г. Краснодар |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А32-40685/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от открытого акционерного общества "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта" (ИНН 2309023737, ОГРН 1022301428599) - Рожковой Н.С. (доверенность от 14.12.2016), Калайтан В.С. (доверенность от 10.01.2017), от администрации муниципального образования город Армавир - Адаменко А.Н. (доверенность от 30.12.2016), от общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" - Юденкова М.М. (доверенность от 02.12.2016), Богословского А.Г. (доверенность от 28.06.2016), Минаева О.И. (доверенность от 11.03.2016), Харькова В.Е. (доверенность от 02.12.2016), в отсутствие представителей третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы управления имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир и общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 по делу N А32-40685/2013 (судьи Ковалева Н.В., Баранова Ю.И., Маштакова Е.А.), установил следующее.
ОАО "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Армавир (далее - администрация), ООО "Южная нефтяная компания" (далее - компания) о признании недействительной землеустроительной документации по формированию земельного участка площадью 263 132 кв. м с кадастровым номером 23:38:0102004:3, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная Промзона; недействительным договора аренды указанного участка от 30.12.2011 N 3800006988, заключенного администрацией и компанией; исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о государственной регистрации данной сделки; исключении из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведений о названном участке; возложении на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета прекращения существования исследуемого земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае (далее - уполномоченный).
Администрация обратилась со встречным иском к обществу о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на погрузочно-выгрузочный железнодорожный путь N 9 протяженностью 413,59 м (литера Л8), кадастровый номер 23:38:0102002:1199, погрузочно-выгрузочный железнодорожный путь N 10 протяженностью 344,23 м (литера Л9), кадастровый номер 23:38:0102002:1430, расположенные по адресу: г. Армавир, Северная Промзона; аннулировании в ЕГРП записей о государственной регистрации права собственности общества на погрузочно-выгрузочные железнодорожные пути N 9 и 10; внесении изменений в ГКН в части ликвидации объектов (погрузочно-выгрузочных железнодорожных путей N 9 и 10); возложении на кадастровую палату обязанности по осуществлению ликвидации объектов (погрузочно-выгрузочных железнодорожных путей N 9 и 10), с учетом изменения предмета встречного иска.
Решением от 28.08.2015 иск общества оставлен без удовлетворения, встречный иск администрации удовлетворен в части: признано отсутствующим право собственности общества на погрузочно-выгрузочный железнодорожный путь N 9 протяженностью 413,59 м (литера Л8), кадастровый номер 23:38:0102002:1199, погрузочно-выгрузочный железнодорожный путь N 10 протяженностью 344,23 м (литера Л9), кадастровый номер 23:38:0102002:1430, расположенные по адресу: г. Армавир, Северная Промзона.
В удовлетворении остальной части встречных требований отказано; распределены судебные расходы (с общества в пользу компании взыскано 60 тыс. рублей за проведение экспертизы, в доход федерального бюджета - 4 тыс. рублей государственной пошлины).
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции общество заявило отказ от заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Постановлением апелляционного суда от 28.01.2016 отказ от первоначального иска принят, в данной части решение от 28.08.2015 отменено, производство по делу прекращено; в остальной части решение от 28.08.2015 оставлено без изменения. Суды исходили из того, что общество не приватизировало железнодорожные пути N 9 и 10 (сведения об этих объектах в плане приватизации отсутствуют), данное имущество относится к государственной собственности, собственник не лишен возможности истребовать его из чужого незаконного владения. Поскольку общество не доказало наличие у него права собственности на спорные объекты (железнодорожные пути N 9 и 10), - записи в ЕГРП о праве собственности безосновательны.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.05.2016 постановление апелляционного суда от 28.01.2016 в части прекращения производства по делу и возврата государственной пошлины за подачу иска в размере 4 тыс. рублей оставлено без изменения. В остальной части судебный акт апелляционной инстанции отменен, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с указанием на неисследованность вопроса, к какому уровню собственности относилось спорное имущество (железнодорожные пути N 9 и 10) на момент приватизации, неустановление обстоятельств владения данными объектами, формирования земельных участков, разграничения права государственной собственности на участок, на котором находятся железнодорожные пути (статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Также указано на необходимость исследования в совокупности и дачи оценки плану приватизации 1994 года с приложениями, перечню основных средств предприятия, технической документации на момент приватизации.
