Решение Самарского областного суда от 27 апреля 2023 г. N 3а-1076/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1076/2023 по административному исковому заявлению Б. С.Н. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Б. С.Н. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими со дня их принятия
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в приложение N 2 под пунктом N 11101 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 в части включения в приложение N 2 под пунктом N 9423 нежилого помещения с кадастровым номером N , под пунктом N 10984 нежилого помещения с кадастровым номером N .
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в оспариваемые Перечни необоснованно включены принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения, поскольку они не соответствуют критериям объектов недвижимости, поименованным в ст. 378.2 НК РФ. Нежилые помещения расположены в жилых домах и не предназначены для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; помещение с кадастровым номером N не используется. Истец полагает, что включение объектов недвижимости в Перечни нарушает его права и законные интересы, так как влечет необоснованное увеличение налогового бремени.
В судебном заседании представитель административного истца К. Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования и пояснил, что помещение с кадастровым номером N было приобретено Б. С.Н. в марте 2022 года у ООО "УК-3", которое находится в состоянии банкротства; помещение находится в неудовлетворительном состоянии, требующем ремонта. Нежилое помещение с кадастровым номером N с момента приобретения в 2020 году используется арендатором под спортивный клуб; ранее данное помещение решением суда от 20.09.2022 было исключено из Перечней на 2020-2022 г.г.
Представитель заинтересованного лица - администрации городского округа Тольятти Самарской области Б. Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Административный ответчик - министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что спорные нежилые помещения обоснованно включены в оспариваемые Перечни на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку по данным Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером N имеет наименование "реабилитационно-восстановительный центр", а нежилое помещение с кадастровым номером N , согласно представленного администрацией г.о. Тольятти акта осмотра от 04.07.2018, фактически используется под офис. Решение об определении вида фактического использования вышеуказанных объектов недвижимости министерством не принималось.
Заинтересованное лицо - ООО "У. к.-3" в лице конкурсного управляющего А. М.А. своего представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В силу ст.ст. 150, 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что Б. С.Н. с 09.09.2020 является собственником объекта капитального строительства - помещения с кадастровым номером N , площадью 905,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 02.08.2022, 20.04.2023.
Кроме того, в собственности административного истца с 21.03.2022 находится помещение с кадастровым номером N , площадью 308, 2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, что следует из выписки из ЕГРН от 15.02.2023.
На основании статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ (глава 32 "Налог на имущество физических лиц"), налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
При этом, согласно пункта 1 решения Думы городского округа Тольятти от 12.11.2014 г. N 510 "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти", ставка налога на имущество физических лиц в отношении
- объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена в 2020 году и последующие годы - 2 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения;
- прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Таким образом, для физических лиц в отношении объектов, включенных в Перечень, налоговая ставка установлена в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 22 октября 2021 года N 2233, которым в приложении N 2 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых помещений), находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021;
- от 8 ноября 2022 года N 2077, которым в приложении N 2 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых помещений) на 2023 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, нарушения процедуры их принятия и порядка опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2022 год в приложение N 2 под пунктом N 11101 министерством имущественных отношений Самарской области включено принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером N , на 2023 год в приложение N 2 под пунктами N 9423 и N 10984, соответственно, включены нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N .
Согласно позиции административного ответчика, нежилые помещения включены в оспариваемые Перечни на основании п.п. 2 п. 1 и п. 5 ст. 378.2 НК РФ.
Проверив оспариваемые нормативные правовые акты на их соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее также ЕГРН):
- помещение с кадастровым номером N , площадью 905,8 кв. м, имеет назначение "нежилое" и наименование "реабилитационно-восстановительный центр", сведения о видах его разрешенного использования отсутствуют;
- помещение с кадастровым номером N , площадью 308, 2 кв. м, имеет назначение "нежилое" и наименование "нежилое помещение", сведения о видах его разрешенного использования отсутствуют.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) такой вид деятельности как "деятельность центров реабилитации" отнесен к классу "Деятельность в области здравоохранения" (код 86).
Нежилое помещение с кадастровым номером N находится на (-)1 и 1 этажах здания с кадастровым номером N наименованием "многоквартирный дом" и назначением "многоквартирный жилой дом", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания".
Нежилое помещение с кадастровым номером N находится на 1 этаже здания с кадастровым номером N наименованием и назначением "многоквартирный дом", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного жилого дома".
Вышеуказанные обстоятельства подтверждены выписками из ЕГРН от 21 и 22.07.2022, 02.08.2022, 15.02.2023, 25.03.2023, 20.04.2023.
Согласно представленного административным истцом технического паспорта на нежилое помещение с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, выполненному МП г.о. Тольятти "И." (дата инвентаризации 09.12.2016), оно включает части назначением: "комнаты отдыха", "кабинеты", "коридоры", "подсобные", "туалеты", "архив", "шкаф", итого 308,2 кв. м.
По запросу суда филиалом ППК "Р." представлен технический план на указанное выше помещение от 21.03.2017, подготовленный по заказу ООО "УК-3". Наименование и назначение объекта недвижимости в тех.плане определено как "нежилое помещение", площадью 38,2 кв. м.
На нежилое помещение с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, административным истцом представлен технический паспорт, выполненный МУП "И." 20.05.2003 (дата обследования 12.05.2004). Помещение включает части назначением: (-) 1 этаж "венткамера", "л/клетки", "тех.помещ.", "с.подсобное", "с/узлы", "душевая", "эл.щитовая", "водомерн.узел", "танцевальный", "комнаты отдыха", "гардеробы", "коридоры", "помещ.персонала", "водолечебница", "кабинет врача", "комната тренера", "массажная", "солярий" площадью 12,2 кв. м; 1 этаж "зимний сад", "тамбуры", "кладовая", "кабинеты", "л\клетки", "зал шейпинга", "душевые", "с/узлы", "гардеробы", "вестибюли", "комната охраны", "подсобные", "магазин" площадью 9,2 кв. м, "кафетерий" площадью 41,3 кв. м, "тренажерный зал", итого 905,8 кв. м.
Согласно уведомлению филиала ППК "Р." по Самарской области от 29.03.2023, технический план в реестровом деле с кадастровым номером N отсутствует.
Давая оценку имеющейся технической документации, суд отмечает, что назначение помещений "кабинет" не тождественно термину "офис", а наличие массажного кабинета и душевой в помещении наименованием "реабилитационно-восстановительный центр", предназначенного для деятельности в области здравоохранения, не свидетельствует о его назначении для оказания бытовых услуг.
Согласно ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), распоряжения Правительства РФ от 24 ноября 2016 года N 2496-р, "солярий" (код вида деятельности 96.04) является объектом бытового обслуживания. При этом деятельность массажных салонов к бытовым услугам не отнесена. Согласно ГОСТ Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины определения" "магазин" - это предприятие розничной торговли; "кафетерий", как следует из Межгосударственного стандарта "ГОСТ 30389-2013. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", является объектом общественного питания.
Однако, общая площадь указанных помещений составляет 62,7 кв. м, что менее 2% от общей площади основного помещения (905,8:100х20=181,16 кв. м).
Таким образом, наименование и назначение спорных нежилых помещений по сведениям ЕГРН, документам технического учета (инвентаризации), не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 2 п. 1, п. 3, п. 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку не подтверждают наличие в них не менее 20% от общей площади помещений, предназначенных для размещения офисов, офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественно питания и (или) бытового обслуживания.
В силу положений ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402 (далее также Порядок N 402), которым административный ответчик обязан руководствоваться, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в статье 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Судом установлено, что осмотр спорных объектов капитального строительства в целях установления их фактического использования к моменту формирования и утверждения Перечней на 2020-2023 г.г., министерством имущественных отношений не проводился.
В обоснование возражений, министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на акт осмотра нежилого помещения с кадастровым номером N , составленный администрацией г.о. Тольятти в соответствии с пунктами 4, 5 Порядка N 402, согласно которому фактическое использование помещения определено как офис ООО "У. к. N 3".
Вместе с тем, данный акт составлен 04.07.2018, то есть более чем за три года до утверждения Перечня на 2022 год. Непосредственно до начала налоговых периодов 2022 и 2023 г.г. (п. 7 ст. 378.2 НК РФ) указанное нежилое помещение не осматривалось.
Из материалов дела видно, что нежилое помещение N было приобретено Б. С.Н. у ООО "У. к. N 3" (ООО "УК-3), право собственности зарегистрировано 21.03.2022.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2021 ООО "У. к. N 3" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Прекращены полномочия руководителя должника, иных органов управления должника, которые обязаны в трехдневный срок передать конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности.
Таким образом, на момент утверждения приказом министерства имущественных отношений от 22.10.2021 N 2233 Перечня на 2022 год, какая либо деятельность ООО "УК-3" не осуществлялась.
Доказательств, подтверждающих, что на дату утверждения Перечня на 2022 год нежилое помещение с кадастровым номером N использовалось под офис, суду не представлено.
Из объяснений представителя административного истца следует, что на момент приобретения Б. С.Н., указанное помещение находилось в неудовлетворительном состоянии и до настоящего времени не используется, так как требует ремонта. Доводы административного истца не опровергнуты. Однако, представленный административным истцом в материалы дела акт осмотра нежилого помещения от 17.01.2023, оформленный кадастровым инженером ООО "ОГК-С.", по мнению суда, имеющих значение для дела обстоятельств не подтверждает и не может быть принят в качестве относимого доказательства по настоящему делу, поскольку осмотр имел место после утверждения Перечней на 2022-2023 г.г.
В тоже время, составленный кадастровым инженером ООО "ОГК-С." по заявлению административного истца акт осмотра нежилого помещения с кадастровым номером N от 29.07.2022, суд признает относимым и допустимым доказательством по настоящему делу, поскольку осмотр произведен до издания приказа от 08.11.2022, которым был утвержден Перечень объектов на 2023 год.
Как видно из акта, нежилое помещение фактически используется для размещения физкультурно-оздоровительного комплекса. Данное обстоятельство подтверждено и представленным в материалы дела договором аренды нежилого помещения с кадастровым номером N от 13.09.2020, а также дополнительными соглашениями к нему от 25.02.2021, 27.01.2022, 28.11.2022, заключенным между ИП Б. С.Н. и ИП П. П.С., из которых следует, что помещение, общей площадью 876,9 кв. м передано в аренду для осуществления "прочей деятельности в области спорта".
Основным видом деятельности ИП П. П.С., согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 28.02.2023, является "деятельность фитнес-центров" (код вида 93.13). Такой вид экономической деятельности распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р не отнесен к числу бытовых услуг.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень должны быть безусловными, бесспорными.
Однако, в нарушение требований ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ, доказательств, подтверждающих соответствие спорных нежилых помещений критериям объектов, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащих административному истцу нежилых помещений с кадастровым номером N в Перечни на 2022 и 2023 г.г., с кадастровым номером N в Перечень на 2023 год, и полагает, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы Б. С.Н., возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество из кадастровой стоимости объектов недвижимости в повышенном размере.
В связи с изложенным, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск Б. С.Н. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в приложение N 2 под пунктом N 11101 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в приложение N 2 под пунктом N 9423 нежилого помещения с кадастровым номером N , под пунктом N 10984 нежилого помещения с кадастровым номером N .
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.04.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 27 апреля 2023 г. N 3а-1076/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании