г. Краснодар |
|
02 февраля 2017 г. |
Дело N А32-13137/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - крестьянского (фермерского) хозяйства "АТТИС" (ИНН 2343006675, ОГРН 1022304365236) - Тарханова А.В. (доверенность от 13.05.2016), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Исаева М.Р. (доверенность от 19.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2016 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2016 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-13137/2016, установил следующее.
Крестьянское (фермерское) хозяйство "АТТИС" (далее - крестьянское хозяйство, фермерское хозяйство) обратилось в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ департамента от 15.03.2016 N 52-4872/16-32-20 в предоставлении государственной услуги в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:11;
- обязать департамент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес хозяйства проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:11 (требования уточнены; т. 2, л. д. 29, 30).
Заявление мотивировано тем, что отказ департамента в предоставлении в собственность общества за плату испрашиваемого земельного участка не соответствует положениям статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и нормам Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Отказ уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в приобретении прав на земельный участок нарушает права и законные интересы крестьянского хозяйства в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2016 требования удовлетворены. Отказ департамента от 15.03.2016 N 52-4872/16-32-20 признан недействительным. Суд обязал департамент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес фермерского хозяйства проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:11. С департамента в пользу крестьянского хозяйства взыскано 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что на основании договоров аренды от 06.04.1992 N 32, от 17.09.2002 N 99, от 14.12.2009 N 8821000125, от 13.01.2016 N 8821000258, заключенных администрацией Новокубанского района (далее - администрация) крестьянское хозяйство пользуется земельным участком сельскохозяйственного назначения общей площадью 474 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:21:0807006:11, местоположение: Новокубанский район, Советское сельское поселение, примерно в 5,8 км от х. Раздольный по направлению на юг, колхоз "Золотой колос", участок N 110. Договор аренды от 13.01.2016 N 8821000258 заключен на срок до 12.01.2026. Фермерское хозяйство обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность (за плату) арендуемого им земельного участка, который отказал в предоставлении участка в собственность (письмо от 15.03.2016 N 52-4872/16-32-20). Отказ мотивирован тем, что заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:11 подано до дня истечения трех лет с момента заключения договора от 13.01.2016 N 8821000258, поэтому у крестьянского хозяйства не возникло право на приобретение в собственность испрашиваемого участка. При проверке доводов фермерского хозяйства о незаконности отказа уполномоченного органа субъекта Российской Федерации суды руководствовались положениями статьи 39.3 Земельного кодекса, а также нормами Закона N 101-ФЗ. Судебные инстанции исходили из того, что арендатор имеет право на приобретение в собственность арендуемого участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов, поскольку используется им на основании договоров аренды с 1992 года, то есть более трех лет (на дату обращения с заявлением в департамент). Материалы дела подтверждают, что участок используется в соответствии с его целевым назначением. В обоснование надлежащего использования участка с кадастровым номером 23:21:0807006:11 крестьянское хозяйство представило судам акты обследования ГУП Краснодарского края "Кубаньземконтроль". В деле отсутствуют документы, свидетельствующие о ненадлежащем использовании фермерским хозяйством земельного участка, в частности, доказательства привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьями 8.6 - 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора с приложением всех документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги. С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, суды пришли к выводу о незаконности отказа департамента в оказании соответствующей государственной услуги, выраженного в письме от 15.03.2016 N 52-4872/16-32-20. Руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебные инстанции удовлетворили соответствующие требования общества, возложив на уполномоченный орган обязанность по подготовке и направлению крестьянскому хозяйству проекта договора купли-продажи испрашиваемого участка. Довод департамента о том, что фермерское хозяйство использует земельный участок на арендном праве менее трех лет, апелляционный суд признал необоснованным. Материалы дела подтверждают, что крестьянское хозяйство использует испрашиваемый в собственность земельный участок на протяжении длительного периода времени (с 1992 года). В соответствии с абзацем девятым статьи 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ) при расчете срока аренды земельного участка учитывается как срок действующего договора, так и сроков ранее заключенных с заявителем (оконченных) договоров аренды испрашиваемого участка. Таким образом, при определении срока аренды департамент должен руководствоваться нормами действующего законодательства и исходить из общего срока договоров аренды, начиная с 1992 года. Ссылка уполномоченного органа на прекращение арендных отношений в 2014 году и возникновение их только в 2016 году (договор от 13.01.2016 N 8821000258), что исключает применение к отношениям сторон подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (отсутствует факт использования спорного участка по договору аренды более трех лет), признана несостоятельной. То обстоятельство, что администрация не предоставила крестьянскому хозяйству преимущественное право на приобретение в аренду земельного участка и в 2016 году провела торги (победителем признан заявитель), само по себе не означает, что право аренды данного участка фермерским хозяйством было прервано (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса). Испрашиваемый земельный участок не выбывал из владения крестьянского хозяйства, что департаментом не оспаривается. Действия администрации по проведению торгов не могут ущемлять права и законные интересы заявителя. Государственная пошлина распределена между сторонами по правилам статьи 110 Кодекса.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Жалоба мотивирована следующим. Заявитель должен доказать факт нарушения его права оспариваемым действием либо правовым актом, а также подтвердить факт несоответствия (противоречия) данного действия либо ненормативного правового акта закону. Законодателем установлено два условия предоставления в собственность арендатору земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: арендатор пользуется соответствующим участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; пользование арендованным участком осуществлялось надлежащим образом. Начало течения срока пользования арендованным земельным участком связано с моментом заключения нового договора аренды, а не с момента начала погашенных договорных отношений, существовавших до заключения нового договора аренды. Договор аренды N 8821000258 заключен 13.01.2016, государственная регистрация аренды по данному договору осуществлена 21.01.2016, хозяйство обратилось с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка 17.12.2016, то есть до дня истечения трехлетнего срока с момента заключения договора аренды предусмотренного подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса. Поэтому у хозяйства не возникло право на приобретение в собственность испрашиваемого участка, у департамента имелись законные основания для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка. Подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса не содержит оговорок относительно включения в установленный срок ранее заключенных договоров аренды. У крестьянского хозяйства право на приобретение в собственность арендуемого земельного участка возникнет только по истечению трех лет с момента заключения действующего договора от 13.01.2016 N 8821000258. Отношения по ранее заключенному договору аренды от 14.12.2009 N 882100012 прекращены 14.12.2014. После прекращения данного договора фермерское хозяйство продолжало пользоваться земельным участком без правоустанавливающих документов. Установление в договоре аренды пресекательного срока его прекращения (пункт 8.1) свидетельствует о договоренности сторон об окончании с указанной даты договорных отношений. Договор от 13.01.2016 N 8821000258 заключен сроком на 10 лет по результатам торгов, является новым договором аренды, при этом стороны не связаны условиями ранее действовавшего договора, прекратившего свое действие в 2014 году.
От крестьянского хозяйства 21.01.2017 в окружной суд поступил отзыв на кассационную жалобу. Из приложенного к отзыву кассового чека следует, что отзыв направлен в департамент (заказным письмом с уведомлением о вручении) 23.01.2017.
В судебном заседании представитель департамента возражал против приобщения отзыва к материалам дела, просил суд округа не учитывать изложенные в нем возражения в связи с нарушением требования статьи 279 Кодекса о заблаговременном направлении участникам процесса отзыва на кассационную жалобу. Полагает, что семи календарных (пяти рабочих) дней явно недостаточно для того, чтобы юристы департамента могли ознакомиться с ним (подготовить мотивированные возражения). Просил учесть масштабность работы, проводимой подразделениями департамента, а также формализованную и длительную процедуру поступления в юридическую службу почтовых отправлений.
В соответствии с частью 2 статьи 279 Кодекса отзыв на кассационную жалобу направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания.