При новом рассмотрении постановлением апелляционного суда от 12.10.2016 решение от 28.08.2015 в части удовлетворения встречного иска отменено, администрации в удовлетворении требований отказано. Из резолютивной части решения исключены абзацы 2, 3, 4, 5, 6. С администрации в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам в размере 6 тыс. рублей. Апелляционный суд установил, что ранее спорное имущество (железнодорожные пути) находилось во владении правопредшественника общества, впоследствии ставшего его владельцем; железнодорожные пути из владения общества не выбывали. Доказательства принадлежности администрации спорных объектов не представлены, в ее владении данные пути никогда не находились. Факт наличия на балансе Краснодарского государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта (далее - предприятие) погрузочно-выгрузочных железнодорожных путей N 9 (кадастровый номер 23:38:0102002:1199) и 10 (кадастровый номер 23:38:0102002:143) подтвержден материалами дела. Отсутствие в плане приватизации (1994 год) указания на погрузочно-выгрузочные железнодорожные пути N 9, 10 не является основанием для утверждения, что они остались в собственности Российской Федерации, учитывая также, что за администрацией право на спорное имущество не зарегистрировано, муниципальное образование не строило, не приобретало по сделкам железнодорожные пути N 9, 10, ее заинтересованность в рассматриваемом споре не подтверждена.
В кассационных жалобах с дополнениями компания и администрация просят апелляционное постановление от 12.10.2016 отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных им выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование своих доводов заявители указывают, что спорные железнодорожные пути находятся на земельном участке с кадастровым номером 23:38:0102004:3, являющемся муниципальной собственностью и предоставленном в аренду компании на 49 лет по договору аренды земельного участка от 30.12.2011 N 3800006988. Согласно справке об обследовании земельных участков от 02.06.2016 N 669 комиссии с привлечением представителей МКУ "Управление архитектуры и градостроительства", Армавирского городского отделения филиала ГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю, на участке с кадастровым номером 23:38:0102004:3 находятся железнодорожные пути N 6 и 7 (литеры Г6 и Г7) общей протяженностью 923,8 м, входящие в состав сооружения нефтеперерабатывающей промышленности (технологическая сливоналивная железнодорожная эстакада с железнодорожными путями N 6, 7), принадлежащего на праве собственности компании (иные железнодорожные пути, включая N 9 и 10) не обнаружены. По мнению заявителей, погрузочно-выгрузочный железнодорожный путь N 9, протяженностью 413,59 м (литера Л8) и погрузочно-выгрузочный железнодорожный путь N 10, протяженностью 344,23 м (литера Л9), прекратили существование. Земельный участок с кадастровым номером 23:38:0102004:3 находится в собственности администрации, наличие в ЕГРП записи о праве собственности общества на несуществующие объекты недвижимости лишает собственника (муниципальное образование) возможности реализовать правомочие по распоряжению участком. Общество не предприняло мер по восстановлению объекта недвижимости, заведомо зная о фактическом его уничтожении. Апелляционный суд не принял во внимание доказательства, подтверждающие отсутствие спорного недвижимого имущества (справка от 02.06.2016 N 669, акт комиссионного обследования от 14.06.2016, схема расположения железнодорожных путей на земельных участках, таблица протяженности отрезков железнодорожных путей). В акте оценки приватизируемого предприятия содержатся сведения только о подъездном железнодорожном пути (инвентарный номер 20218, 1974 года ввода в эксплуатацию), сведения о погрузочно-выгрузочных путях (N 9 и 10) отсутствуют. Согласно экспертному заключению АНО "Инновационно-Экспертный центр" железнодорожные пути N 9 и 10 по состоянию на 13.12.2006 находились на земельном участке с кадастровым номером 23:38:0102004:3. Спорное имущество не существует в качестве объекта права, сохранение в ЕГРП записей о праве на него делает невозможным реализацию правомочий по распоряжению земельным участком его собственником.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить апелляционное постановление от 12.10.2016 без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, подчеркнув, что спорные железнодорожные пути приобретены в процессе приватизации в составе имущественного комплекса и никогда не выбывали из владения правопредшественника, в последствии - общества.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве. Третьи лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав процессуальных представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании плана приватизации предприятия от 17.05.1994 N 195, технических паспортов железнодорожных путей от 2006 года, инвентарной карточки и справки об идентификации объектов недвижимого имущества за обществом зарегистрировано право собственности на погрузочно-выгрузочные железнодорожные пути N 9 протяженностью 413,59 м (литера Л8), кадастровый номер 23:38:0102002:1199, и N 10 протяженностью 344,23 м (литера Л9), кадастровый номер 23:38:0102002:1430, расположенные по адресу: г. Армавир, Северная Промзона, о чем в ЕГРП сделаны записи от 13.12.2006 N 23-23-37/052/2006-165, 23-23-37/052/2006-166 и выданы свидетельства о государственной регистрации права от 13.12.2006 (т. 1, л. д. 63, 64).
