Требование: о признании недействительным договора, о признании торгов недействительными по договору аренды в отношении нежилых помещений
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
12 января 2017 г. |
Дело N А32-3413/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии от истца - прокурора Краснодарского края - Сысы Н.А. (удостоверение N 175637), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ПАРУС" (ИНН 2310148177, ОГРН 1102310004477) - Фисенко Е.А. (доверенность от 08.12.2016), Тихоненко Б.Н. (доверенность от 22.12.2016) и Никитина О.С. (доверенность от 22.12.2016), от ответчика - Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310041258, ОГРН 1022301172475) - Шерстобитовой А.О. (доверенность от 29.12.2016), от третьего лица - администрации муниципального образования город Краснодар - Шерстобитовой А.О. (доверенность от 30.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу прокурора Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу N А32-3413/2016 (судьи Баранова Ю.И., Ванин В.В., Еремина О.А.), установил следующее.
Заместитель прокурора Краснодарского края (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с иском к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) и ООО "ПАРУС" (далее - общество) о признании недействительными торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества (нежилого помещения N 8 площадью 14,8 кв. м, расположенного по адресу:
г. Краснодар, ул. Дмитрия Благоева, д. 10/3), оформленных протоколом от 26.06.2014 N 105-р, признании недействительным заключенного департаментом и обществом договора от 28.07.2014 N 12, применении последствий недействительности сделки путем возложения на общество обязанности возвратить нежилое помещение администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация).
Решением от 25.05.2016 иск удовлетворен. Суд счел доказанным несоблюдение департаментом порядка проведения торгов (отсутствие надлежащей информации об объекте аренды), нарушившего права потенциального участника данных торгов.
Постановлением от 20.09.2016 решение отменено, в иске отказано. Суд исходил из того, что подробные сведения о сдаваемом в аренду объекте содержались в соответствующей информации о проведении торгов, доступной любому заинтересованному лицу.
В кассационной жалобе прокурор просит отменить постановление и оставить в силе решение. По его мнению, выводы апелляционного суда о доступности спорной информации являются необоснованными, не соответствуют аукционной документации.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на законность и обоснованность постановления.
В судебном заседании представитель прокурора поддержал доводы кассационной жалобы, представители общества, департамента и администрации возражали против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и суды установили, что департамент издал приказ от 05.06.2014 N 5 "Об организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, ул. им. Дмитрия Благоева, дом 10/3", утверждена документация об аукционе на право заключения договора аренды указанного муниципального объекта.
05 июня 2014 года на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении торгов N 050614/0046148/01 в отношении нежилого помещения N 8 площадью 14,8 кв. м, расположенного по улице имени Дмитрия Благоева, дом 10/3. Согласно протоколу от 26.06.2014 N 105-р рассмотрения заявок на участие в аукционе он признан несостоявшимся.
28 июля 2014 года департамент заключил с обществом как с единственным участником аукциона договор N 12 аренды названного имущества. Срок действия договора - до 27.07.2019. Имущество передано обществу по акту приема-передачи от 28.07.2014. Сделка зарегистрирована в установленном порядке (запись N 23-23-01/380/2014-340 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Считая указанные торги и договор аренды недействительными, прокурор обратился с иском в суд.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В пункте 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" указано, что при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с частью 5 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения названных договоров и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом. С 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 названной статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 909) в качестве официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов определен сайт с адресом: www.torgi.gov.ru.
Пунктом 2 постановления N 909 разработка и развитие официального сайта возложены на Министерство экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Во исполнение положений части 5 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Порядок).
Согласно пункту 28 Порядка информация о проведении конкурсов или аукционов, размещенная на официальном сайте торгов, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов в соответствии с Порядком является публичной офертой, предусмотренной статьей 437 Кодекса.
В пункте 105 Порядка изложен перечень необходимых сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении аукциона: 1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора аукциона; 2) место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество; 3) целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору; 4) начальная (минимальная) цена договора (цена лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом, в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования указанным имуществом; 5) срок действия договора; 6) срок, место и порядок предоставления документации об аукционе, электронный адрес сайта в сети Интернет, на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена; 7) требование о внесении задатка, а также размер задатка в случае, если в документации об аукционе предусмотрено требование о внесении задатка; 8) срок, в течение которого организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона, устанавливаемый с учетом положений пункта 107 Порядка; 9) указание на то, что участниками аукциона могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие право на поддержку органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в случае проведения аукциона в отношении имущества, предусмотренного указанным Законом.
