Решение Самарского областного суда от 21 марта 2023 г. N 3а-620/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-620/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "Э.-С." о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
Общество с ограниченной ответственностью фирма "Э.-С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включении в него под пунктом 19484 нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в указанный пункт Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером N, собственником помещений которого является административный истец. Здание используется арендаторами ООО "М. Э." и ООО "Т." для производственных целей. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество, исчисляемой исходя из соответствующей доли помещений от общей площади здания, и нарушает права и законные интересы общества.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Р. М.Г., генеральный директор ООО фирма "Э.-С." Е. Г.Г. поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованное лицо ИФНС Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство представило письменные возражения, сославшись на то, что объект недвижимости включен в Перечень исходя из его наименования - мастерская (зарядная).
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 19 декабря 2020 года N 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 г. N 2014
В указанный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером N (пункт 19484).
Приказ министерства от 19 октября 2020 года N 2014 официально опубликован на сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19 октября 2020 года, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21 октября 2020 года.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (пункт 6 статьи 378.2 НК РФ).
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью фирма "Э.-С." на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 1999,2 кв. м и нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 199,8 кв. м.
Нежилые помещения расположены в здании с кадастровым номером N площадью 2485,2 кв. м по адресу: <адрес>, включенном в Перечень на 2021 год.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание имеет назначение - нежилое, наименование - мастерская (зарядная).
Вопреки доводам административного ответчика по наименованию здания (мастерская (зарядная) без конкретизации назначения невозможно однозначно определить здание как объект бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту, выполненному Самарским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризации - Федеральное БТИ по состоянию на 30 августа 2012 года, в здании, расположенном по адресу <адрес> на площади 2528,7 кв. м. расположены мастерские, склады, производственные, гараж, подъемник, гардеробные, душевые, санузлы, коридоры, лестницы, подсобное помещение, кабинеты.
Наименование "кабинет" не тождественно наименованию "офис", остальные помещения по техническому паспорту носят складской, производственный или вспомогательный характер.
Площадь здания по технической документации больше площади, указанной в выписке из Единого государственного реестра недвижимости в связи с наличием в технической документации помещений н3 (площадью 313,5 кв. м) и бытового помещения н4 (площадью 16,1 кв. м).
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: под производственные помещения, который не предполагает размещение на нем объектов делового, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания на момент принятия оспариваемого Перечня административным ответчиком не проводились.
Согласно договору аренды N 75 от 1 июня 2021 года часть нежилого помещения с кадастровым номером N фактически используется арендаторами ООО М. Э." для размещения производства, часть помещения используется ООО "Т." для производственной деятельности по договору аренды N 74 от 28 апреля 2021 года.
Нежилое помещение с кадастровым номером N используется по договору аренды N 77 от 1 сентября 2021 года ООО "Т." для производства комплектующих.
Данные обстоятельства не опровергнуты административным ответчиком.
Принимая во внимание, что нежилое здание используется в целях осуществления производственной деятельности, и отсутствие сведений о том, что оно предназначено или фактически используется для размещения офисных объектов, объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям ст. 378.2 НК РФ и нарушает права административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью фирма "Э.-С." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включении в него под пунктом 19484 нежилого здания с кадастровым номером N, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 21 марта 2023 г. N 3а-620/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании