г. Краснодар |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А63-6550/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии от заявителя - товарищества на вере "Агрозоопродукт Зимин Юрий Николаевич и Компания" (ИНН 2607010927, ОГРН 1022600668100) - Ханцис А.М. (доверенность от 01.12.2016), от заинтересованного лица - администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2623018031, ОГРН 1042600631006) - Пьяновой И.И. (доверенность от 17.01.2017), от третьих лиц: Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970) - Дудникова С.В. (доверенность от 01.06.2015), от отдела архитектуры администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края - Зотина С.А. (доверенность от 31.01.2017), рассмотрев кассационную жалобу товарищества на вере "Агрозоопродукт Зимин Юрий Николаевия и Компания" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2016 (судья Аксенов В.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-6550/2015, установил следующее.
Товарищество на вере "Агрозоопродукт Зимин Юрий Николаевич и Компания" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, отраженного в уведомлении от 05.05.2015 N 3, и возложении на администрацию обязанности принять решение о выплате товариществу субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство).
Решением от 01.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что у товарищества отсутствуют документы, необходимые для предоставления субсидии, а именно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществе и сделок с ним (далее - ЕГРП), подтверждающие права на земельные участки. Кроме того, часть земель товарищества не относится к землям сельскохозяйственного назначения, что также препятствует предоставлению субсидии.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2016 решение от 01.09.2015 и постановление от 03.12.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края. Суд кассационной инстанции указал, что непрерывное пользование в течение нескольких лет земельными участками получателем субсидии по краткосрочным договорам аренды не противоречит Порядку предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 14.03.2013 N 84-п (далее - Порядок N 84-п). С учетом того, что в Порядке N 84-п отсутствует запрет на получение субсидии на земли населенных пунктов сельскохозяйственного использования, выводы судов в обоснование отклонения требований заявителя не могут быть признаны правомерными.
Определением от 02.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен отдела архитектуры администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края.
Решением от 20.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.10.2016, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в данном случае в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации правительство края вправе определить одним из критериев отбора получателей спорных субсидий наличие у них зарегистрированных прав на используемые земельные участки, подтвержденные выписками из ЕГРП, поэтому отказ администрации в предоставлении субсидии ввиду отсутствия у заявителя зарегистрированных в ЕГРП прав на земельные участки обоснован. Кроме того, при подаче заявления на получение субсидии товарищество предоставило недостоверные данные, выразившиеся в том, что заявитель включил в состав земель, в отношении которых он просит предоставить субсидию, земельные участки, на которые не распространяется право предоставления субсидии, поскольку они не входят в состав территориальной зоны сельскохозяйственного использования.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению заявителя, Порядком N 84-п в нарушение федерального законодательства и законных интересов заявителя необоснованно ограничены права товарищества на получение субсидии по критерию правого основания использования земельного участка. Формулировка части 7 пункта 5 Порядка N 84-п ограничивает права заявителя на получение субсидии, при этом все условия ее получения, установленные пунктом 4 данного Порядка, заявителем соблюдены, земельные участки используются необходимый срок на законных основаниях. Суд сделал неверный вывод о том, что спорные земельные участки в составе земель населенного пункта не предусмотрены законом в качестве земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства. Суд не оценил ответ администрации от 18.06.2016 N 253/04-8, в котором указано, что данные земельные участки включены в границу земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования; с июля 2014 года по август 2015 года используются по целевому назначению - для выращивания сельскохозяйственных культур в границах населенных пунктов. Ссылка на то, что земельные участки, попадающие в охранную зону линии электропередач, не могут использоваться для посевов и производства урожая, противоречит действующему законодательству. В материалы дела представлены документы, подтверждающие предоставление товариществу субсидии в предыдущие годах на основании того же пакета документов, в том числе незарегистрированных договоров аренды и субаренды, заключенных на срок менее года, а также в отношении земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для сельскохозяйственного использования.
В отзыве администрация отклонила доводы жалобы. В заседании суда объявлялся перерыв с 02.02.2017 до 16 часов 00 минут 09.02.2017. После перерыва в заседание явились представители администрации и отдела архитектуры администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал жалобу, представители остальных участников спора изложили свои возражения.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, товарищество обратилось в администрацию с заявлением от 22.04.2015 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, предусмотренной Порядком N 84-п.
В уведомлении от 05.05.2015 N 3 администрация сообщила товариществу об отказе в предоставлении субсидии, сославшись на то, что выписка из ЕГРП не подтверждает права получателя заявителя на используемый для выращивания сельскохозяйственной продукции земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Полагая, что отказ в предоставлении субсидии противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, товарищество обратилось в арбитражный суд. Из содержания заявления следует, что товарищество защищает свой интерес на получение субсидии, в предоставлении которой, по его мнению, отказано неправомерно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства (далее - Правила N 1431).
Согласно подпункту "в" пункта 3 указанных Правил N 1431 одним из условий предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств.
Правительство Ставропольского края определило условия предоставления спорной субсидии в Порядке N 84-п. В период существования спорных отношений (обращения товарищества к администрации и отказа в предоставлении субсидии) действовала редакция данного Порядка от 13.03.2015. Пункт 5 данной редакции Порядка предусматривал, что субсидия предоставляется получателю на основании ряда документов, в том числе выписки из ЕГРП, подтверждающей права получателя на используемый для выращивания сельскохозяйственной продукции земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения (подпункт 7).
Получатель вправе представить данные документы самостоятельно.