В соответствии с приложением к плану приватизации - акту оценки стоимости задний и сооружений по состоянию на 01.06.1992 в состав приватизируемого объекта вошел подъездной путь железнодорожный (1974 года ввода в эксплуатацию).
Из постановления главы администрации города Армавира от 05.08.1994 N 1069 следует, что за обществом закреплен земельный участок площадью 7,18 га, на котором находится железнодорожный парк "Центральный" в Северной Промзоне (т. 2, л. д. 20).
Обществу выдан государственный акт серии КК N 0248 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для парка "Центральный" (т. 2, л. д. 16 -19).
Согласно кадастровым выпискам от 16.05.2006 и 24.07.2014 железнодорожный парк "Центральный" находится на земельном участке с кадастровым номером 23:38:0102001:27, который образован 14.04.2004, ему присвоен статус "архивный" в связи с регистрацией договора аренды на последующий земельный участок с кадастровым номером 23:38:0000000:269.
Решением Армавирского городского суда от 10.12.2013 по делу N 2-3470/13 земельный участок с кадастровым номером 23:38:0000000:269 аннулирован.
Ссылаясь на нарушение прав при заключении администрацией и компанией договора от 30.12.2011 N 3800006988 аренды земельного участка площадью 263 132 кв. м с кадастровым номером 23:38:0102004:3, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
В свою очередь администрация, предъявляя встречный иск, сослалась на отсутствие правовых оснований для государственной регистрации за обществом права собственности на железнодорожные пути N 9 и 10 (адрес: г. Армавир, Северная Промзона).
Согласно частям 1, 3 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу статьи 4 Кодекса за защитой нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов в арбитражный суд вправе обратиться заинтересованное лицо. Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и не является исчерпывающим.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Аналогичная позиция изложена в пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Повторно исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства, в числе которых документы, согласно которым произведена регистрация права собственности общества на спорное имущество (железнодорожные пути N 9 и 10), апелляционный суд установил следующее.
Право собственности на погрузочно-выгрузочные железнодорожные пути N 9 (кадастровый номер 23:38:0102002:1199) и N 10 (кадастровый номер 23:38:0102002:1430), по адресу: г. Армавир, Северная Промзона, зарегистрировано на основании плана приватизации предприятия от 17.05.1994 N 195, в который включено Армавирское отделение "Промжелдортранс" (площадь земельных участков - 9,35 га): один участок (8,42 га) расположен в Северной промзоне г. Армавира, второй участок (0,93 га) - в городе Армавире по ул. Воровского. Согласно техническому паспорту путевого хозяйства Армавирского ППЖТ 1987 года в состав имущества хозяйства вошли железнодорожные пути, включая N 9 и 10. Из приложений к плану приватизации предприятия (акт оценки стоимости задний и сооружений по состоянию на 01.06.1992) следует, что в состав приватизируемого имущества вошел подъездной путь железнодорожный (1974 года ввода в эксплуатацию).
Исследование и оценка указанных обстоятельств в совокупности с представленными доказательствами позволили суду апелляционной инстанции сделать вывод о нахождении на балансе предприятия (правопредшественник общества) погрузочно-выгрузочных железнодорожных путей N 9 (23:38:0102002:1199) и N 10 (23:38:0102002:1430).
Отсутствие в плане приватизации указания на погрузочно-выгрузочные железнодорожные пути N 9, 10 не является основанием для утверждения о том, что они остались в собственности Российской Федерации; за обществом зарегистрировано право собственности на данное имущество, которое из его владения не выбывало; доказательства принадлежности спорных железнодорожных путей администрации материалы дела не содержат, данный факт указанным лицом не опровергнут.
Суд кассационной инстанции отмечает, что прекращение зарегистрированного права собственности на объект недвижимости в силу гибели (уничтожения) не является способом принудительного изъятия имущества у собственника, в силу чего прекращение права на недвижимость возможно исключительно по волеизъявлению собственника. Иное
толкование норм действующего законодательства приводит к нарушению абсолютного характера правомочий собственника, а также нарушению принципа неприкосновенности собственности и возможности ее изъятия только по основаниям, предусмотренным законом.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, закрепленной статьями 286, 287 Кодекса.
Обстоятельства дела исследованы апелляционным судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены апелляционного постановления по приведенным в кассационных жалобах доводам (статья 288 Кодекса), судом кассационной инстанции не установлено. Постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 по делу N А32-40685/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 4 Кодекса за защитой нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов в арбитражный суд вправе обратиться заинтересованное лицо. Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и не является исчерпывающим.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Аналогичная позиция изложена в пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2017 г. N Ф08-9370/16 по делу N А32-40685/2013
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8230/17
06.02.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9370/16
12.10.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8319/16
06.05.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2009/16
28.01.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20545/15
07.10.2015 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17523/15
28.08.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40685/13