Об изменениях в законе "О рынке ценных бумаг"
Впервые Федеральный закон от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон) подвергся столь масштабной редакции*(1). Свыше тридцати статей Закона изменены или дополнены. Многие положения Закона гармонизированы с действующим законодательством. Введены новые термины. Изменился круг профессиональных участников рынка ценных бумаг и их правовое положение. Получили законодательное закрепление новые виды эмиссионных ценных бумаг, изменился правовой режим прежних. Более детально урегулированы отношения эмиссии.
Основные положения об эмиссионных ценных бумагах
Вероятно, наиболее распространенной в обороте эмиссионной ценной бумагой является акция. До внесения настоящих изменений Закон содержал определение акции, которое не совпадало с положениями об акциях, приведенных в ст.25 и других статьях Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". В частности, Закон допускал выпуск акций на предъявителя, что не соответствовало правовой природе акции. Данное несоответствие неоднократно подвергалось критике. В новой редакции из ст.1 Закона следует, что акция является именной ценной бумагой, выпуск акций на предъявителя не допускается.
По-новому в Законе расставлены акценты относительно формы, в которой могут выпускаться эмиссионные ценные бумаги. До внесения изменений документарная форма выпуска эмиссионных ценных бумаг была обозначена как равная или даже преимущественная по отношению к бездокументарной форме. С момента вступления в силу (4 января 2003 г.) Федерального закона от 28.12.02 N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон об изменениях) именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в документарной форме только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Следовательно, если иное не будет специально оговорено в федеральном законе, удостоверение прав владельца именной эмиссионной ценной бумаги сертификатом или иным подобным ему документом не предусматривается.
При этом ранее выданные сертификаты именных эмиссионных ценных бумаг приравниваются к выпискам из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг (ст.2 Закона об изменениях).
Появление данного правила объясняется тем, что до внесения настоящих изменений сертификат именных эмиссионных ценных бумаг отдельно от решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг не удостоверял права, закрепленные ценной бумагой (ст.18 Закона), а передача сертификата от одного лица к другому не означала переход права собственности на именные эмиссионные ценные бумаги. То есть правовая природа сертификатов, выданных владельцам именных эмиссионных ценных бумаг до 4 января 2003 г., мало чем отличалась от выписок из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг.
Право на именную эмиссионную ценную бумагу переходит к приобретателю с момента внесения приходной записи по лицевому счету (в случае учета прав на такие ценные бумаги в системе ведения реестра) и по счету депо (в случае учета прав у депозитария) (ст.29 Закона). Такое положение дел с сертификатами именных эмиссионных ценных бумаг, выданных до указанной даты, благодаря ст.2 Закона об изменениях сохранится до тех пор, пока они будут в обороте.
Однако от вышеуказанных сертификатов на именные эмиссионные ценные бумаги следует отличать сертификаты, выпуск которых будет осуществляться начиная с 2003 г. Под сертификатом следует понимать документ, удостоверяющий права на эмиссионную ценную бумагу на предъявителя (ст.2 Закона).
Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя выпускаются только в документарной форме. Допускается по требованию приобретателя эмиссионной ценной бумаги на предъявителя выдавать один сертификат на две или несколько эмиссионных ценных бумаг (ст.16 Закона). Право на предъявительскую ценную бумагу переходит к приобретателю в момент передачи ему сертификата, а в случае хранения сертификатов и/или учета прав на такие ценные бумаги в депозитарии - в момент осуществления приходной записи по счету депо приобретателя (ст.29 Закона).
Поскольку изменился круг эмиссионных ценных бумаг, удостоверяемых сертификатом, то и требования к реквизитам сертификата также изменились (ст.18 Закона).
Таким образом, после 4 января 2003 г. в обороте будут находиться как сертификаты на именные эмиссионные ценные бумаги старого образца, так сертификаты на эмиссионные ценные бумаги на предъявителя, выпущенные в соответствии с новыми требованиями.
Выпуск эмиссионных ценных бумаг
Решение о выпуске
Требования к содержанию решения о выпуске ценных бумаг почти не изменились. В этой части ст.17 Закона дополнена сведениями о дате и наименовании органа, принявшего решение о размещении ценных бумаг, почтовом адресе эмитента, а также указанием на категорию и тип ценных бумаг.
Указанная статья дополнена также положением о том, какой орган юридического лица утверждает решение о выпуске. В соответствии с п.2 ст.17 Закона решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг в хозяйственном обществе утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим его функции.
Термин "хозяйственные общества" объединяет в себе две организационно-правовые формы обществ: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
Что касается акционерных обществ, то приведенное положение п.2 ст.17 Закона вполне соответствует норме абзаца второго п.1 ст.64 Закона "Об акционерных обществах". Согласно данной правовой норме решение о выпуске акций и облигаций акционерного общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти утверждается общим собранием акционеров в случае, если уставом этого общества предусмотрено, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.
Однако следует иметь в виду, что приведенное положение абзаца второго п.1 ст.64 Закона "Об акционерных обществах" является исключением из общего правила о том, что принятие решения о выпуске (дополнительном выпуске) акций в акционерном обществе находится в компетенции общего собрания акционеров. Согласно подп.6 п.1 ст.48 Закона "Об акционерных обществах" совет директоров вправе принимать указанное решение только в случае, если это предусмотрено уставом общества.
Таким образом, п.2 ст.17 Закона противоречит подп.6 п.1 ст.48 Закона "Об акционерных обществах". Данная проблема требует своего разрешения на законодательном уровне. До устранения противоречия указанных федеральных законов полностью избежать неблагоприятных последствий можно лишь в случае, если решение о выпуске (дополнительном выпуске) акций примет совет директоров, но только после внесения изменений в устав, предоставляющих ему данное право.
Что касается обществ с ограниченной ответственностью, то Федеральный закон от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" прямо не определяет компетенцию органов общества на принятие решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Вместе с тем в соответствии с подп.9 п.2 ст.33 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" принятие решения о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг относится к исключительной компетенции общего собрания. Данный вопрос не может быть передан на решение совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Необходимо пояснить, что в п.2 ст.17 Закона идет речь о решении о выпуске ценных бумаг, в то время как в названной статье Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" говорится о решении о размещении ценных бумаг. На наш взгляд, было бы логичным и обоснованным возложить принятие и того, и другого решения на один орган хозяйственного общества, поскольку оба решения являются неотъемлемой частью процедуры эмиссии. В этом есть определенная несогласованность двух федеральных законов.
Однако проблемы не возникает, поскольку по условиям размещения эмиссионных ценных бумаг (ст.24 Закона) эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска. При этом закончить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг по общему правилу эмитент обязан по истечении одного года с даты начала эмиссии. Исходя из ст.19 Закона началом эмиссии следует считать принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг.
Таким образом, в обществах с ограниченной ответственностью, в которых образован совет директоров (наблюдательный совет), решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг принимается советом директоров, а в течение года с даты принятия решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг уже общее собрание участников общества обязано принять решение и разместить выпускаемые эмиссионные ценные бумаги.
Что касается юридических лиц иных организационно-правовых форм, то решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг утверждается высшими органами управления таких юридических лиц, если иное не установлено федеральными законами (п.2 ст.17 Закона).
Процедура эмиссии и ее этапы
Как можно было убедиться на примере обществ с ограниченной ответственностью, регулирование процедуры эмиссии и разделение ее на этапы имеет важное значение.
К этапам эмиссии ценных бумаг совершенно справедливо отнесено принятие решения о размещении ценных бумаг. Изготовление сертификатов ценных бумаг при документарной форме выпуске исключено из этапов эмиссии, что также вполне логично, поскольку изготовление сертификатов - действие, которое носит лишь технический характер (ст.19 Закона).
Из числа условий, при которых требуется регистрация проспекта ценных бумаг, исключено условие об общем объеме эмиссии, превышающем 50 тысяч МРОТ. По новым правилам (п.2 ст.19 Закона) подготовка и регистрация проспекта эмиссии обязательна в следующих случаях: а) в случае открытой подписки; б) в случае закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.
Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг является одним из этапов эмиссии. Порядок государственной регистрации в основном сохранен.
Среди нововведений следует указать на возможность проведения регистрирующим органом проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации (п.3 ст.20 Закона). Проведение данной проверки не является обязанностью регистрирующего органа. Впрочем, несмотря на предоставленное регистрирующему органу право на проведение проверки, он отвечает лишь за полноту информации, содержащейся в регистрационных документах (п.5 ст.20 Закона). Эмитент обязан в течение 30 дней представить запрашиваемые регистрирующим органом документы, иначе последует отказ в государственной регистрации выпуска (дополнительного) выпуска эмиссионных ценных бумаг (ст.21 Закона).
