г. Краснодар |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А32-31298/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие"" (ИНН 2317045741, ОГРН 1062317014033), ответчиков: Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы администрации города Сочи и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2016 (судья Грачев С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу N А32-31298/2015, установил следующее.
ООО "Управляющая компания "Доверие"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Сочи (далее - администрация), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) со следующими требованиями:
- взыскать с муниципального образования город Сочи в лице администрации 867 008 рублей 78 копеек задолженности с 10.03.2015 по 01.06.2015 по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Сочи, ул. Ачишховская, 68 и ул. Эстонская, 37, и 121 979 рублей 19 копеек задолженности с 27.03.2015 по 14.04.2015 за отопление многоквартирного дома N 37 по ул. Эстонской в г. Сочи;
- взыскать с Российской Федерации в лице Росимущества 84 275 рублей 02 копейки задолженности с 10.03.2015 по 01.06.2015 по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Сочи, ул. Ачишховская, 68 и ул. Эстонская, 37, а также 18 085 рублей 16 копеек задолженности с 27.03.2015 по 14.04.2015 за отопление многоквартирного дома N 37 по ул. Эстонской (уточненные требования).
Решением от 14.07.2016 (с учетом определения от 14.07.2016 об исправлении печатки), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2016, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что собственник помещений в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения. Суд признал управление ненадлежащим ответчиком.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, общество не доказало, что администрация пользовалась услугами общества в спорный период и услуги оказаны надлежащим образом.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в иске в части удовлетворения требований к управлению и Росимуществу. По мнению заявителя, расходы на содержание общего имущества многоквартирных домов должны нести лица, владеющие квартирами на праве оперативного управления, и собственники квартир N 545 - 556.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационных жалобах, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, по результатам конкурса на основании протокола от 02.03.2015 N 1 общество (управляющая организация) и администрация (собственник) заключили договор управления многоквартирными домами от 05.03.2015, по условиям которого управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность в многоквартирных домах N 68 по ул. Ачишховской и N 37 по ул. Эстонской. Плата за содержание и ремонт жилого помещения составляет 11 рублей 98 копеек за кв. м в месяц и включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту (по решению собственников) общего имущества и плату за коммунальные услуги (пункты 2 и 5.1 договора).
Стороны согласовали перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
С 10.03.2015 общество приступило к оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
С марта по май 2015 года по квартирам, находящимся в собственности Российской Федерации, начислено к оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества дома N 37 по ул. Эстонской 39 225 рублей 23 копейки, а по квартирам, находящимся в собственности муниципального образования город Сочи, - 466 689 рублей 05 копеек.
С марта по апрель 2015 года в квартиры дома N 37 по ул. Эстонской, находящиеся в собственности у Российской Федерации, подана тепловая энергия на 18 085 рублей, в квартиры, находящиеся в собственности муниципального образования город Сочи, - на 121 979 рублей 19 копеек.
За март - май 2015 года по квартирам, находящимся в собственности Российской Федерации, начислено к оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества дома N 68 по ул. Ачишховской 45 049 рублей 79 копеек, по квартирам, находящимся в собственности муниципального образования город Сочи, - 400 319 рублей 73 копейки.
Ссылаясь на то, что собственники не оплачивали содержание и текущий ремонт общего имущества и услуги по отоплению жилых помещений, общество обратилось с иском в суд.