Из материалов дела видно, что товарищество самостоятельно эти документы не представило, но приложило к заявлению на предоставление субсидии документы, подтверждающие права получателя на используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции земельные участки, а именно: договоры субаренды от 27.07.2014 на 11 земельных участков с кадастровыми номерами с 26:11:031402:57 по 26:11:031402:130, 26:11:031402:1811, 26:11:031402:1812; договоры субаренды от 27.07.2014 на 11 земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:031103:1867, 26:11:031202:59, с 26:11:031103:1893 по 26:11:031402:1900. Администрация в рамках межведомственного информационного взаимодействия запросила в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю выписку из ЕГРП, подтверждающую права товарищества на используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Полученные выписки из ЕГРП не подтвердили права заявителя на используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, поэтому администрация отказала товариществу в предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Вместе с тем факт длительного использования товариществом спорных земельных участков на основании краткосрочных договоров аренды не опровергнут.
Суды пришли к выводу о том, что отказ администрации в предоставлении субсидии по причине отсутствия у заявителя зарегистрированных в ЕГРП прав на земельные участки соответствует приведенным нормам Порядка N 84-п. При этом суды исходили из того, что в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации правительство края вправе определить одним из критериев отбора получателей спорных субсидий наличие у них зарегистрированных прав на используемые земельные участки, подтвержденные выписками из ЕГРП.
Кроме того, суды сослались на подпункт 7 пункта 5 Порядка N 84-п, согласно которому в качестве получателей субсидии указаны лица, имеющие права только в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Однако данные выводы судов, противоречащие выводам, содержащимся в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2016, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1431 субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
В пункте 4 названных Правил установлен способ определения размера субсидии, предоставляемой бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации (формула расчета размера субсидии). Из данной формулы следует, что размер субсидии напрямую зависит от ряда показателей: посевной площади сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, в Российской Федерации в отчетном финансовом году по данным Федеральной службы государственной статистики; доли посевной площади сельскохозяйственных культур в субъекте Российской Федерации в общей посевной площади сельскохозяйственных культур в субъектах Российской Федерации в отчетном финансовом году, рассчитываемой в соответствии с пунктом 5 Правил; коэффициента соотношения уровня интенсивности использования посевных площадей в субъекте Российской Федерации со средним его значением по Российской Федерации, рассчитываемый в соответствии с пунктом 6 Правил; посевной площади сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, в соответствующем субъекте Российской Федерации в отчетном финансовом году, по данным Федеральной службы государственной статистики. Согласно пунктам 9, 11 Правил N 1431 поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которой являются субсидии, осуществляется по ставкам на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), в пределах размера субсидии, предусмотренной субъекту Российской Федерации. Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) принятым в соответствии с ним актом Правительства Российской Федерации. Объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных соглашением о предоставлении субсидии, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение), значений показателей результативности использования субсидии, но не менее чем в объеме, необходимом для обеспечения установленного для субъекта Российской Федерации уровня софинансирования расходного обязательства из федерального бюджета.
Ответчики не обосновали, что площади, на которых товарищество выращивало сельскохозяйственные культуры, не включены в состав названных посевных площадей, данные о которых соответствующий орган статистики предоставлял в целях расчета субсидий. Ответчики также не обосновали возможность предоставления субсидии на условиях софинансирования из двух уровней бюджетов в разном правовом режиме: в отношении части субсидии, приходящейся на долю федерального бюджета - исходя из посевных площадей без изъятий посевных площадей под краткосрочными договорами аренды либо в населенных пунктах, а в отношении части субсидии, приходящейся на долю бюджета Ставропольского края - с изъятиями из посевных площадей названных посевных площадей под краткосрочными договорами аренды либо в населенных пунктах.
Кроме того, по смыслу пункта 5 Порядка N 84-п предоставление претендентом на субсидию выписки из ЕГРП необходимо для подтверждения права на используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции земельные участки и не направлено на исключение из всего массива посевных площадей земельных участков, полученных претендентами в краткосрочную аренду. Товарищество представило документы, подтверждающие права на земельные участки, которые не опровергнуты остальными участниками спора.
Однако данные ошибочные выводы судов не привели к неправильному решению по существу спора.
Как указано выше, заявление товарищества направлено на судебную защиту интереса на получение субсидии, в предоставлении которой, по мнению товарищества, отказано неправомерно.
Иск о взыскании убытков от неправомерных действий соответствующих органов товарищество не предъявило.
Финансовый год, в котором товарищество претендовало на получение субсидии, завершен. По смыслу статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 21 - 23 Правил N 1431 не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидий подлежит возврату в федеральный бюджет. Аналогичные нормы предусмотрены законами субъектов Российской Федерации и законами о бюджетах на соответствующий год. Выделение субсидий в следующие годы производится только через механизм принятия законов о бюджете соответствующего публично-правового образования на финансовый год.
Таким образом, получение субсидий в последующие годы возможно только при условии процедуры их выделения на соответствующий финансовый год, в том числе включения их в законы о бюджете Российской Федерации и бюджете субъекта Российской Федерации. Товарищество не обосновало возможность получения субсидии на очередной финансовый год не путем предоставления ее в соответствии с установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными актами Российской Федерации и Ставропольского края порядком, а путем понуждения в судебном порядке компетентных органов законодательной власти Российской Федерации и Ставропольского края принять решения о ее выделении с изданием соответствующих законов о внесении данных расходов в бюджеты названных публично-правовых образований.
Сама по себе констатация необоснованности действий ответчиков при рассмотрении вопроса о выделении товариществу субсидии в 2015 году не влечет защиту интереса товарищества на выделение субсидии в последующие периоды.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления отказано правильно. Основания для изменения или отмены решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 по делу N А63-6550/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.