Впервые вводится Законом фигура финансового консультанта. Единственное предназначение этого лица - подписать проспект эмиссии. Однако к финансовому консультанту и к его подписи будут предъявляться определенные требования: финансовым консультантом может быть только юридическое лицо; оно должно иметь лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг (ст.2 Закона).
Несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям влечет отказ в государственной регистрации выпуска (дополнительного) выпуска эмиссионных ценных бумаг (ст.21 Закона).
Подпись финансового консультанта на рынке ценных бумаг под проспектом ценных бумаг подтверждает достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и/или оценщиком. Финансовым консультантом на рынке ценных бумаг не может являться аффилированное лицо эмитента (п. 22.1 Закона).
Проспект ценных бумаг должен быть обязательно подписан финансовым консультантом, следовательно, к финансовому консультанту необходимо обращаться в каждом случае, когда выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг.
Ответственность лиц, подписавших проспект ценных бумаг
Законом установлена ответственность финансового консультанта и иных лиц, подписавших проспект ценных бумаг. Среди иных лиц, которые подписывают проспект эмиссии, Закон указывает на лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа эмитента, главного бухгалтера эмитента, а также на аудитора и оценщика (п.2 ст.22.1 Закона).
Данные лица при наличии их вины несут солидарно между собой субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной, неполной и/или вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими (п.3 ст.22.1 Закона).
Права кредитора (в данном случае кредитор - это владелец ценных бумаг, которому причинен вред вследствие содержащейся в проспекте эмиссии недостоверной, неполной и/или вводящей в заблуждение информации,) при солидарной обязанности (ответственности) состоят в том, чтобы требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. То есть кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.
При этом солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (ст.323 ГК РФ).
Таким образом, владелец ценных бумаг вправе получить полное удовлетворение своих имущественных требований от финансового консультанта и иных лиц, подписавших проспект эмиссии.
В случае если владельцу ценных бумаг вред возмещен не полностью, он вправе обратиться к эмитенту с аналогичными требованиями в части, в которой не смогли исполнить свои солидарные обязательства указанные лица. Об этом нам говорит термин "субсидиарная ответственность", употребленный в п.3 ст.22.1 Закона. В соответствии с п.1 ст.399 ГК РФ субсидиарная, т. е. дополнительная, ответственность означает, что если основной должник (в данном случае - лица, подписавшие проспект эмиссии) отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (эмитенту).
Необходимо обратить внимание, что несмотря на всю привлекательность иска к эмитенту владелец ценных бумаг вправе предъявить к нему требования о возмещении вреда только после предъявления аналогичных требований к основным должникам, т.е. лицам, подписавшим проспект эмиссии. И только в том случае, если имущества, предоставляемого ими, окажется недостаточно для полного возмещения вреда или если ни один из них не ответит на предъявленное требование в разумный срок, владелец ценных бумаг может предъявить свои требования к эмитенту.
Срок исковой давности для возмещения ущерба составляет три года со дня начала размещения ценных бумаг, а в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, - со дня начала публичного обращения эмиссионных ценных бумаг (п.3 ст.22.1 Закона).
Под началом размещения эмиссионных ценных бумаг следует понимать отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам. Конкретная дата начала размещения эмиссионных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, который представляется эмитентом в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг (ст.25 Закона).
При применении положений Закона о возмещении вреда вследствие содержащейся в проспекте ценных бумаг недостоверной, неполной и/или вводящей в заблуждение информации необходимо принимать во внимание, что отношения по защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг регулируются также Федеральным законом от 05.03.99 N 46-ФЗ (в редакции от 24.12.02) "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". В пункте 4 ст.5 данного Закона сроки исковой давности по искам о возмещении вреда по указанным основаниям изложены по-иному. Иск о возмещении ущерба может быть предъявлен в суд в течение одного года со дня обнаружения нарушения, но не позднее трех лет со дня начала размещения ценных бумаг.
Таким образом, владельцу ценных бумаг, которому причинен вред вследствие содержащейся в проспекте ценных бумаг недостоверной, неполной и/или вводящей в заблуждение информации, предоставлено право на иск в пределах одного года со дня обнаружения вреда, но не позднее трех лет со дня начала размещения ценных бумаг.
Вместе с тем владелец ценных бумаг, которому причинен вред, обладает и другими правовыми средствами для защиты своих прав. Так, в соответствии со ст.7 Закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" инвестор вправе обратиться с жалобой или заявлением в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иной федеральный орган исполнительной власти, регулирующий рынок ценных бумаг. При этом жалоба или заявление должны быть рассмотрены в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления.
Недобросовестная эмиссия
Недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, установленной Законом (ст.26 Закона).
Указанные нарушения могут повлечь: отказ регистрирующими органами в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг; признание выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или приостановление эмиссии эмиссионных ценных бумаг.
Кроме того, Законом предусмотрена возможность признания выпуска ценных бумаг недействительным.
Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, региональных отделений федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, государственного регистрирующего органа, органа государственной налоговой службы, прокурора, а также по искам иных государственных органов, осуществляющих полномочия в сфере рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ст.51 Закона).
Новеллой Закона является установление срока исковой давности для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным (абзац десятый ст.26 Закона). Данный срок составляет три месяца с момента регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Этот срок в равной мере распространяется и на требования о признании недействительными сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, а также на требование о признании недействительным отчета об итогах их выпуска.
Помимо указанного трехмесячного срока на иски о признании выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным распространяется другой сокращенный срок исковой давности (один год с даты начала размещения ценных бумаг), установленный ст.13 Закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
Необходимо обратить внимание на то, что начало истечения указанного трехмесячного срока ставится в зависимость от факта регистрации отчета об итогах выпуска. Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг является последним этапом процедуры эмиссии.
Действительно, не вполне обоснованно рассматривать спор о недействительности выпуска до его завершения. С другой стороны, если непредставление отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган сопровождает иные нарушения процедуры эмиссии, повлекшие предъявление иска, то ссылка на трехмесячный срок необоснованна, так как он в этом случае течь не начинает.
Следовательно, исходя из абзаца десятого ст.26 Закона, если отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг не был зарегистрирован, то законную силу сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, можно оспорить в течение одного года с начала размещения таких ценных бумаг. Именно таким образом соотносятся между собой два сокращенных срока исковой давности - трехмесячный (абзац десятый ст.26 Закона) и годичный (ст.13 Закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг").
Ежеквартальный отчет эмитента
В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ст.30 Закона). Законом установлены новые требования к содержанию и порядку представления эмитентами ежеквартального отчета.
Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган. В соответствии с п.1 ст.20 Закона под регистрирующим органом следует понимать федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иной регистрирующий орган, определенный федеральным законом.
Согласно части пятой ст.30 Закона ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. Из сопоставления этого положения с новыми требованиями к проспекту эмиссии можно сделать вывод о том, что объем информации, включаемой эмитентами в ежеквартальный отчет, заметно вырастет.
Закон установил срок представления ежеквартального отчета в регистрирующий орган. Ранее Законом был установлен лишь срок составления ежеквартального отчета, который составлял 30 дней с момента окончания отчетного квартала. Срок представления ежеквартального отчета в ФКЦБ был установлен Постановлением ФКЦБ РФ от 07.02.02 N 2/пс и составлял 45 дней с момента окончания отчетного квартала. Согласно новой редакции Законом установлен единый срок для составления и представления в регистрирующий орган (орган, зарегистрировавший проспект эмиссии) ежеквартального отчета - 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Закон вводит также ряд новых положений о порядке включения в ежеквартальный отчет бухгалтерской отчетности.
Годовая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включается в состав ежеквартального отчета за первый квартал. В случае составления сводной бухгалтерской отчетности эмитента такая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включается в состав ежеквартального отчета за второй квартал.
Годовая бухгалтерская отчетность эмитента, а также сводная бухгалтерская отчетность эмитента за два завершенных финансовых года, предшествующих последнему завершенному финансовому году, в составе ежеквартального отчета не представляются.
В ежеквартальный отчет за четвертый квартал бухгалтерская отчетность не включается (части шестая - девятая ст.30 Закона).
Ежеквартальный отчет должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации. Ежеквартальный отчет должен предоставляться владельцам эмиссионных ценных бумаг эмитента по их требованию за плату, не превышающую затраты на изготовление брошюры. Лица, подписавшие ежеквартальный отчет, несут ответственность за полноту и достоверность сообщенных в нем сведений (часть одиннадцатая ст.30 Закона). Исходя из данного положения подписание ежеквартального отчета финансовым консультантом не требуется.
А. Кузнецов,
АКДИ "Экономика и жизнь"
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 3, март 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в сравнительной редакции (до и после изменений) опубликован в журнале "Официальные документы и разъяснения" N 4 за 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".