г. Краснодар |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А32-31170/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Прокофьевой Т.В.,
судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А.,
при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Кропоткинский техно-торговый комплекс" (ИНН 2313015055, ОГРН 1022302300690) - Якимовича А.М. (доверенность от 19.11.2015), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю - Вернигоровой Е.Г. (доверенность от 22.03.2016), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Кропоткинский техно-торговый комплекс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2016 (судья Орлова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2016 (судьи Сулименко Н.В., Герасименко А.Н., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-31170/2012,
установил следующее.
ЗАО "Кропоткинский техно-торговый комплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) от 21.06.2012 N 27723 о начислении обществу 3 796 651 рубль земельного налога, 336 606 рублей 52 копейки пеней, 160 673 рубля 60 копеек штрафа.
Определением от 29.10.2014 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Росреестр).
Решением суда от 04.08.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.10.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что инспекция правомерно использовала при расчете и начислении обществу земельного налога сведения, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка на 01.01.2011 составляла 377 218 562 рубля 28 копеек. Налоговая база определена инспекцией в соответствии с требованиями статей 391, 392 и пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 04.08.2016 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.10.2016, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указал, что согласно отчетам об оценке N 016/2012 и 017/2012 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 28.12.2010 составляла 37 175 398 рублей, а по состоянию на 31.12.2011 - 39 376 112 рублей. Решение инспекции не содержит сведений о документах, которые были исследованы при его вынесении - не указаны наименования, источники, реквизиты, даты их оформления или получения, и является произвольным. К решению не прилагались какие-либо документы. Суды не учли пункт 4 статьи 82 и пункт 7 статьи 101 Кодекса, в связи с этим заявитель считает неправомерным исчисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости 377 218 562 рубля 38 копеек. По мнению общества, государственная кадастровая оценка земель, на которую ссылается инспекция, не проводилась, мероприятия по проведению кадастровой оценки не задокументированы, постановление главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" не является законным основанием для установления кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего обществу. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2011 по делу N А32-28518/2010 признано незаконным применение к налоговым обязательствам общества по уплате земельного налога распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-Р.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель инспекции в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в 2011 году обществу на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. Шоссейная 107/1, с кадастровым номером 23:44:604001:718, площадью 56501.00 кв. м, разрешенное использование - для строительства объектов торгового центра и организации автостоянки.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации общества по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой установила неполную уплату земельного налога, о чем составила акт от 15.05.2012 N 20089 и приняла решение от 21.06.2012 N 27723 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде взыскания 160 673 рублей 60 копеек штрафа, предложила уплатить 3 796 651 рубль земельного налога и 336 606 рублей 52 копейки пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 14.08.2012 N 20-12-830 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом суды обоснованно руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей Кодекса. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет". Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации. Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - постановление от 29.12.2007 N 1202-р) опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса в целях налогообложения постановление от 29.12.2007 N 1202-р подлежало применению с 01.01.2010. Данное постановление утратило силу в связи с принятием распоряжения главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 57-р и постановления главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление от 05.02.2010 N 58), которое опубликовано 08.02.2010 в газете "Кубанские новости", N 21.
Статьей 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" предусмотрено, что официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
С учетом вышеназванной нормы права постановление от 05.02.2010 N 58 опубликовано 08.02.2010 в соответствующем порядке и действовало в 2011 году. Данный документ утратил силу с 1 января 2012 года в связи с изданием постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.12.2011 N 1561.
С учетом вышеизложенного при исчислении земельного налога за 2011 год подлежала применению кадастровая стоимость земель населенных пунктов Краснодарского края, определенная с применением показателей, утвержденных постановлением от 05.02.2010 N 58.
Суды правильно указали, что постановление от 05.02.2010 N 58 не ухудшает положение общества и не препятствует исполнению его обязанностей по исчислению и уплате земельного налога в 2011 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые установлены в постановлении от 29.12.2007 N 1202-р. Отмена постановления от 29.12.2007 N 1202-р не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности по уплате земельного налога или ее изменении.
Постановление от 05.02.2010 N 58 надлежаще доведено до сведения неопределенного круга лиц 08.02.2010, в связи с чем общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, имело реальную возможность и законную обязанность самостоятельно определить свои налоговые обязательства по уплате земельного налога за 2011 год.
Суды учли, что при начислении земельного налога за 2011 год инспекция руководствовалась имеющимися в ее распоряжении на момент проведения проверки сведениями о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011, полученными из Росреестра в электронном виде.
При этом суды правомерно указали, что мероприятия налогового контроля, поименованные в главе 14 Кодекса, осуществляются на основании сведений о земельных участках и их правообладателях представляемых органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований, по Формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации (пункт 13 статьи 396 Кодекса).
На основании пункта 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с пунктом 11 статьи 85 Кодекса, соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37, а также Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлен следующий порядок обмена в электронном виде сведениями о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии предоставляет сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества (далее - сведения) в соответствующие федеральные налоговые органы.
Состав передаваемых сведений (далее - форма), а также справочники, требования к структуре и форматам файлов, содержащих сведения, определены Приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.03.2011, регистрационный номер 19976).
Сведения в соответствии с формой предоставляются в соответствующие Федеральные налоговые органы в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения учетных характеристик, а также ежегодно до 1 марта представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.
После получения сведений федеральные налоговые органы проводят распределение сведений о земельных участках по налоговым инспекциям по территориальному признаку.
В материалы дела инспекция представила распечатки из электронного файла о передаче сведений из Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в инспекцию и распечатки из электронного файла о кадастровой стоимости земельного участка на 2011 год, из которых следует, что в собственности у общества находится земельный участок площадью 56 501,00 кв. м, разрешенное использование: для строительства объектов торгового центра и организации автостоянки, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. Шоссейная, 107/1. Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 377 218 562 рубля 38 копеек.
Таким образом, инспекция обоснованно использовала кадастровая стоимость земельных участков на основании сведений, полученных из Росреестра, при расчете и начислении земельного налога за 2011 год, налоговая база определена инспекцией в соответствии с требованиями статьи 391, 392 и пункта 7 статьи 396 Кодекса.
Общество не представило документы, подтверждающие установление по состоянию на 01.01.2011 кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости на основании решения арбитражного суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Суды правомерно указали, что результат рассмотрения административного заявления общества в Краснодарском краевом суде (дело 3а-504/2016-м-552/2016) не будет иметь значения для рассмотрения данного спора, так как в случае удовлетворения требований общества, изменение кадастровой стоимости земельного участка будет направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения в законную силу. Установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применятся в качестве кадастровой стоимости.
Суд проверил произведенный инспекцией расчет земельного налога за 2011 год и сделал вывод о том, что сумма налога исчислена инспекцией правильно.
Доводы общества исследованы судебными инстанциями и им дана правильная правовая оценка.
При таких обстоятельствах, суды сделали основанный на совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств вывод о том, что инспекция правомерно начислила земельный налог за 2011 год, соответствующие пени и штраф, в связи с чем основания для признания недействительными решения инспекции от 21.06.2012 N 27723 отсутствуют.
Нормы права применены судом правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой и постановления апелляционной инстанций отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2016 по делу N А32-31170/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.