Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировка основных проблем
Муниципальная система образования Адыге-Хабльского муниципального района динамично развивается и ориентирована на решение стратегической задачи формирования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, готовой к осознанному освоению профессии и способной обеспечить благополучие гражданского общества, развитие государства, инновационное развитие экономики.
Развитие системы образования на территории района осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной, республиканской и муниципальной политики, мероприятий национального проекта "Образование".
Созданы условия для получения гражданами Адыге-Хабльского муниципального района общего образования с учётом демографической ситуации и территориальной доступности.
Образовательную систему Адыге-Хабльского муниципального района на сегодняшний день представляют 19 муниципальных образовательных учреждений: 13 общеобразовательных учреждений (далее - МКОУ), 5 муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждений (далее - МКДОУ), 4 группы дошкольного образования при школе в формате "школа-детский сад" (далее - ГДО), 1 учреждение дополнительного образования (далее - ДДТ). Сложившаяся сеть образовательных учреждений района полностью удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах.
Количество обучающихся в образовательных учреждениях района составляет 1747 чел. Всего в районе проживает 1141 ребенок в возрасте от 0 до 7 лет Всеми формами дошкольного образования охвачено 641 ребенок (из них 92 до 3 лет, 549 от 3 до 7 лет, что составляет 56% от общего количества детей-дошкольников). На сегодняшний день очередность детей в детские сады в возрасте от 3 до 7 лет полностью ликвидирована.
Доступность общего образования обеспечивается возможностью выбора различных форм его получения. Обучается по форме семейного образования 9 обучающихся трех общеобразовательных организаций района (СОШ с. Садовое, СОШ а. Ново-Кувинск, ООШ х. Киево-Жураки).
В Адыге-Хабльском муниципальном районе насчитывается 121 объединение дополнительного образования с охватом 1315 человек, что составляет 75,2% от общего количества детей школьного возраста. В районе накоплен положительный опыт поддержки одаренных детей, регулярно проводятся предметные олимпиады, конкурсы.
В начальной школе реализуется 1 учебно-методический комплект: "Школа России" - 100%. Для 24 детей-инвалидов организовано обучение на дому.
Федеральный государственный образовательный стандарт
В настоящее время для российского образования основным требованием является формирование в России принципиально новой экономики, основанной на знаниях, быстром их обновлении и появлении новых профессий. Конкретным ответом на это требование является Федеральный государственный образовательный стандарт.
Образовательными учреждениями района разработаны и реализуются основные образовательные программы начального (общего), основного (общего) и среднего (общего) образования, создана соответствующая нормативно-правовая база, внесены изменения в должностные инструкции работников, выстроена модель методического сопровождения, модель организации внеурочной деятельности.
По состоянию на 1 сентября 2022 года во всех общеобразовательных учреждениях района реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего общего образования. На обновленные ФГОС третьего поколения с 1 сентября 2022 года перешли все обучающиеся 1 и 5 классов. С 1 сентября 2023 года планируется переход на обновленные ФГОС обучающихся 1-11 классов.
На сегодняшний день 15 учителей 1 классов и 146 учителей, преподающих в 5 классах, прошли курсы повышения квалификации по обновленным ФГОС на базе РГБУ "КЧРИПКРО" в количестве 36 часов. В госзадание РГБУ "КЧРИПРКО" на 2023 год внесены 119 педагогических работников.
Кадровый потенциал
Основной целью кадровой политики в районе является создание условий для развития кадрового потенциала муниципальной системы образования. В системе образования Адыге-Хабльского муниципального района работает 4 "Отличника народного Просвещения", 35 "Почетных работников общего образования РФ", 4 "Заслуженных работника образования КЧР", 1 "Орден Трудовой Славы 3 степени".
В общеобразовательных учреждениях района трудится 233 педагога, 31 руководитель.
131 (56,2%) педагог имеет высшую квалификационную категорию,
64 (28,6%) педагога - первую квалификационную категорию в,
38 (16,3%) педагогов - соответствие занимаемой должности.
В рамках программы "Земский учитель" в 2022 году три общеобразовательных учреждения Адыг-Хаблького муниципального района пополнили педагогический состав учителями предметниками по математике и физике (СОШ с. Садовое), русскому языку (ООШ х. Дубянск), английскому языку (СОШ а. Адыге-Хабль).
