г. Краснодар |
|
10 февраля 2017 г. |
Дело N А32-30767/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества имени Т.Г. Шевченко (ИНН 2358006710, ОГРН 1042332475085) - Куколевой Н.Н. (доверенность от 04.05.2016), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации Екатериновского сельского поселения Щербиновского района (ИНН 2358007061, ОГРН 1052332476987), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества имени Т.Г. Шевченко на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2016 по делу N А32-30767/2015 (судьи Сурмалян Г.А., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.), установил следующее.
АО им. Т.Г. Шевченко (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к администрации Екатериновского сельского поселения Щербиновского района (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать отказ в приобретении земельных долей 182220/262220 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 262 220 кв. м с кадастровым номером 23:36:0501000:464, адрес (местоположение): Краснодарский край, Щербиновский район, в границах общества, секция 8, контур 23, расположенного в границах участка, 222594/460928 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 460 928 кв. м с кадастровым номером 23:36:0501000:465, адрес (местоположение): Краснодарский край, Щербиновский район, в границах общества, секция 8, контур 31, 331732/2683000 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 2 683 000 кв. м с кадастровым номером 23:36:0501000:476, адрес (местоположение): Краснодарский край, Щербиновский район, в границах общества, в границах участка сельскохозяйственного назначения, содержащийся в письме администрации от 31.07.2015 N 02-867/15-18, незаконным;
- возложить на администрацию обязанность подготовить и направить в адрес общества для подписания проекты договоров купли-продажи указанных земельных долей по цене в размере 15% от кадастровой стоимости.
Решением от 29.06.2016 требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован следующим. Администрация не оспаривает факт использования указанных долей обществом. С требованиями об освобождении земельных участков собственник не обращался. Согласно письму заместителя главы муниципального образования Щербиновский район общество осуществляет посевы на земельных участках с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 с 2008 года и по настоящее время, что, в частности, подтверждается представленными в материалы дела налоговыми декларациями по уплате земельного налога. В декларации указан земельный участок с кадастровым номером 23:36:0501000:453 площадью 443,3 га, однако, согласно кадастровых паспортов земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 сформированы из единого земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:453. Общество представило платежные поручения в качестве доказательства оплаты земельного налога. Кроме того, суд установил, что конкурирующие заявки о заключении договора купли-продажи испрашиваемых земельных долей от иных лиц не поступали.
Апелляционным постановлением от 04.11.2016 решение от 29.06.2016 отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что общество не представило документов, подтверждающих использование земельных долей на законных основаниях, что исключает их предоставление на льготных условиях в порядке, установленном пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). В нарушение норм статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общество не представило доказательства пользования земельным участков общей долевой собственности на каком-либо праве до опубликования администрацией объявления о приобретении испрашиваемых обществом земельных долей (07.03.2015). Представленные платежные поручения, подтверждающие, по мнению заявителя, оплату земельного налога апелляционный суд не принял, поскольку из них невозможно определить за какие земельные участки она осуществлялась.
В кассационной жалобе общество просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465 и 23:36:0501000:476 сформированы из единого земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:453. Данные земельные участки не выбывали из пользования общества начиная с 1980 года, о чем свидетельствует государственный акт на право пользования землей N А-I 248099, а также экспликация земель общества, начиная с 1990 года по настоящее время. Администрации не оспаривает факт использования земельных долей именно обществом. С требованием об освобождении испрашиваемых земельных участков собственник не обращался.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указала на отсутствие оснований для отмены постановления.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, решением Щербиновского районного суда от 17.12.2014 по делу N 2-723/2014 признано право общей долевой собственности муниципального образования Екатериновского сельского поселения Щербиновского района:
- на долю размером 182220/262220 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 262 220 кв. м с кадастровым номером 23:36:0501000:464, адрес (местоположение): Краснодарский край, Щербиновский район, в границах общества, секция 8, контур 23, расположенного в границах участка,
- на долю размером 222594/460928 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 460 928 кв. м с кадастровым номером 23:36:0501000:465, адрес (местоположение): Краснодарский край, Щербиновский район, в границах общества, секция 8, контур 31,
- на долю размером 331732/2683000 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 2 683 000 кв. м с кадастровым номером 23:36:0501000:476, адрес (местоположение): Краснодарский край, Щербиновский район, в границах общества, в границах участка сельскохозяйственного назначения.
Право общей долевой собственности зарегистрировано 26.02.2015.
В газете "Щербиновский курьер" от 07.03.2015 N 24 (10337) администрация опубликовала информацию о возможности приобретения указанных земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
Общество обратилось в администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи долей в земельных участках с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465 и 23:36:0501000:476. Заявление мотивировано использованием обществом испрашиваемых земельных участков для сельскохозяйственного производства. К заявлению общество приложило учредительные документы на организацию, копии актов на списание семенного материала, минеральных удобрений, средств защиты растений, путевые листы тракториста по вспашке, культивации и копии декларации об уплате земельного налога за пять лет.
Письмом от 31.07.2015 N 02-867/15-18 администрация отказала обществу в приобретении земельных долей, ссылаясь на отсутствие доказательств использования данных земельных участков.
Считая отказ администрации незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признание ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно только при одновременном несоответствии названных акта, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Кодекса).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Законом N 101-ФЗ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ продажа земельных долей земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе принципа преимущественного права покупки доли другими участниками долевой собственности либо использующими этот земельный участок сельскохозяйственными организациями или гражданами - членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суд апелляционной инстанции установил отсутствие у общества документов, подтверждающих законное пользование спорными земельными долями, до фактического опубликования администрацией объявления о приобретении испрашиваемых обществом земельных долей (07.03.2015). Акты на списание семенного материала, декларация об уплате земельного налога не содержат сведений о фактическом использовании обществом земельных долей на земельных участков с кадастровыми номерами 23:36:0501000:464, 23:36:0501000:465, 23:36:0501000:476 и информации о проведении расходов по посеву и уборке зерна именно на данных участках. Указание на то, что администрация не оспаривает фактическое использование земельных участков по целевому назначению, противоречит фактическим обстоятельствам дела. Письмо заместителя главы муниципального образования Щербиновский район о том, что общество осуществляет посевы на испрашиваемых земельных участках с 2008 года по настоящее время, опровергается письмом Щербиновского территориального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, согласно которому факт использования земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501000:476 не установлен. Платежные поручения об оплате земельного налога не приняты, поскольку из них не возможно определить за какие земельные участки осуществлялась оплата.
Ссылка общества на наличие права постоянного (бессрочного) пользования не принимается, поскольку признано право муниципальной собственности на земельные доли в праве общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, представленные обществом документы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством, подтверждающих факт возникновения у заявителя правоотношений по законному использованию спорных земельных долей.
С учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора, суд апелляционной инстанций пришел к правомерному выводу о том, что решение администрации от 31.07.2015 N 02-867/15-18 соответствуют положениям Закона N 101-ФЗ и не нарушает права (законные интересы) общества.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, суд округа не принимает, поскольку они являлись предметом рассмотрения апелляционного суда и получили правильную правовую оценку. Переоценка установленных по делу фактических обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Нормы материального права при рассмотрении дела применены апелляционным судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения апелляционного постановления от 04.11.2016 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Государственная пошлина уплачена обществом в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 14.12.2016 N 1532).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2016 по делу N А32-30767/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.