних Г. и Ш., причинив им телесные повреждения легкой степени тяжести.
Приговором Ровеньковского городского суда действия Г.М.Н. и Б.Е.В. квалифицированы по пункту "а" части 3 статьи 354 УК ЛНР.
В случае умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, убийства лица, действия дополнительно квалифицируются по статьям 119 и 113 УК ЛНР. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по статье 127 УК ЛНР не требуется.
Под применением оружия или специальных средств понимается фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического или психического воздействия на потерпевшего.
Кроме того, для квалификации преступления, совершенного с применением оружия или специальных средств, необходимо установить, что оружие и специальные средства были применены должностным лицом в нарушение определенных законодательством оснований, условий и пределов их использования.
В результате проведенного обобщения установлено, что в основном судами Луганской Народной Республики правильно применяются нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных со злоупотреблением и превышением должностными полномочиями.
В целях обеспечения единообразного применения законодательства при рассмотрении дел данной категории необходимо принятие постановления Пленума Верховного Суда Луганской Народной Республики, посвященного судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обобщение судебной практики по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий (статьи 350 и 354 УК ЛНР), рассмотренным судами Луганской Народной Республики во втором полугодии 2021 года (утв. Президиумом Верховного Суда Луганской Народной Республики 17 мая 2022 г. N 98)
Опубликование:
официальный сайт Верховного Суда ЛНР (supcourtlnr.su) 21 мая 2022 г.