Требование: о взыскании пени;о взыскании долга, затрат и пени в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
02 февраля 2017 г. |
Дело N А32-1382/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Айбатулина К.К. и Алексеева Р.А., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Хомяковой А.В. (доверенность от 25.05.2015), в отсутствие ответчика - открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2016 (судья Поздняков А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016 (судьи Ванин В.В., Еремина О.А., Ковалева Н.В.) по делу N А32-1382/2015, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт) о взыскании 2 677 894 рублей 69 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в пути следования на промежуточных станциях и расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 24.07.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы доказанностью задержки вагонов на промежуточных станциях в пути следования по причинам, зависящим от порта (грузополучателя) в связи с нарушением срока оборота вагонов.
В кассационной жалобе порт просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, вывод судов о том, что отметка в железнодорожной накладной о составлении акта не предусмотрена и правового значения для исчисления платы не имеет, противоречит нормам права. На вагоны, указанные в дорожных ведомостях по акту N 9/1158 срок доставки увеличен на 14 суток, по акту N 9/2108 - на 21 сутки, по акту N 9/985 - на 7 суток, по акту N 9/1194 - на 9 суток, по акту N 9/1196 - на 9 суток. Указанное обстоятельство, свидетельствует о том, что груз выдан грузополучателю портом с соблюдением срока его доставки, основания для предъявления начисленной обществом платы за пользование вагонами отсутствуют.
Учитывая, что статьей 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) предусмотрено, что транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза (указанное положение не противоречит статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс), все внесенные в нее сведения являются согласованными условиями заключенного договора перевозки. Поскольку предъявленная грузополучателю накладная содержит сведения об увеличении срока доставки груза, следовательно, указанное условие является согласованным условием договора перевозки. Кроме того, из представленных дорожных ведомостей следует, что груз задержан на станции Туапсе-Сортировочная, которая является станцией назначения и, соответственно, к данным отношениям не могут применяться нормы, регулирующие задержку вагонов на промежуточных станциях в пути следования.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Суды установили, что общество и порт заключили договор N 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт", принадлежащий ОАО "Российские железные дороги" при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная СКЖД стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом порта, арендуемым у общества. Пунктом 22 договора установлен срок его действия с 01.02.2012 по 01.02.2017.
Договором N 85/4 урегулированы порядок подачи, уборки и продвижения вагонов, платежи, которые вносит порт перевозчику, срок оборота вагонов.
Пунктом 5 договора установлен порядок подачи вагонов, периодичность подач, порядок уведомления. Пунктом 5.6 договора установлено, что поданные на железнодорожный путь необщего пользования порта вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятке приемосдатчика до времени приема приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемо-сдаточной операции. Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта (пункт 6 договора). В соответствии с пунктом 7 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются на выставочные пути N 5 и 6 парка "В" в количестве не менее 13 порожних или 10 груженых вагонов. Маневровые работы по подаче вагонов с выставочных путей к местам погрузки, выгрузки, на перевеску, протарку, дозировку, расстановку и перестановку групп вагонов по местам погрузки выгрузки, а также уборки с мест погрузки, выгрузки производятся локомотивом порта, арендованным у дороги (пункт 8 договора). На железнодорожном пути необщего пользования порта устанавливается срок оборота вагонов - 6 часов (пункт 12 договора)
Пунктом 15 договора установлены платежи порта перевозчику.
В пункте 17.6 сторонами согласовано, что ответственность за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях порт несет в соответствии со статьей 39 Устава, пунктами 4.6 и 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N26), по ставкам платы, предусмотренным пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
В адрес ответчика с апреля по декабрь 2014 года на станцию Туапсе-Сортировочная следовали поезда с грузами.
В результате нарушения ответчиком срока оборота вагонов поезда задержаны в пути следования на промежуточных станциях.
В актах общей формы N 9/1158, N 9/2108, N 9/895, N 9/1194 и N 9/1196 указаны продолжительность задержки на промежуточной станции (невозможность обеспечения своевременной выгрузки портом), начало и окончание времени простоя вагонов на станции, перечень вагонов с их номерами. Перечень вагонов в актах соответствует перечню вагонов в извещениях и дорожных ведомостях. Акты общей формы оформлены железной дорогой в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Ответчик подписал акты общей формы с разногласиями, которые заключаются в том, что грузополучатель не отказывался от приема спорных вагонов.
Общая сумма платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций составила 267 894 рубля 69 копеек.
Истец направил ответчику претензии с требованием о внесении платы за время нахождения вагонов в составе задержанных поездов, неисполнение которых послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя требования общества, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 27.07.2010 N 4387/2010 и от 18.10.2012 N 6424/2012, плата за пользование вагонами может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
В силу статьи 39 Устава за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" (далее - постановление N 30) разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" общество относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Как установили судебные инстанции и следует из материалов дела, вагоны, задержанные на путях общего пользования в связи с занятостью путей и неприемом станции Туапсе-Сортировочная, не принадлежат железной дороге.
