Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
01 марта 2017 г. |
Дело N А61-3361/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 марта 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Андреевой Е.В. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании заявителя - государственного унитарного предприятия Республики Северная Осетия - Алания "Безопасность" в лице конкурсного управляющего Смольянинова Кирилла Эдуардовича - Габиевой Е.Д. (доверенность от 13.12.2016), в отсутствие заинтересованного лица - Правительства Республики Северная Осетия - Алания, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Комитета Республики Северная Осетия - Алания по транспорту, Комитета связи и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания, Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания, государственного унитарного предприятия Республики Северная Осетия - Алания "Центр информационных технологий", надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе телеграммами, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Северная Осетия - Алания "Безопасность" в лице конкурсного управляющего Смольянинова Кирилла Эдуардовича на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.10.2016 (судья Акимцева С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2017 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу N А61-3361/2016, установил следующее.
ГУП "Безопасность" (далее - предприятие) в лице конкурсного управляющего Смольянинова Кирилла Эдуардовича (далее - управляющий) обратилось в арбитражный суд к Правительству Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30.08.2016 N 312 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания".
Определением суда первой инстанции от 28.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.01.2017, суд прекратил производство по делу ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.
В кассационной жалобе управляющий ГУП "Безопасность" просит отменить определение суда от 28.10.2016 и постановление апелляционного суда от 10.01.2017, направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что при определении подведомственности судам необходимо было руководствоваться признаком нормативности обжалуемого постановления. По мнению заявителя, постановление не устанавливает или изменяет правил поведения неограниченного круга лиц. Податель жалобы считает обжалуемое постановление правительства ненормативным правовым актом, затрагивающем интересы ГУП "Безопасность".
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица 15.03.2011. Согласно уставу предприятия, утвержденному Комитетом РСО-Алания по информационным технологиям и массовым коммуникациям (на сегодняшний день Комитет Республики Северная Осетия-Алания по информационным технологиям и массовым коммуникациям), являющемуся учредителем предприятия, и согласованному с Министерством имущества Республики Северная Осетия-Алания, целью деятельности предприятия является, в том числе, создание, эксплуатация и техническое обслуживание комплексной системы коллективной безопасности; выявление, предупреждение и оперативное устранение факторов угроз жизненно важным интересам республики; повышение уровня безопасности жителей республики.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.10.2013 N 391 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Комплексная система коллективной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания "Безопасная республика" на 2014 - 2020 годы" (в ред. постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17.10.2014 N 362, от 15.03.2016 N 72) утверждена государственная программа "Комплексная система коллективной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания "Безопасная республика" на 2014 - 2020 годы".
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.10.2013 N 391 опубликовано в издании "Законодательство России" от 20.03.2014, в "Собрании законодательства Республики Северная Осетия-Алания" 08.04.2014 (N 1, ст. 31).
Согласно паспорту указанной государственной Программы ее ответственными исполнителями утверждены ряд министерств и государственных унитарных предприятий Республики Северная Осетия-Алания, в том числе и предприятие(соисполнитель). В соответствии с разделом 3 государственной программы в целях ее исполнения в указанной части объем финансирования из республиканского бюджета предусмотрен в размере 220 941,4 тыс. рублей, из которых для предприятия предусмотрено выделение субсидий на завершение проектных работ.
Предоставление предприятию субсидий определено в государственной программе как основное мероприятие 1.1 с указанием на то, что назначение комплексной системы коллективной безопасности (КСКБ) состоит в комплексной автоматизации процессов выявления, предупреждения и оперативного устранения различных факторов угроз жизненно важным интересам республики и ее жителям и интеграции под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем (дежурных частей, аварийно-диспетчерских служб) различных организаций с обеспечением их оперативного взаимодействия в интересах всей республики, как технологическая платформа для республиканских проектов в сфере информатизации.
