Требование: о взыскании госпошлины и судебных издержек, о взыскании долга, затрат и пени, о взыскании пени, о возмещении вознаграждения по договору энергоснабжения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
16 февраля 2017 г. |
Дело N А63-1751/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Специализированное управление механизированного строительства" (ИНН 2630026629, ОГРН 1022601449969), ответчика - муниципального образования Минераловодский городской округ Ставропольского края в лице администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края (ИНН 26300046431, ОГРН 1152651026461), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального образования Минераловодский городской округ Ставропольского края в лице администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.08.2016 (судья Кузьмина М.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 (судьи Сулейманов З.М., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу N А63-1751/2016, установил следующее.
ООО "Специализированное управление механизированного строительства" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию Минераловодский городской округ Ставропольского края в лице администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) о взыскании 172 016 рублей 84 копеек задолженности за потребленную с 12.12.2013 по 31.01.2014 тепловую энергию, 13 761 рубля 34 копеек агентского вознаграждения, 44 613 рублей 05 копеек пеней с 10.02.2014 по 31.07.2016 и 50 тыс. рублей судебных расходов.
Решением от 24.08.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.12.2016, с Минераловодского городского округа Ставропольского края в лице администрации за счет казны муниципального образования Минераловодский городской округ Ставропольского края в пользу общества взыскано 172 016 рублей 84 копейки за потребленную тепловую энергию, 13 761 рубль 34 копейки агентского вознаграждения, 44 613 рублей 05 копеек пеней и 20 тыс. рублей судебных расходов на оплату услуг представителя, в остальной части в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества и оплачивать коммунальные услуги.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, жилые помещения в спорных многоквартирных домах не передавались в собственность муниципального образования Минераловодский городской округ Ставропольского края, поэтому у ответчика не возникло обязательств. Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 23.10.2015 N 19 "О вопросах правопреемства" обязанность по долгам имущества, не переданного в муниципальную собственность округа, не возлагается на вновь сформированные органы. Истец не представил доказательств того, что ответчик является правопреемником администрации поселка Анджиевский по возникшим у нее долгам. Администрация поселка Анджиевский ликвидирована, поэтому ее долговые обязательства прекращены. Администрация Минераловодского городского округа зарегистрирована 20.10.2015, она не заключала договоры с ресурсоснабжающими организациями, не вступала с истцом в гражданско-правовые отношения, правопреемником по долгам не является. Вознаграждение по агентскому договору по расчетам оплаты за жилищно-коммунальные и прочие услуги от 04.07.2013 N 01 (далее - агентский договор) обязаны выплачивать ресурсоснабжающие организации на основании договоров от 01.03.2013 и 04.11.2013 оказания услуг по управлению и содержанию общего имущества многоквартирных домов. Обязательства по оплате тепловой энергии возложены на истца.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 12.07.2011 ООО "Стройиндустрия" (застройщик) и муниципальное образование поселка Анджиевский Минераловодского района в лице МУ "Администрация поселка Анджиевский Минераловодского района Ставропольского края" (заказчик) заключили муниципальный контракт N 0121/6 на приобретение жилых помещений в домах малоэтажной застройки посредством долевого участия в строительстве, расположенных по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, пос. Анджиевский, ул. Советская, 5, 7, 9.
По актам приема-передачи объектов долевого строительства от 12.12.2013 и 18.06.2013 в муниципальную собственность поселка Анджиевского переданы квартиры, расположенные в домах N 5, 7 и 9 по ул. Советской.
Общество (управляющая организация) и ООО "Стройиндустрия" (застройщик) заключили договоры от 01.03.2013 и 04.11.2013 оказания услуг по управлению и содержанию общего имущества многоквартирных домов, по условиям которых общество приняло обязательства по содержанию общего имущества, предоставлению коммунальных услуг, указанных в приложении N 3 к договорам (пункты 1.1, 1.3 и 2.1.2 договоров).
04 июля 2013 года общество (агент) и МУ "Администрация поселка Анджиевский Минераловодского района Ставропольского края" (принципал) заключили агентский договор, по условиям которого агент обязуется от имени и за счет принципала заключить договоры на поставку коммунальных услуг для многоквартирных домов N 5, 7 и 9 по ул. Советской, совершать расчеты по оплате за жилищно-коммунальные услуги в части расчетов с ресурсоснабжающими организациями, вести учет поступающих документов от ресурсоснабжающих организаций за оказанные услуги (пункты 1.1, 1.1.1 и 1.1.2 договора). Согласно пункту 1.2 договора права и обязанности перед ресурсоснабжающими организациями по всем действиям, совершенным агентом в соответствии с договором, возникают непосредственно у принципала. Агентское вознаграждение составляет 8% от суммы поступивших платежей, но не менее 1 тыс. рублей в месяц (пункт 3.1 договора). Сумма агентского вознаграждения удерживается агентом (без выставления счета) в день перечисления денежных средств на расчетный счет принципала (пункт 3.2 договора). Агентское вознаграждение отражается в отчете агента, направляемом принципалу (пункт 3.3 договора).