Направление департаменту 23.01.2017, то есть в срок, исключающий получение отзыва, ознакомление с ним и подготовку мотивированных возражений заблаговременно (до даты судебного заседания, назначенного на 01.02.2017) не позволяет судебной коллегии приобщить к материалам дела отзыв крестьянского хозяйства.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель фермерского хозяйства возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Ссылка департамента на то, что испрашиваемый в собственность участок используется крестьянским хозяйством менее трех лет, несостоятельна. Земельный участок передан заявителю в 1992 году и используется фермерским хозяйством 24 года. При определении срока аренды суды первой и апелляционной инстанций правомерно применили нормы Земельного кодекса с учетом краевого Закона N 552-КЗ, из положений которого следует, что необходимо суммировать общий срок договоров аренды, начиная с 1992 года.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, администрация (арендодатель) и крестьянское хозяйство (арендатор) заключили договор от 06.04.1992 N 32 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 107,4 га сроком на 5 лет (т. 1, л. д. 54 - 57).
17 сентября 2002 года администрация (арендодатель) и фермерское хозяйство (арендатор) заключили новый договор аренды N 99, согласно которому арендатору передан земельный участок общей площадью 47,4 га с кадастровым номером 23:21:0807006:0002 сроком на 5 лет (т. 1. л. д. 58 - 66).
На основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2008 по делу N А32-24938/2008 администрация (арендодатель) и крестьянское хозяйство (арендатор) заключили договор аренды от 14.12.2009 N 8821000125 земельного участка общей площадью 474 тыс. кв. м, которому после межевания присвоен кадастровый номер 23:21:0807006:11. Участок имеет местоположение: Новокубанский район, Советское сельское поселение, примерно в 5,8 км от х. Раздольный по направлению на юг, колхоз "Золотой колос", участок N 110. Срок действия договора установлен сторонами до 14.12.2014 (т. 1, л. д. 71 - 77).
13 января 2016 года администрация и фермерское хозяйство по результатам торгов (протокол заседания комиссии по проведению торгов N 357-сх) заключили договор аренды N 8821000258 земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:11 со сроком действия 10 лет, до 12.01.2026 (т. 1, л. д. 83 - 89).
17 февраля 2016 года в департамент поступило заявление крестьянского хозяйства от 10.02.2016 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:11 (т. 1, л. д. 97 - 99). К заявлению приложены: нотариально заверенная копия паспорта заявителя, нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации; нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на налоговый учет; нотариально заверенная копия соглашения и копия протокола об избрании главы фермерского хозяйства; выписка из ЕГРЮЛ; заверенная копия договора аренды от 06.04.1992 N 32; копия решения Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2008 по делу N А32-24938/2008-10/291; заверенная копия договора аренды от 14.12.2009 N 8821000125; заверенная копия договора аренды от 13.01.2016 N 8821000258; выписка из решения общего собрания о намерении приобрести земельный участок в собственность; документ, подтверждающий надлежащее использование участка; форма N 1-КФХ и N 2-КФХ за 2015 год, копия акта ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" за 2015 год.
Департамент отказал крестьянскому хозяйству в предоставлении земельного участка в собственность (письмо от 15.03.2016 N 52-4872/16-32-20). Отказ мотивирован тем, что заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:11 подано до дня истечения трех лет с момента заключения договора аренды от 13.01.2016 N 8821000258. С учетом положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, у фермерского хозяйства не возникло право на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка (т. 1, л. д. 100, 101).
Полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка в собственность противоречит нормам земельного законодательства и нарушает его права, крестьянское хозяйство обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 названного Закона (в редакции, действовавшей на дату подачи крестьянским хозяйством заявления) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В нем указано, что неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается непроведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
В случае подачи заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса к нему прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Законом N 101-ФЗ (пункт 2 статьи 39.17 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 21 Закона N 532-КЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи. Исключение составляет ряд случае, в том числе, для земельных участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель, при условии надлежащего использования этих земельных участков.