Ранее, Правительством Республики Северная Осетия-Алания в постановлении от 13.02.2012 N 27 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания Государственному унитарному предприятию Республики Северная Осетия-Алания "Безопасность" на возмещение затрат по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы коллективной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания" (с изменениями и дополнениями на 15.03.2016) установлены порядок и условия предоставления предприятию из республиканского бюджета субсидии на возмещение затрат по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы коллективной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30.08.2016 N 312 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания в государственную программу "Комплексная система коллективной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания Безопасная республика
на 2014 - 2020 годы"" внесены изменения, а именно: из соисполнителей (участников) программы исключено предприятие с одновременной его заменой на нового участника ГУП "Центр информационных технологий", а также в постановлении Правительства от 13.02.2012 N 27 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания Государственному унитарному предприятию Республики Северная Осетия-Алания "Безопасность" на возмещение затрат по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы коллективной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания" исключено предприятие с одновременной его заменой на нового получателя субсидий ГУП "Центр информационных технологий".
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.06.2016 по делу N А61-3853/2015 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении его введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Смольянинов К.Э.
Управляющий должника обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30.08.2016 N 312 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания", указав, что 19.07.2016 собранием кредиторов предприятия принято решение о продолжении хозяйственной деятельности предприятия в связи с важностью поставленной перед ним задачи, касающейся безопасности жителей в Республике Северная Осетия-Алания, считая, что изменения, внесенные Правительством Республики Северная Осетия-Алания в государственную программу, исключившие предприятие из перечня ее исполнителей, незаконны и фактически направлены на лишение кредиторов должника возможности получения задолженности.
Прекращая производство по делу, суды правомерно руководствовались следующим.
Определение нормативного правового акта и правовой нормы содержится в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" и рекомендуется для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации, которое уполномочено Правительством Российской Федерации давать разъяснения о применении утвержденных им Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 и пункт 2 разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88, прежние редакции от 17.04.1998 N 42 и от 14.07.1999 N 217).
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Полномочия Правительства Республики Северная Осетия-Алания регламентированы положениями Республиканского конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 28.05.1998 N 6-З "О Правительстве Республики Северная Осетия-Алания" (опубликован в издании "Северная Осетия", 03.11.1998).
В соответствии со статьей 24 Республиканского конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 28.05.1998 N 6-З правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются Правительством Республики Северная Осетия-Алания в форме постановлений и подлежат официальному опубликованию.
Суды установили, что оспариваемое постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30.08.2016 N 312 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания" опубликовано 06.09.2016 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru; принято специально уполномоченным на то субъектом, отражает юридически властное волеизъявление уполномоченного субъекта, регулирует правоотношения в сфере организации мероприятий по коллективной безопасности в Республике Северная Осетия- Алания, являясь общеобязательным государственным предписанием, рассчитанным на многократное применение и затрагивающим права неопределенного круга лиц. Таким образом, вывод судов о том, что данное постановление обладает всеми признаками нормативного правового акта, является правильным.
В соответствии с частью 1.1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности - об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Часть 1 статьи 191 Кодекса содержит перечень правоотношений, в рамках которых в арбитражный суд могут быть оспорены нормативные правовые акты. Указанной статьей установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии рассматриваются Судом по интеллектуальным правам по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Указанные изменения внесены в Кодекс Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" и вступили в законную силу 06.08.2014.
С учетом изложенного судебные инстанции правильно указали, что споры об оспаривании нормативных правовых актов, кроме нормативно правовых актов, указанных в части 1 статьи 191 Кодекса, исключены из компетенции арбитражных судов, и настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, арбитражный суд правомерно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Кодекса.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм процессуального права, поэтому подлежат отклонению.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.10.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2017 по делу N А61-3361/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
...
Часть 1 статьи 191 Кодекса содержит перечень правоотношений, в рамках которых в арбитражный суд могут быть оспорены нормативные правовые акты. Указанной статьей установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии рассматриваются Судом по интеллектуальным правам по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Указанные изменения внесены в Кодекс Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" и вступили в законную силу 06.08.2014."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 марта 2017 г. N Ф08-1432/17 по делу N А61-3361/2016