Решение Самарского областного суда от 15 марта 2023 г. N 3а-1025/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1025/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т. д. "Р." о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Т. д. "Р." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включении в него под пунктом 10811 нежилого здания с кадастровым номером N, также просило взыскать в его пользу государственную пошлину в размере 4500 руб.
Требования обоснованы тем, что в указанный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку используется работниками для организации производственного процесса административного истца, основным видом деятельности которого является производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Р. Е.А. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, сославшись на то, что объект недвижимости включен в Перечень исходя из его наименования - здание (административно-бытового) корпуса, а также дополнительно сообщило, что в рамках рассмотрения заявления административного истца от 29.06.2022 года по вопросу исключения объекта из Перечня на 2021 год 31.08.2022 года был проведен осмотр здания, по результатам которого было установлено, что более 20% от общей площади здания используется под размещение офисных объектов.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 19 декабря 2020 года N 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 г. N 2014
В указанный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером N (пункт 10811).
Приказ министерства от 19 октября 2020 года N 2014 официально опубликован на сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19 октября 2020 года, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21 октября 2020 года.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью "Т. д. "Р." на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 798,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание имеет назначение - нежилое здание, наименование - здание (административно-бытового корпуса).
Вопреки доводам административного ответчика наименование здание не свидетельствует о назначении здания в качестве объекта офисного, делового, коммерческого назначения.
В техническом паспорте, выполненном Чапаевским бюро технической инвентаризации по состоянию на 6 апреля 1999 года, указано, что в здании расположены тамбуры, конторские, коридоры, туалеты, фойе, лестничные клетки, склад.
Наименование "конторское" не тождественно наименованию "офис", остальные помещения по техническому паспорту носят складской или вспомогательный характер.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого: производственные и промышленные предприятия V-IV класса вредности - не предполагает размещение на нем объектов делового, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания на момент принятия оспариваемого Перечня административным ответчиком не проводились.
Акт, составленный ГБУ СО "ЦРР" 31 августа 2022 года, не может быть признан допустимым доказательством по настоящему административному делу, поскольку он не подтверждает факт использования здания на дату утверждения Перечня на 2021 год и на весь 2021 год.
Из пояснений представителя административного истца следует, что нежилое здание фактически используется работниками ООО "Т. д. "Р." для организации производственного процесса административного истца, основным видом деятельности которого является производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров.
Данное обстоятельство не опровергнуто административным ответчиком.
Принимая во внимание, что нежилое здание используется в целях осуществления производственной деятельности предприятия, сведений о том, что оно предназначено для размещения офисных объектов, объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания, не представлено, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям ст. 378.2 НК РФ и нарушает права административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
В связи с тем, что решение принято в пользу административного истца, в его пользу подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4500 руб. с министерства имущественных отношений Самарской области.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "Т. д. "Р." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 10811 нежилого здания с кадастровым номером N.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Т. д. "Р." государственную пошлину в размере 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 15 марта 2023 г. N 3а-1025/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании