Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 марта 2017 г. N Ф08-1432/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
10 января 2017 г. |
Дело N А61-3361/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Параскевовой С. А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия РСО-Алания "Безопасность" в лице конкурсного управляющего Смольянинова Кирилла Эдуардовича на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2016 года по делу N А61-3361/2016 (судья Акимцева С.А.),
по заявлению Государственного унитарного предприятия РСО-Алания "Безопасность" (ОГРН 1111513001126, ИНН 1513004806) в лице конкурсного управляющего Смольянинова Кирилла Эдуардовича,
к Правительству Республики Северная Осетия - Алания,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора:
Комитет Республики Северная Осетия - Алания по транспорту,
Комитет связи и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания,
Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания,
ГУП РСО-Алания "Центр информационных технологий",
о признании недействительным постановление Правительства РСО-Алания N 312 от 30.08.2016,
при участии в судебном заседании представителя Государственного унитарного предприятия РСО-Алания "Безопасность" в лице конкурсного управляющего Смольянинова Кирилла Эдуардовича - Мальцев Е.А. по доверенности от 28.06.2016,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Северная Осетия - Алания "Безопасность" в лице конкурсного управляющего Смольянинова Кирилла Эдуардовича (далее - ГУП "Безопасность") обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания к Правительству РСО-Алания с заявлением о признании недействительным постановление Правительства РСО-Алания N 312 от 30.08.2016 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания".
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2016 года производство по делу прекращено.
Определение мотивировано неподведомственностью дела арбитражному суду. Постановление является нормативным правовым актом, следовательно, заявление о признании его недействительным не может быть рассмотрено арбитражным судом.
Не согласившись с принятым решением, арбитражный управляющий обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает о целевой направленности правового акта, затрагивающего хозяйственные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а также об отсутствии у Постановления N 312 основного признака нормативного акта - неопределенности круга лиц - субъектов регулируемых правоотношений; оспаривание такого правового акта полностью подпадает под действия статей 197-201 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2016 года по делу N А61-3361/2016, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
ГУП "Безопасность" было зарегистрировано в качестве юридического лица 15.03.2011. Согласно Уставу, утвержденному Комитетом РСО-Алания по информационным технологиям и массовым коммуникациям (на сегодняшний день - Комитет РСО-Алания по информационным технологиям и массовым коммуникациям), являющемуся учредителем предприятия, и согласованному с Минимуществом РСО-Алания, целью деятельности ГУП "Безопасность" является, в том числе, создание, эксплуатация и техническое обслуживание комплексной системы коллективной безопасности; выявление, предупреждение и оперативное устранение факторов угроз жизненно важным интересам республики; повышение уровня безопасности жителей республики (т.1, л.д.35).
Постановлением Правительства РСО-Алания от 28.10.2013 N 391 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Комплексная система коллективной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания "Безопасная республика" на 2014 - 2020 годы" (в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17.10.2014 N 362, от 15.03.2016 N 72) утверждена государственная программа "Комплексная система коллективной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания "Безопасная республика" на 2014 - 2020 годы".
Постановление Правительства РСО-Алания от 28.10.2013 N 391 опубликовано в издании "Законодательство России" от 20.03.2014, в "Собрании законодательства Республики Северная Осетия-Алания" 08.04.2014 (N 1, ст.31).
Согласно паспорту указанной государственной Программы ее ответственными исполнителями были утверждены ряд министерств и государственных унитарных предприятий РСО-Алания, в том числе и ГУП "Безопасность" (соисполнитель) (т.1, л.д.59).
В соответствии с разделом 3 государственной программы в целях ее исполнения в указанной части объем финансирования из республиканского бюджета был предусмотрен в размере 220 941,4тыс.руб. из которых, соответственно, для ГУП "Безопасность" было предусмотрено выделение субсидий на завершение проектных работ (т.1, л.д.78).
Предоставление ГУП "Безопасность" субсидий определено в государственной программе, как основное мероприятие 1.1 с указанием на то, что назначение комплексной системы коллективной безопасности (КСКБ) состоит в комплексной автоматизации процессов выявления, предупреждения и оперативного устранения различных факторов угроз жизненно важным интересам республики и ее жителям и интеграции под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем (дежурных частей, аварийно-диспетчерских служб) различных организаций с обеспечением их оперативного взаимодействия в интересах всей республики, как технологическая платформа для республиканских проектов в сфере информатизации (т.1, л.д.82).
Ранее, Правительством РСО-Алания в постановлении от 13.02.2012 N 27 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания Государственному унитарному предприятию Республики Северная Осетия-Алания "Безопасность" на возмещение затрат по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы коллективной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания" (с изменениями и дополнениями на 15.03.2016) установлены порядок и условия предоставления из республиканского бюджета РСО-Алания ГУП "Безопасность" субсидии на возмещение затрат по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы коллективной безопасности в РСО-Алания (т.1, л.д.44-46).
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30.08.2016 N 312 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания" в государственную программу "Комплексная система коллективной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания "Безопасная республика" на 2014 -2020 годы" были внесены изменения, а именно, Правительством РСО-Алания из соисполнителей (участников) программы было исключено ГУП "Безопасность" с одновременной его заменой на нового участника - ГУП "Центр информационных технологий", а также в постановлении Правительства от 13.02.2012 N 27 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания Государственному унитарному предприятию Республики Северная Осетия-Алания "Безопасность" на возмещение затрат по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы коллективной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания" исключено ГУП "Безопасность" с одновременной его заменой на нового получателя субсидий - ГУП "Центр информационных технологий" (т.1, л.д.25).
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30.08.2016 N 312 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.09.2016.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания по делу N А61-3853/2015 от 28.06.2016 ГУП "Безопасность" было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства проком до 23.12.2013, конкурсным управляющим утвержден Смольянинов К.Э. (т.1, л.д.146-158).
Конкурсный управляющий, ссылаясь на то, что 19.07.2016 собранием кредиторов должника - ГУП "Безопасность" было принято решение о продолжении хозяйственной деятельности должника в связи с важностью поставленной перед ним задачи, касающейся безопасности жителей в РСО-Алания, считая, что изменения, внесенные Правительством РСО-Алания в государственную программу, исключившие ГУП "Безопасность" из перечня ее исполнителей, незаконны и фактически направлены на лишение кредиторов должника возможности получения задолженности, направил в суд заявление с требованиями о признании недействительным постановления Правительства РСО-Алания
N 312 от 30.08.2016 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания".
Прекращая производство по делу в виду не подведомственности спора, суд первой инстанции исходил из того, что оспаривание ненормативных актов подведомственно суду общей юрисдикции.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление Правительства не является нормативным актом, поскольку по целевой направленности правового акта, затрагивающего хозяйственные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а также об отсутствии у Постановления N 312 основного признака нормативного акта - неопределенности круга лиц - субъектов регулируемых правоотношений; оспаривание такого правового акта полностью подпадает под действия статей 197-201 АПК РФ - отклоняется.
Определение нормативного правового акта и правовой нормы содержится в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" и рекомендуется для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации, которое уполномочено Правительством Российской Федерации давать разъяснения о применении утвержденных им Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 и пункт 2 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88, прежние редакции - от 17.04.1998 N 42 и от 14.07.1999 N 217).
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Полномочия Правительства РСО-Алания регламентированы и закреплены положениями Республиканского конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 28.05.1998 N 6-З "О Правительстве Республики Северная Осетия-Алания" (опубликован в издании "Северная Осетия", 03.11.1998).
В соответствии со статьей 24 Республиканского конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 28.05.1998 N 6-З правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются Правительством РСО-Алания в форме постановлений и подлежат официальному опубликованию.
Оспариваемое Постановление Правительства РСО-Алания N 312 от 30.08.2016 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания", как уже было указано, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.09.2016.
Данное постановление обладает всеми признаками нормативного правового акта, принято специально уполномоченным на то субъектом, отражает юридически властное волеизъявление уполномоченного субъекта, а также регулирует правоотношения в сфере организации мероприятий по коллективной безопасности в РСО-Алания, являясь общеобязательным государственным предписанием, рассчитанным на многократное применение и затрагивающим права неопределенного круга лиц.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель оспаривает нормативный правовой акт - постановление Правительства РСО-Алания N 312 от 30.08.2016 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 АПК арбитражные суды рассматривают дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Федеральным законом N 186-ФЗ от 28.06.2014 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" в статью 191 АПК РФ внесены изменения, и с 06.08.2014 данной статьей установлен порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам.
Таким образом, арбитражному суду с 06.08.2014 подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В силу пункта 2.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", арбитражный суд разрешает вопрос о подведомственности арбитражному суду заявления о признании нормативного правового акта недействующим исходя из содержания оспариваемого акта, характера спорного правоотношения, а также с учетом того, затрагивает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если арбитражный суд установит, что не имеется федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого нормативного правового акта отнесено к его компетенции, арбитражный суд прекращает производство по делу, за исключением случаев, когда заявление об оспаривании этого акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было им рассмотрено по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции. Доказательств обращения с заявлением в суд общей юрисдикции заявителем в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что производство по делу подлежит прекращению в связи с его неподведомственностью арбитражному суду.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения определения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2016 года по делу N А61-3361/2016.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2016 года по делу N А61-3361/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выдать государственному унитарному предприятию РСО-Алания "Безопасность" ОГРН - 1111513001126, ИНН - 1513004806, справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета в размере 3000 рублей, уплаченной по платежному поручению от 25.11.2016 N 213.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3361/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 марта 2017 г. N Ф08-1432/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУП "Безопасность"
Ответчик: Правительство РСО-Алания
Третье лицо: ГУП РСО-Алания "Центр информационных технологий", Комитет Республики Северная Осетия-Алания по транспорту, Комитет связи и массовых коммуникаций РСО-Алания, Министерство финансов РСО-Алания, Комитет связи и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия -Алания, Министерство финансов Республики Северная Осетия -Алания, Правительство Республики Северная Осетия -Алания, Смольянинов Кирилл Эдуардович