Рассмотрев вопрос "Доступность и качество медицинской помощи: новые возможности и решения для регионов", Президиум Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (далее - Президиум Совета законодателей Российской Федерации) отмечает следующее.
Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года N 254, определяет создание условий для повышения доступности и качества медицинской помощи в числе основных задач развития здравоохранения в Российской Федерации. При этом неудовлетворенность граждан доступностью и качеством медицинской помощи отнесена к наиболее значимым вызовам национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан.
Меры, направленные на повышение доступности и качества медицинской помощи, осуществляются в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение" и отдельных мероприятий национального проекта "Демография", разработанных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Запланированный рост бюджетных расходов на здравоохранение, в том числе на финансирование амбулаторного звена, позволит повысить доступность и качество медицинской помощи, а также объемы профилактических мероприятий, своевременное проведение которых является одним из обязательных элементов сохранения и укрепления здоровья населения и увеличения продолжительности жизни.
С 2019 года реализуется федеральный проект "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", входящий в национальный проект "Здравоохранение". С 1 июля 2021 года в дополнение к профилактическим медицинским осмотрам и диспансеризации граждане, переболевшие новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вправе пройти углубленную диспансеризацию.
Объемы проводимых профилактических мероприятий возрастают ежегодно. По информации территориальных фондов обязательного медицинского страхования, по итогам 2022 года профилактические мероприятия прошли 51 735 тыс. человек на общую сумму 128 484,6 млн рублей, что выше соответствующих показателей за аналогичный период 2021 года на 39,4 процента и 51,5 процента соответственно.
Повышению доступности и качества медицинской помощи способствует своевременное и эффективное проведение государственными органами контрольно-надзорных мероприятий. По данным Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, в 2022 году проведено 1 172 проверки, в том числе 1 109 внеплановых проверок (94,6 процента от числа проведенных); в деятельности 608 медицинских организаций выявлено 2 077 нарушений обязательных требований; назначено административных штрафов на сумму 4,728 млн рублей.
Президиум Совета законодателей Российской Федерации отмечает, что в настоящее время имеется ряд проблем, не позволяющих повысить доступность и качество медицинской помощи, среди которых дефицит профессиональных кадров в сфере здравоохранения, необеспеченность в полном объеме потребности в строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов медицинских организаций в рамках реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения субъектов Российской Федерации, недостаточное применение телемедицинских технологий, недостижение в субъектах Российской Федерации определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" целевых показателей уровня заработной платы медицинских работников, недостаточное лекарственное обеспечение, проблемы с решением вопросов медицинской реабилитации и оказанием медико-социальной помощи, а также значительно возросшая нагрузка на военно-медицинские организации Министерства обороны Российской Федерации.
Для повышения доступности и качества медицинской помощи необходимо своевременное и эффективное проведение мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры здравоохранения, включая модернизацию его первичного звена. Особого внимания требуют вопросы своевременного осуществления мероприятий по переоснащению (дооснащению) медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения медицинским оборудованием в рамках реализации федеральных проектов "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", "Борьба с онкологическими заболеваниями" и "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации", входящих в национальный проект "Здравоохранение".
Испытания, которым подвергаются государственные и муниципальные системы здравоохранения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и санкционным давлением со стороны недружественных государств, не должны приводить к снижению показателей доступности и качества медицинской помощи.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что повышение доступности и качества медицинской помощи является одним из приоритетных направлений совершенствования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, Президиум Совета законодателей Российской Федерации решил:
1. Принять к сведению информацию по вопросу "Доступность и качество медицинской помощи: новые возможности и решения для регионов".
2. Рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и законодательным органам субъектов Российской Федерации:
совместно с федеральными органами исполнительной власти, экспертным медицинским сообществом, общественными организациями и объединениями продолжить работу, направленную на повышение доступности и качества медицинской помощи для граждан;
осуществлять мониторинг реализации национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография", законодательное обеспечение их реализации, а также проводить мероприятия (парламентские слушания, "круглые столы" и другие), направленные на выявление общественного мнения о доступности и качестве медицинской помощи.
3. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации ускорить работу над следующими законопроектами:
N 177055-8 "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (о совершенствовании процессов организации медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта);
N 812687-7 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство);
N 285555-8 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от НДС отдельных видов лекарственных препаратов).
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации ускорить работу по выработке предложений и мер, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи, а также на совершенствование взаимодействия военно-медицинских организаций и медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения при оказании медицинской помощи военнослужащим.
5. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации:
принять меры по скорейшему завершению формирования систем здравоохранения новых субъектов Российской Федерации и обеспечению их потребностей в лекарственных препаратах и медицинских изделиях;
обеспечить дальнейшую модернизацию инфраструктуры объектов детского здравоохранения в рамках проведения Десятилетия детства (2018-2027 годы), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240;
рассмотреть вопрос о целесообразности разработки федеральной программы по обеспечению жильем работников здравоохранения, в том числе с использованием механизмов аренды, в сельской местности с софинансированием мероприятий программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
рассмотреть возможность осуществления выездов на постоянной основе междисциплинарных бригад специалистов федеральных медицинских организаций в медицинские организации, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления и испытывающие острый дефицит кадров, для оказания медицинской помощи пациентам, осуществления обучения медицинских работников на местах и оказания им организационно-методической помощи;
продолжить работу по оптимизации трудозатрат в процессе оформления медицинской документации медицинским работником;
рассмотреть вопрос об увеличении размера единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу по программам "Земский доктор" и "Земский фельдшер" в города с населением до 50 тыс. человек, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Арктической зоне Российской Федерации;
рассмотреть возможность обобщения и направления в органы государственной власти субъектов Российской Федерации материалов о лучших региональных практиках повышения доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи, применении современных технологий в сфере здравоохранения, включая технологии искусственного интеллекта, проведении телемедицинских консультаций;
подготовить предложения о внесении изменений в федеральное законодательство в целях передачи на федеральный уровень полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности;
совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования рассмотреть возможность поэтапной передачи на федеральный уровень полномочий по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование детей и лиц старшего трудоспособного возраста;
провести анализ готовности издания нормативных правовых актов, необходимых для реализации принятых федеральных законов, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи, в том числе медицинской помощи несовершеннолетним пациентам, страдающим онкологическими заболеваниями;
совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:
обеспечить контроль строительства и реконструкции региональных объектов здравоохранения;
проработать механизм закрепления автомобильного транспорта за медицинским работником, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в сельской местности, поселках городского типа или малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек;
обеспечить реализацию комплекса мер по устранению дефицита медицинских кадров в медицинских организациях, включенных в региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения субъектов Российской Федерации;
рассмотреть возможность создания Единого центра организации оказания первой помощи, разработки и утверждения единых программ по подготовке граждан к оказанию первой помощи и подготовке инструкторов по оказанию первой помощи, приведения к единообразию комплектации аптечек для оказания первой помощи;
провести анализ эффективности функционирования медицинских информационных систем и до 1 сентября 2023 года направить полученные результаты заместителям сопредседателей Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации;
проработать вопрос совершенствования проведения диспансеризации граждан, проживающих в отдаленных районах с неразвитой транспортной инфраструктурой, в том числе посредством использования мобильных медицинских комплексов, а также принять меры для бесплатной выдачи по окончании диспансеризации медицинской справки в целях обеспечения возможности получения соответствующим гражданином медицинских услуг в медицинских организациях Российской Федерации по результатам диспансеризации;
проработать вопрос о новых форматах доставки лекарственных препаратов в труднодоступные районы.
6. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения усилить контроль за обеспечением доступности и качества медицинской помощи, включая доступность лекарственных препаратов для медицинского применения для граждан, проживающих в сельской местности и отдаленных районах с неразвитой транспортной инфраструктурой.
7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить:
реализацию комплекса мер по снижению смертности населения, достижению целей государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640;
эффективное и своевременное выполнение мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения субъектов Российской Федерации;
доступность медицинской помощи больным с хроническими неинфекционными заболеваниями, в первую очередь больным, страдающим сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями;
разработку и реализацию комплекса мер, направленных на закрепление квалифицированных медицинских кадров на местах и привлечение молодых специалистов для работы в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также дополнительных мер социальной поддержки медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и медицинскую помощь в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек, включая обеспечение указанных медицинских работников жильем, с выделением необходимых средств на эти цели из бюджетов субъектов Российской Федерации;
разработку комплекса мер по устранению дефицита медицинских кадров в субъекте Российской Федерации, в том числе по расширению использования механизма целевого обучения для удовлетворения потребностей субъекта Российской Федерации в медицинских кадрах;
подключение всех фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и оснащение их автоматизированными рабочими местами;
функционирование производственных аптек в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2022 года N 502-ФЗ "О внесении изменений в статью 56 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств";
осуществление на регулярной основе оценки эффективности работы медицинских организаций, которые имеют отделения медицинской реабилитации, включая оценку обеспеченности реабилитационным оборудованием и степень его изношенности, а также мониторинга удовлетворенности граждан результатами прохождения медицинской реабилитации, в том числе своевременностью ее прохождения.
8. Направить настоящее решение Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, Счетную палату Российской Федерации, законодательные и высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации.
Заместитель сопредседателя |
А.В. Яцкин |
Заместитель сопредседателя |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ "Доступность и качество медицинской помощи: новые возможности и решения для регионов" (Москва, 25 апреля 2023 г.)
Опубликование:
-