Несмотря на то, что район участвует два года в программе "Земский учитель" в общеобразовательных учреждениях Адыге-Хабльского муниципального района остается проблема нехватки и кадров. В настоящее время имеются вакансии учителей математики, химии, физики, биологии, английского языка, русского языка и литературы.
В районе принят ряд мер в сфере кадровой политики: сохранены льготы по коммунальным услугам для педагогических работников, работающим в сельской местности. Классные руководители общеобразовательных учреждений получают дополнительное денежное вознаграждение за классное руководство.
В 2022 году через разнообразные формы обучения, профессиональную переподготовку и повышение квалификации курсовую подготовку прошли 307 (91%) педагогических и руководящих работников, что на 9% выше, чем в прошлом 2020/2021 учебном году.
Система поддержки одаренных детей
Реализация мероприятий, направленных на создание условий для выявления одарённых детей, а также создание современной образовательной среды для их сопровождения и поддержки способствует активному включению в организацию и проведение муниципальных конкурсов, олимпиад.
Ежегодно проводится свыше 300 мероприятий, с охватом 100% воспитанников и обучающихся и более 80% обучающихся по программам общего образования участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
В 2021-2022 учебном году в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 12 общеобразовательных учреждений 398 обучающихся 7-11 классов. Муниципальный этап выявляет наиболее способных, талантливых обучающихся и открывает им дорогу на республиканский этап, активизирует их стремление и волю к победе, желание показать себя, свои знания. По итогам определены 75 победителей и призеров.
Качество образования
Приоритетной задачей школьного образования остаётся повышение его качества.
Одним из показателей достижения качества образования являются результаты государственной итоговой аттестации.
Основной целью кадровой политики в районе является создание условий для развития кадрового потенциала муниципальной системы образования. В системе образования Адыге-Хабльского муниципального района работает 4 "Отличника народного Просвещения", 35 "Почетных работников общего образования РФ", 4 "Заслуженных работника образования КЧР", 1 "Орден Трудовой Славы 3 степени".
В общеобразовательных учреждениях района трудится 233 педагога, 31 руководитель.
131 (56,2%) педагог имеет высшую квалификационную категорию,
64 (28,6%) педагога - первую квалификационную категорию в,
38 (16,3%) педагогов - соответствие занимаемой должности.
В общеобразовательных учреждениях Адыге-Хабльского муниципального района имеются вакансии учителей математики, химии, физики, биологии, английского языка, русского языка и литературы.
В районе принят ряд мер в сфере кадровой политики: сохранены льготы по коммунальным услугам для педагогических работников, работающим в сельской местности. Классные руководители общеобразовательных учреждений получают дополнительное денежное вознаграждение за классное руководство.
В 2022 году через разнообразные формы обучения, профессиональную переподготовку и повышение квалификации курсовую подготовку прошли 307 (91%) педагогических и руководящих работников, что на 9% выше, чем в прошлом 2020/2021 учебном году.
Обновление содержания образования осуществляется через дальнейшее развитие профильного обучения, на базе МКОУ "СОШ а. Адыге-Хабль" в 10 классе открыт психолого-педагогический класс. Обучение в данном классе ведется по универсальному учебному плану.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Приоритетной задачей по реализации данного направления является работа по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, соответствию организации образовательного процесса в образовательных учреждениях предъявляемым санитарно-гигиеническим требованиям.
В районе функционирует 12 школьных столовых, в которых получают бесплатное горячее питание 794 обучающихся 1-4 классов, что составляет 45,4% от общего количества обучающихся. Горячим питанием в целом по району охвачено 89% обучающихся 5-11 классов.
Здоровье - это полноценный отдых и оздоровление в каникулярное время. Организация летнего отдыха и оздоровления детей в районе построена в соответствии с Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.02.2019 г. N 59 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Карачаево-Черкесской Республике". Для подготовки и проведения оздоровительной кампании Министерством образования, науки Карачаево-Черкесской Республике ежегодно выделяется субсидия на софинансирование мероприятий по организации отдыха и оздоровления. В ходе кампании организована работа 7 лагерей дневного пребывания на базе школ. Работа лагерей проходит по различным направлениям: туристическое, экологическое, патриотическое, художественно-эстетическое, творческое.