Суды, удовлетворяя иск, руководствовались статьями 8.1, 210, 214, 249, 290 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 37, 39, 153, 155 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и исходили из того, что лицом, обязанным оплачивать расходы по содержанию общего имущества многоквартирных домов, является собственник. Суды установили, что в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 02.12.2013 N 2243-р и от 23.12.2014 N 2658-р в собственность муниципального образования город-курорт Сочи передано 240 квартир (N 1 - 240) многоквартирного дома N 68 по ул. Ачишховской и 439 квартир (N 47, 49 - 360, 381 - 388, 396 - 480, 541 - 544, 546, 547, 550, 554, 555, 557 - 580) многоквартирного дома N 37 по ул. Эстонской; в собственности Российской Федерации - 60 квартир многоквартирного дома N 68 по ул. Ачишховской и 181 квартира многоквартирного дома N 37 по ул. Эстонской.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.12.2013 N 2243-р от государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта "Олимпстрой" управление приняло в собственность Российской Федерации квартиры, расположенные в многоквартирных домах N 37 по ул. Эстонской и N 68 по ул. Ачишховской в г. Сочи. Распоряжениями управления от 21.01.2015 N 9-р, 25-р, 29-р, 30-р, от 09.02.2015 N 79-р квартиры в многоквартирном доме N 37 по ул. Эстонской переданы на праве оперативного управления ФГБУ "Южный федеральный центр спортивной подготовки" и ФГБУ "Центр спортивной подготовки сборных команд России", (квартиры N 1 - 3, 4 - 46, 48), ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю" (квартиры N 581 - 620), ФГКУ "Центральный клинический санаторий им. Ф.Э. Дзержинского Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (квартиры N 481 - 540), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (квартиры N 361 - 395) и в многоквартирном доме N 68 по ул. Ачишховской (квартиры N 241 - 300). Семь квартир (N 545 - 556), расположенных по ул. Эстонской, 37, переданы в собственность гражданам Российской Федерации, имевшим в собственности жилые помещения в Республике Абхазия и утратившим их в связи с Грузино-Абхазским конфликтом 1992 - 1993 годов.
Свидетельства о государственной регистрации права, подтверждающие зарегистрированное право оперативного управления за федеральными учреждениями и права собственности граждан во взыскиваемый период, не представлены.
Суд апелляционной инстанции в определениях от 15.09.2016 и 13.10.2016 поручал сторонам произвести сверку по квартирам, в отношении которых производится взыскание, в целях проверки периода начисления с учетом даты регистрации права оперативного управления. Во исполнение определений истец представил пояснения по делу, расчет задолженности по квартирам, находящимся в собственности Российской Федерации до даты регистрации права оперативного управления. Ответчики не представили возражений по составленному истцом перечню с приведением дат и начислений, а также доказательства неправильного определения периода взыскания.
Суды проверили расчет истца в части недопущения двойного взыскания за один и тот же период с собственника и с лица, за которым квартиры закреплены на праве оперативного управления. Суды признали правильным расчет задолженности, применение истцом тарифов, утвержденных постановлениями администрации муниципального образования город Сочи от 03.06.2011 N 1058 "Об утверждении решения управления цен и тарифов администрации города Сочи от 30.05.2011 N 3/2011-ж". Суды указали, что в спорный период надлежащими ответчиками являются Российская Федерация в лице Росимущества и муниципальное образование город Сочи в лице администрации (статьи 120, 125 и 126 ГК РФ, статей 158 и 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Довод управления о том, что расходы на содержание общего имущества многоквартирных домов должны нести лица, владеющие квартирами на праве оперативного управления, а также собственники квартир N 545 - 556, оценен судом апелляционной инстанции и отклонен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В силу статей 8.1, 298, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы на содержание общего имущества возникает у казенных предприятие и учреждений с момента государственной регистрации права оперативного управления.
Суды установили, что расчет задолженности произведен с учетом даты регистрации права оперативного управления по каждой из квартир, поэтому до регистрации права оперативного управления и до заселения квартир надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице Росимущества. Названные выводы ответчики не опровергли, доказательства того, что в спорный период право собственности или оперативного управления зарегистрировано за другими лицами не представили.
Ссылка администрации на недоказанность обществом того, она пользовалась его услугами в спорный период, не освобождает администрацию от обязанности участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирных домах путем внесения платы за его содержание и ремонт. Доказательства освобождения администрации от затрат на содержание общего имущества в многоквартирных домах, оказания услуг ненадлежащего качества не представлены.
Основания для изменения или отмены решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 по делу N А32-31298/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.