На основании Закона Ставропольского края от 28.05.2015 N 51-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края" (далее - Закон N 51-кз) МУ "Администрация поселка Анджиевский Минераловодского района Ставропольского края" в составе Минераловодского муниципального района Ставропольского края преобразовано во вновь образованное муниципальное образование Минераловодский городской округ Ставропольского края. Согласно статье 6 названного Закона и решения совета депутатов Минераловодского городского округа от 23.10.2015 N 19 "О вопросах правопреемства" (далее - решение N 19) Минераловодский городской округ Ставропольского края является правопреемником муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края, в том числе МУ "Администрация поселка Анджиевский Минераловодского района Ставропольского края".
В целях оказания коммунальных услуг общество заключило следующие договоры на поставку энергоресурсов: с ГУП Ставропольского края "Крайтеплоэнерго" - договор теплоснабжения от 28.10.2013 N 613П, с ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" - договор холодного водоснабжения и водоотведения от 25.12.2013 N 1578, с ОАО "Ставропольэнергосбыт" - договор электроснабжения от 27.12.2013 N 582461.
В результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате коммунальных услуг у истца перед ресурсоснабжающими организациями возникла задолженность, которая взыскана с общества решениями Арбитражного суда Ставропольского края от 04.02.2015 по делу N А63-11906/2015, от 26.12.2014 по делу N А63-12271/2014, от 30.05.2014 по делу N А63-3118/2014 и от 04.02.2015 по делу N А63-13701/2014.
Общество направило МУ "Администрация поселка Анджиевский Минераловодского района Ставропольского края" требование от 05.11.2015 N 147/2 об уплате задолженности.
Наличие задолженности по коммунальным услугам и агентскому договору явилось основанием для обращения общества с иском в суд.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 названного Кодекса). В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, доля которых определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме данного собственника.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Часть 1 статьи 154 Жилищного кодекса предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 статьи 155 рассматриваемого Кодекса (часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 раздела III обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, в случае передачи квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма обязанность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги товариществу собственников жилья в силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лежит на нанимателе. Требования товарищества собственников жилья к муниципальному образованию в таких ситуациях не подлежат удовлетворению.
Суды, удовлетворяя исковые требования, установили, что по актам приема-передачи объектов долевого строительства от 12.12.2013 и 18.06.2013 спорные квартиры переданы в муниципальную собственность муниципального образования поселка Анджиевский. Акты подписаны МУ "Администрация поселка Анджиевский Минераловодского района Ставропольского края", которое в составе Минераловодского муниципального района Ставропольского края преобразовано во вновь образованное муниципальное образование Минераловодский городской округ Ставропольского края, являющийся правопреемником муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края. Ответчик как правопреемник должен нести расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги.
Исполнение обществом, являющимся управляющей организацией, обязательств по управлению общим имуществом многоквартирных домов N 5, 7 и 9 по ул. Советской и оказание коммунальных услуг подтверждается договорами с ресурсоснабжающими организациями. Суды установили, что общество предъявляет требования о взыскании задолженности к собственнику за периоды до заключения договоров социального найма. Суды проверили и признали правильным представленный обществом расчет задолженности, который ответчик документально не опроверг.
Доводы заявителя о том, что жилые помещения в спорных многоквартирных домах не передавались в собственность муниципального образования Минераловодский городской округ Ставропольского края, поэтому у ответчика не возникло обязательств по оплате расходов на содержание имущества, истец не представил доказательств правопреемства, которое невозможно в силу ликвидации администрации поселка Анджиевского, следует отклонить. Согласно решению N 19 все имущество, находящееся в собственности преобразованных муниципальных образований в соответствии с Законом N 51-кз, в частности, поселок Анджиевский, входящий в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), а также все имущество, находящееся в собственности Минераловодского муниципального района, переходит в собственность муниципального образования Минераловодский городской округ Ставропольского края. В соответствии с пунктами 2 и 2.2 решения N 19 правопреемником имущественных прав и обязанностей органов местного самоуправления муниципальных образований, указанных в пункте 1 решения, выступает администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края в части имущества, необходимого для обеспечения деятельности и принятого ею, и которое входит в состав казны муниципального образования Минераловодский городской округ Ставропольского края; в отношении иного имущества, включая права на имущество, возникшие у органов местного самоуправления муниципальных образований, указанных в пункте 1 названного решения, по основаниям, указанным в главе 14 ГК РФ, и (или) в ином порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Ставропольского края в соответствии с правовыми актами Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Согласно пунктам 7 и 7.2 решения N 19 администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края выступает правопреемником в пределах компетенции по договорам, подтверждающим право собственности и право пользования, заключенным органами местного самоуправления муниципальных образований, указанными в пункте 1 решения.
Таким образом, иск предъявлен к надлежащему ответчику.
Довод заявителя о том, что вознаграждение по агентскому договору обязаны выплачивать ресурсоснабжающие организации на основании договоров от 01.03.2013 и 04.11.2013 оказания услуг по управлению и содержанию общего имущества многоквартирных домов, следует отклонить. Согласно статье 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. В силу пункта 1.1 агентского договора агент заключает договоры на поставку коммунальных услуг от имени и за счет принципала, поэтому ответчик как правопреемник МУ "Администрация поселка Анджиевский Минераловодского района Ставропольского края" обязан выплачивать агентское вознаграждение.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
Основания для изменения или отмены решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.08.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по делу N А63-1751/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.