Материально-техническая база
В образовательной сети Адыге-Хабльского муниципального района задача создания современной школьной инфраструктуры направлена на исполнение определенных и значимых функций: современное оснащение образовательного процесса; поддержание высокого профессионализма учителей; обеспечение комфортных условий для учащихся и создание полноценной и безопасной образовательной среды для учащихся через обеспечение безопасности функционирования учреждения, создание безбарьерной среды и организацию дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, организацию качественного медицинского обслуживания, питания и подвоза учащихся.
С целью улучшения материально-технической базы в рамках модернизации системы образования в 2022 году в трех общеобразовательных учреждениях произведен капитальный ремонт в рамках региональной программы "Модернизация образования в КЧР" (МКОУ "СОШ с. Садовое", СОШ а. Эрсакон, СОШ а. Баралки). В 2023 году планируется проведение капитального ремонта еще в трех общеобразовательных организациях района (СОШ а. Старо-Кувинск, ООШ х. Киево-Жураки, НОШ а. Адыге-Хабль"). Планируется строительство школы в а. Адыге-Хабль на 600 мест.
В Адыге-Хабльском муниципальном районе успешно реализуются новые федеральные проекты такие как "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Учитель будущего", "Цифровая образовательная среда", нацелена именно на успех каждого ребенка, на новый образовательный результат.
Участие в проекте "Современная школа" дала возможность создать Центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точки роста" для реализации основных и дополнительных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся на базе 9 общеобразовательных учреждений, что составляет 70% от общего числа общеобразовательных учреждений района. Планируется в 2024 году создание Центров "Точка роста" во всех общеобразовательных учреждениях Адыге-Хабльского муниципального района.
Участие в федеральном проекте "Успех каждого ребенка" осуществили 6 общеобразовательных учреждениях Адыге-Хабльского муниципального района и оснащены новым оборудованием технической, туристско-краеведческой, естественно-научной, социально-педагогической, художественной, физкультурно-спортивной направленности.
Участие в федеральном проекте "Цифровая образовательная среда" обеспечил высокоскоростным Интернет-соединением (со скоростью соединения не менее 100 Мб/с) и гарантированный интернет-трафиком. Участниками проекта стали 9 общеобразовательных учреждений Адыге-Хабльского муниципального района, что составляет 70% от общего количества учреждений. В 2023 году планируется открытие ЦОС еще в двух общеобразовательных учреждениях района (СОШ а. Ново-Кувинск и СОШ а. Эрсакон).
Общее образование обучающихся школ района усиливается за счет дополнительного образования детей и подростков, организованного общеобразовательными учреждениями
В Адыге-Хабльском муниципальном районе насчитывается 121 объединение с охватом 1315 человек, что составляет 75,2% от общего количества детей школьного возраста. В районе накоплен положительный опыт поддержки одаренных детей, регулярно проводятся предметные олимпиады, конкурсы.
В рамках реализации федерального проекта "Современная школа" в учреждениях образования организовано сетевое взаимодействие по реализации образовательных программ дополнительного образования с заключением договоров между учреждениями образования Адыге-Хабльского муниципального района.
В настоящее время все образовательные учреждения обеспечены компьютерной техникой, доступом к сети Интернет 50 МБ.
Одним из условий доступности общего образования является организация подвоза школьников к месту учёбы и обратно.
Так, в 12 населённых пунктах 664 обучающихся 13 ОУ доставляются в школы школьными автобусами. Обеспеченность школьным автобусов общеобразовательных организаций Адыге-Хабльского муниципального района 100%.
Все школы и детские сады оснащены системами передачи сигнала о пожаре на центральный узел связи "01". Пути эвакуации и планы эвакуации людей при пожаре приведены в соответствии с установленными нормами.
Приняты меры по созданию условий антитеррористической безопасности. В целях обеспечения противодействия терроризму, создания безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами 7 общеобразовательных организаций оснащены системами видеонаблюдения.
Охрана зданий осуществляется сторожами в ночное время, вахтёрами и дежурными педагогами днём.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.