г. Краснодар |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А22-1747/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Рыжкова Ю.В. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - Министерства здравоохранения Республики Калмыкия (ИНН 0816025842, ОГРН 1130816022028) и ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (ИНН 0814055778, ОГРН 1020800765094), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.07.2016 (судья Джамбинова Л.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда 31.10.2016 (судьи Джамбулатов С.И., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А22-1747/2016, установил следующее.
Министерство здравоохранения Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее - Минфин России) о взыскании за счет казны Российской Федерации в доход бюджета Республики Калмыкия 254 474 рублей 24 копеек убытков (выпадающих доходов), возникших с января 2013 года по 18 сентября 2013 года и в 2015 году в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг работникам здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности.
Решением от 25.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.10.2016, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что положениями статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансирование льгот по оплате коммунальных услуг работникам здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Данные убытки должны быть возмещены за счет казны Российской Федерации, поскольку льготы установлены федеральным законодательством, доказательства выделения субъекту Российской Федерации на финансирование льгот средств из федерального бюджета не представлены.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, затраты, связанные с предоставлением спорных льгот, являются расходными обязательствами муниципального образования, меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги установлены органом местного самоуправления. В подтверждение выплаты компенсаций министерство представило в материалы дела резолютивные части решений, из которых невозможно определить, приобрели ли указанные лица право на получение льгот до или после 01.01.2005.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просить оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании вступивших в законную силу судебных актов мировых судей судебного участка N 4 Элистинского судебного района Республики Калмыкия с министерства за счет бюджета Республики Калмыкия в пользу граждан (работников системы здравоохранения и образования, проживающих и работающих в сельской местности) взыскано 4 254 474 рубля 24 копейки в возмещение оплаты коммунальных услуг в связи с предоставлением льгот по их уплате за период с января 2013 года по 18 сентября 2013 года и в 2015 году. На основании исполнительных листов министерство в период с января 2013 по 18 сентября 2013 года и в 2015 году выплатило компенсацию льгот указанным в решениях гражданам на общую сумму 4 254 474 рубля 24 копейки.
Полагая, что поскольку предоставление данных льгот предусмотрено федеральным законодательством и источником их финансирования является федеральный бюджет, министерство обратилось в суд с иском.
Удовлетворяя требования министерства, суды пришли к выводу о том, что финансирование льгот по оплате коммунальных услуг работникам здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, относится к расходным обязательствам Российской Федерации, и взыскали их за счет средств казны Российской Федерации.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанции не учли следующего.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункты "е", "ж" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 84 БК РФ полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абзаца 3 части 1 статьи 85 БК РФ финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы об охране здоровья) в редакции, действовавшей до 01.01.2005, предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон N 122-ФЗ) в статью 63 Основ об охране здоровья внесен ряд изменений. В частности, часть 2 статьи 63, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно статья 63 дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников устанавливаются в зависимости от того, в чьем ведении находятся организации здравоохранения, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 153 Закона N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным Федеральным законом нормах, указанный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом.
Основы об охране здоровья ставят полномочия соответствующего публично-правового образования по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников в зависимость от того, в чьем ведении находятся организации здравоохранения, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе, статьей 63 Основ об охране здоровья, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Дополнительное финансирование по общему правилу осуществляется путем предоставления субъектам Российской Федерации из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субсидий.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 БК РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Таким образом, судам при разрешении спора необходимо было установить статус медицинских работников, являются ли они работниками федеральных учреждений, учреждений субъекта Российской Федерации или муниципальных учреждений. Выяснение данного вопроса влияет на установление надлежащего ответчика по спорным правоотношениям. Однако данный вопрос судами не исследован.
Суды также не исследовали вопрос о том, установлены ли льготы по оплате коммунальных услуг работникам здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, решениями представительных органов муниципального образования или Республики Калмыкия за счет средств этих бюджетов.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы без исследования и установления значимых для правильного разрешения спора обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам служит основанием для отмены судебных актов.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное и разрешить спор в зависимости от установленных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 286, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.07.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016 по делу N А22-1747/2016 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.