Судебные инстанции, учитывая, что сторонами договор N 85/4 заключен в 2012 году, когда уже произведена массовая передача перевозочного парка другим собственникам, в связи с чем перевозка истцом осуществлялась с использованием вагонов привлеченного парка и это было общеизвестным обстоятельством, в данном случае правомерно истолковали, что подписанием договора и условиями его пункта 17.6 стороны распространили возможность начисления платы за пользование вагонами на все вагоны, в том числе и не принадлежащие перевозчику.
В силу пункта 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железной дороге плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 пришел к следующим выводам. Плата за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, поименованная в пункте 12 Тарифного руководства N 2 как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей правовой природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта). Регулирование Федеральной службой по тарифам размера данной платы, обозначенной в статье 39 Устава как плата за пользование вагонами, контейнерами, является правомерным.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от порта, прямая причинно-следственная связь между действиями ответчика и такой задержкой материалами дела подтверждены: доказано нарушение срока оборота вагонов, задержка поездов по этой причине, прибытие оставленных без движения вагонов с нарушением сроков доставки.
Доводу порта о том, что в срок оборота вагонов входит время уборки вагонов с выставочных путей локомотивом перевозчика, суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку.
Указанная в пункте 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов маневровая работа по передаче вагонов с выставочных железнодорожных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно включает в срок оборота вагонов время на маневровую работу по перестановке локомотивом, арендованным портом, вагонов с мест выгрузки на выставочные пути.
В соответствии с пунктом 5.6 договора N 85/4, которым установлен порядок учета времени нахождения вагонов на путях необщего пользования, поданные на выставочные пути вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи согласно памятке приемосдатчика до времени приема приемосдатчиком станции уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, с увеличением на время проведения приемо-сдаточной операции.
Таким образом, время уборки вагонов с пути порта (с мест выгрузки) на выставочные пути включает в себя время на приемо-сдаточную операцию.
Из содержания пунктов 9 и 10 договора N 85/4 усматривается, что под приемо-сдаточной операцией в случаях, относящихся к уборке порожних вагонов, имеется в виду осмотр этих вагонов перевозчиком перед их перемещением локомотивом перевозчика с пути порта на выставочные или станционные пути.
Пунктом 9 договора установлено время на уборку вагонов с выставочных путей - 2 часа и время уборки вагонов с внутриподъездных путей порта - 3 часа 20 минут.
В предоставленных в материалы дела ведомостях подачи и уборки вагонов в графе N 4 указано время передачи вагонов на выставочный путь - начальный момент для расчета срока оборота вагонов и время уведомления о завершении грузовой операции - окончательный момент для расчета срока оборота. Следовательно, под сроком оборота вагонов в настоящем случае следует понимать как временной период, который зависит от ответчика, заканчивается в момент передачи уведомления о завершении грузовой операции.
Срок оборота вагонов установлен для грузополучателей, осуществляющих грузовые операции на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых своим (либо арендованным) локомотивом. Обязанность соблюдать срок оборота возложена на таких грузополучателей, в случае нарушения срока оборота перевозчик вправе взыскивать плату за пользование вагонами.
Отправление в адрес ответчика вагонов в количестве большем, чем он может выгрузить, не освобождает его от обязанности принять груз, а в случае задержки вагонов оплатить плату.
Суд апелляционной инстанции отметил, что в договоре N 85/4 отсутствует условие, позволяющее однозначно воспринимать его в качестве запрета истцу подавать следующую группу вагонов до освобождения им выставочных путей от порожних после выгрузки вагонов предыдущей поданной группы вагонов.
Договором N 85/4 предусмотрено количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, не более 13 вагонов (пункт 6 договора). Данным условием определен размер группы вагонов, подаваемой по одной памятке, но не количество вагонов, одновременно находящихся на выставочных путях.
Статьей 39 Устава установлено, что грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором. Данный перечень оснований для освобождения от внесения платы за пользование вагонами является исчерпывающим.
Порт не доказал причинно-следственную связь между задержкой истцом уборки вагонов и нарушением ответчиком срока оборота иных вагонов, явившихся причиной задержки спорных.
Довод ответчика о необходимости исключения из расчета платы 876 780 рублей 26 копеек в связи с тем, что вагоны задержаны с истекшим сроком доставки, был предметом изучения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен со ссылкой на следующее.
В соответствии со статьей 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Таким образом, задержка вагонов до 24 часов последнего дня срока доставки происходит до истечения срока доставки и определение таких вагонов как "задержанных с истекшим сроком доставки" не основано на нормах права.
Несогласие ответчика с начислением платы за пользование вагонами в сумме 69 233 рублей 55 копеек по той причине, что вагоны отправлены с промежуточных станций до истечения срока доставки, обоснованно не принято судом во внимание, поскольку право перевозчика задерживать вагоны в пути следования предусмотрено пунктом 4.7 Правил N 26.
Данным пунктом Правил установлено основание для начисления платы за пользование вагонами в брошенных поездах: невыполнение технологических сроков оборота вагонов. Еще одно условие для начисления платы за пользование вагонами за время задержки вагонов на промежуточных станциях установлено статье 39 Устава: нарушение срока доставки. Таким образом, законом установлено два условия, соблюдение которых необходимо для начисления платы: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки. Факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей. Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016 по делу N А32-1382/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.