Такие земельные участки приобретаются в собственность по кадастровой стоимости. В случае аренды земельного участка в течение 6 лет при условии надлежащего использования этого участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельных участков. В случае аренды земельного участка в течение 9 лет при условии надлежащего использования этого участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельных участков. В случае аренды земельного участка в течение 12 лет при условии надлежащего использования этого участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельных участков. В случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельных участков. В случае аренды земельного участка в течение 20 лет земельный участок (часть земельного участка) предоставляется крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность бесплатно при условии отсутствия в течение указанного срока административных наказаний, связанных с использованием этого земельного участка, из расчета 1,5 гектара на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, проработавшего в нем не менее 10 лет. В случае, если площадь используемого по договору аренды земельного участка менее расчетной, то земельный участок предоставляется крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность бесплатно, исходя из его фактической площади.
Расчет срока аренды земельного участка в настоящей статье предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующие существенные для правильного разрешения спора обстоятельства. Испрашиваемый в собственность земельный участок арендуется крестьянским хозяйством с 1992 года на основании договоров аренды, заключенных с администрацией. Земельный участок с кадастровым номером 23:21:0807006:11 используется в соответствии с целевым назначением (выращивание сельскохозяйственных культур), что подтверждается представленными в дело актами ГУП Краснодарского края "Кубаньземконтроль" (т. 2, л. д. 6 - 8). Арендатор не привлекался к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.6 - 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Общество обратилось в департамент с заявлением о выкупе земельного участка, приложив к нему все документы, необходимые для оказания (предоставления) уполномоченным органом соответствующей государственной услуги.
Согласно части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суды признали, что отказ департамента в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:11, выраженный в письме от 15.03.2016 N 52-4872/16-32.20, является незаконным. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что крестьянское хозяйство имеет право на приобретение в собственность испрашиваемого участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов (на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов фермерского хозяйства суд первой инстанции возложил на департамент обязанность по осуществлению государственной услуги, испрашиваемой заявителем.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе департамент приводит доводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявления. Уполномоченный орган полагает, что подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса не содержит оговорок относительно включения в установленный срок ранее заключенных договоров аренды. По мнению департамента, право на приобретение в собственность арендуемого земельного участка возникнет у заявителя только по истечению трех лет с момента заключения договора от 13.01.2016 N 8821000258. Отношения по ранее заключенному договору от 14.12.2009 N 882100012 прекращены 14.12.2014 (пункт 8.1), поэтому крестьянское хозяйство продолжало пользоваться участком без правоустанавливающих документов. Договор от 13.01.2016 N 8821000258 заключен сроком на 10 лет по результатам торгов, является новым договором аренды, при этом стороны не связаны условиями ранее действовавшего договора, прекратившего свое действие в 2014 году.
Приведенные департаментом в жалобе доводы окружным судом отклоняются. Из буквального содержания условий договора от 14.12.2009 N 882100012 (статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс) не следует, что с истечением срока его действия отношения сторон прекращаются (без сохранения возможности возобновления договора на тех же условиях на неопределенный срок), а арендуемый крестьянским хозяйством участок возвращается арендодателю. До истечения срока аренды арендодатель не уведомлял арендатора о принятии в установленном порядке решения не передавать имущество в аренду по окончании срока действия договора. Поэтому арендатор, надлежащим образом исполнявший договорные обязанности (это установлено судами при разрешении спора), продолжил пользование земельным участком по договору, возобновленному по правилам пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса. При этом договор от 13.01.2016 N 8821000258 заключался (по результатам торгов) в условиях сохранения за фермерским хозяйством права на оформление нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:21:0807006:11 без проведения торгов, что прямо предусмотрено подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Поэтому у окружного суда отсутствуют основания для вывода о том, что фермерское хозяйство пользовалось земельным участком без правоустанавливающих документов в период с 14.12.2014 и до заключения договора аренды от 13.01.2016 N 8821000258. Владение и пользование испрашиваемым в собственность заявителем земельным участком в этот период времени было не только фактическим (что департамент не отрицает), но и законным (пункт 2 статьи 621 Гражданского кодекса, подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса). Следовательно, судебные инстанции правомерно защитили нарушенное право (законный интерес) крестьянского хозяйства, обязав департамент осуществить испрашиваемую заявителем государственную услугу.
Окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе департамента приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2016, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2016 по делу N А32-13137/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.