Согласно руководству пользователя официального сайта www.torgi.gov.ru все обязательные для ввода поля на форме извещения и иной информации о проведении торгов выделяются красным цветом. Обязательными для заполнения сведениями об адресе объекта торгов являются графы "Местоположение имущества" и "Детальное местоположении имущества" (раздел 1.2, шаг 2.1 "Добавление лота").
При этом место расположения имущества должно быть указано с максимально возможной детализацией.
Прокурор установил, что в размещенном 05.06.2014 департаментом электронном извещении N 050614/0046148/01 в отношении спорного нежилого помещения в графе "месторасположение объекта", используемой для поиска заинтересованными лицами сведений и извещения о проведении муниципальными органами торгов, указан адрес:
г. Краснодар, без названия улицы, нумерации дома и помещения. По мнению прокурора, отсутствие в электронном извещении всех сведений о месте расположения муниципального объекта привело к исключению возможности заинтересованных лиц осуществить поиск муниципального объекта, предоставляемого департаментом на праве аренды, ознакомиться с извещением и документацией об аукционе, а также принять в нем участие. Данное обстоятельство также подтверждено заявлением индивидуального предпринимателя Аганикян Г.А. в прокуратуру города Краснодара.
По результатам проведенной по обращению предпринимателя проверки прокурор города Краснодара направил 28.05.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю материалы для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц администрации по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции согласился с прокурором, пришел к выводу о нарушении при проведении торгов требований части 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, то есть об ограничении доступа заинтересованных лиц к участию в торгах, и удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции правильно признал данные выводы ошибочными.
В соответствии с приказом департамента 05.06.2014 проведены необходимые мероприятия по размещению на едином официальном сайте Российской Федерации по электронному адресу www.torgi.gov.ru извещения о проведении аукциона, документации об аукционе.
Согласно пункту 2 постановления N 909 Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой утверждает регламент официального сайта. На основании руководства пользователя все обязательные для ввода поля на форме для размещения информации на сайте выделяются красным цветом. Обязательными для заполнения сведений об адресе объекта торгов являются графы "Местоположения имущества" и "Детальное местоположение имущества".
Внесение сведений в графу "Местоположение имущества" осуществляется в следующем порядке: 1) местоположение имущества - для указания нажать кнопку; 2) после открытия окна выбора местоположения имущества, выставленного на торги, выбрать из выпадающего уровня месторасположение имущества с максимально возможной детализацией; 3) затем необходимо нажать кнопку выбрать. В графе "Детальное местоположение имущества" - указывается детальное расположение имущества.
Как пояснил департамент, при размещении информации о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества выбиралось местоположение имущества с максимально возможной детализацией на дату размещения.
Суд апелляционной инстанции установил, что на сайте размещена вся необходимая информация относительно проводимого аукциона, в том числе о местоположении имущества с максимально возможной детализацией на дату размещения; информация, размещенная на официальном сайте www.torgi.gov.ru, является общедоступной. В соответствии с документацией об аукционе для участия в аукционе заявитель вправе бесплатно получить документацию об аукционе в электронном виде (на машинный носитель заявителя) или на бумажном носителе. Для получения документации об аукционе желающий вправе также направить заявление об этом в департамент, которое рассматривается в течение двух дней с момента получения. Место предоставления документации об аукционе было указано: 350000, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красная, 122, в период приема заявок на участие в аукционе с 17.10.2014 по 06.11.2014 с 10:00 до 16:00 часов ежедневно, кроме выходных и нерабочих праздничных дней. В телефонном режиме пользователь сайта также был вправе получить интересующую информацию.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что в случае возникновения затруднений при поиске имущества, составляющего предмет торгов на право заключения договора аренды, у пользователя сайта есть возможность воспользоваться функцией "Расширенный поиск". Данная функция содержит параметры поиска, которые позволяют найти необходимый объект и тем самым исключают возможность ограничения конкуренции. Доказательства невозможности использования данной функции не представлены.
Обращение индивидуального предпринимателя Аганикян Г.А. в прокуратуру города Краснодара не содержит указания об осуществлении им поиска информации на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru и невозможности получения информации о проводимом аукционе в отношении спорного нежилого муниципального помещения. Данные о наименовании полных адресов по каждому лоту содержит графа "Детальное местоположение имущества". Само по себе отсутствие названия улицы в графе "Местоположения имущества" не повлекло ограничение конкуренции, так как заинтересованное лицо могло воспользоваться другими параметрами поиска, в том числе расширенным поиском. Ссылка прокурора на выводы антимонопольного органа не опровергает установленные судом обстоятельства.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правильно отказал в иске.
Основания для отмены или изменения постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу N А32-3413/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.