Требование: о взыскании штрафа, долга и неустойки
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
12 января 2017 г. |
Дело N А53-25798/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Логистическая компания "Скиф"" (ИНН 6164029264, ОГРН 1156196038800) и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Мегастрой" (ИНН 6150078046, ОГРН 1146183003064), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегастрой" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.01.2016 (судья Смолькова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 (судьи Чотчаев Б.Т., Величко М.Г., Маштакова Е.А.) по делу N А53-25798/2015, установил следующее.
ООО "Логистическая компания "Скиф"" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Мегастрой" (далее - общество) о взыскании 1 859 150 рублей штрафа (демереджа), 687 379 рублей 83 копеек платы за фрахт по неполной загрузке теплохода "Волго-Дон 5021", 217 785 рублей 58 копеек неустойки, а также неустойки в размере 0,1%, начисленной на сумму демереджа, начиная с 29.09.2015 по день фактического погашения задолженности.
Решением от 26.01.2016 с общества в пользу компании взыскано 1 496 121 рубль 25 копеек демереджа, 687 379 рублей 83 копейки платы за фрахт и 29 089 рублей расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано. Суд пришел к выводу о том, что при отсутствии доказательств направления уведомления (нотиса) о готовности судна к грузовым операциям сталийное время подлежит расчету с момента начала фактической выгрузки судна. Суд определил размер демереджа на основании предоставленных компанией сведений о начале погрузки и выгрузки. Требования о взыскании платы за фрахт при неполной загрузке судна (мертвый фрахт) признаны обоснованными и соответствующими условиям договора. Отказывая во взыскании неустоек, суд исходил из того, что демередж является мерой гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств по договору, однако гражданское законодательство не допускает применение к должнику двух мер ответственности за неисполнение одного обязательства и начисление пени на сумму штрафа.
Постановлением апелляционного суда от 19.09.2016 решение от 26.01.2016 отменено в части требований о взыскании НДС на сумму демереджа, 217 785 рублей 58 копеек неустойки, неустойки в размере 0,1%, начисляемой на сумму демереджа, начиная с 29.09.2015 по день фактического погашения задолженности, производство по делу в этой части прекращено в связи с отказом компании от иска. В остальной части решение изменено: с общества в пользу компании взыскано 1 168 638 рублей 79 копеек демереджа, 687 379 рублей 83 копеек платы за фрахт и 27 974 рубля расходов по уплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд произвел перерасчет демереджа, исключив из взысканной судом первой инстанции суммы налог на добавленную стоимость (НДС), поскольку неустойки и иные виды ответственности, предусмотренные гражданским законодательством, в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом обложения НДС.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части взыскания с него в пользу компании 1 168 638 рублей 79 копеек демереджа, 687 379 рублей 83 копеек платы за фрахт и 27 974 рубля расходов по уплате государственной пошлины по иску, отказать в иске в этой части. По мнению заявителя, вывод судов об исчислении сталийного времени с момента начала фактической выгрузки груза не соответствует нормам материального права и судебной практике. Компания не представила доказательств согласования даты подачи судов по спорным перевозкам (пункт 2.7 договора). При отсутствии согласованной даты подачи судна уведомления фрахтователя о готовности судна к погрузке (нотисы о готовности) не позволяют установить начало течения сталийного и контрсталийного времени, что препятствует взысканию демереджа. Необоснованно включены в сталийное время периоды, в течение которых погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от перевозчика (остановка погрузки для создания подушки из щебня), а также вследствие гидрометеорологических условий. Вывод суда об отсутствии вины компании в недогрузе (мертвый фрахт) опровергается материалами дела, свидетельствующими об остановке погрузки судна в связи с загрузкой на предельно разрешенную осадку.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что 26.04.2015 компания (перевозчик) и общество (фрахтователь) заключили договор перевозки N 33/04, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему фрахтователем груз и выдать его управомоченному лицу, а фрахтователь - уплатить провозную плату.
В пунктах 2.1, 2.2, 2.5 и 2.11 договора стороны согласовали к перевозке щебень навалом предполагаемой нормой загрузки (минимальная партия) 2500 тонн +/- 5% для судна типа "Нефтерудовоз" в опционе перевозчика, но в любом случае всегда на безопасную осадку в соответствии с правилами плавания и глубин в портах погрузки/выгрузки. Способ определения веса установлен по осадке.
В пункте 2.13 предусмотрен штраф (демередж) за непроизводственный простой судна в течение 10 дней после предоставления и подтверждения расчетов сталийного времени.
Перевозчик обязан своевременно, не менее чем за 72 часа и не позднее чем за 24 часа, известить фрахтователя о времени прибытия судна под погрузку, руководить работами по правильному размещению, креплению и сепарации грузов на судне, давая указания лицам, осуществляющим грузовые операции (пункты 3.2 и 3.4 договора).
В соответствии с пунктами 4.4 и 4.5 договора фрахтователь обязан подготовить заявленный к перевозке груз так, чтобы обеспечить безопасность и сохранность груза и судна при перевозке, обеспечить его крепление в трюме судна и выделить дополнительный сепарационный и крепежный материал в случаях, если груз идет с перевалкой в пути следования.
Загрузка судна должна быть не ниже нормы, указанной в пункте 2.5 договора. Погрузка и выгрузка производится круглосуточно силами и средствами фрахтователя.
Согласно пункту 6.1 договора за сверхнормативный простой судов в портах погрузки и выгрузки фрахтователь выплачивает перевозчику штраф в размере, указанном в пункте 2.13 договора. Плановое (нормативное) время обработки судна исчисляется с момента подачи капитаном судна нотиса в адрес администрации порта о готовности к обработке до срока, определенного в соответствии с пунктом 2.10 договора.
В дополнительных соглашениях от 26.04.2015 N 1, от 30.04.2015 N 2 и от 08.05.2015 N 3 к договору стороны определили суда, их технические характеристики, сталийное время и размер демереджа за непроизводственный простой судна, а именно: 2 судна типа "Нефтерудовоз" (сталийное время 60 и 80 часов, демередж 147 тыс. рублей в сутки), 1 судно типа "Волга-Дон" (сталийное время 24 часа, демередж 190 тыс. рублей в сутки, объем загрузки 4800 - 5000 тонн, загрузка менее данной нормы оплачивается фрахтователем пропорционально ставке за каждую недогруженную тонну в размере 970 рублей (мертвый фрахт)). Период подачи судов стороны должны были согласовывать дополнительно.
Ссылаясь на непроизводственный простой судов и непредставление груза для перевозки, компания обратилась к обществу с требованием об уплате демереджа и мертвого фрахта.
Неисполнение обществом данного требования привело к судебному спору.
Спорные правоотношения регулируются статьями 129 - 132 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, которыми предусмотрено следующее.
При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан в письменной форме уведомить фрахтователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово в определенное время к погрузке груза. Такое уведомление может быть подано только в случае, если судно находится в порту погрузки или в обычном для данного порта месте ожидания. День и час подачи указанного уведомления определяются соглашением сторон, при отсутствии соглашения - обычаями данного порта (статья 129 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
Срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах начиная со следующего дня после подачи уведомления о готовности судна к погрузке груза. В сталийное время не включается время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от перевозчика, либо вследствие непреодолимой силы или гидрометеорологических условий, создающих угрозу сохранности груза или препятствующих его безопасной погрузке. Время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от фрахтователя, включается в сталийное время. В случае если погрузка груза началась до начала течения сталийного времени, фактически затраченное на погрузку груза время засчитывается в сталийное время (статья 130 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
По окончании сталийного времени соглашением сторон может быть установлено дополнительное время ожидания (контрсталийное время). При отсутствии соглашения сторон продолжительность контрсталийного времени определяется сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Контрсталийное время исчисляется в календарных днях, часах и минутах с момента окончания сталийного времени. В контрсталийное время включаются воскресные и официально установленные праздничные дни, объявленное нерабочим в порту время, а также перерывы в погрузке груза, вызванные непреодолимой силой или гидрометеорологическими условиями, создающими угрозу сохранности груза либо препятствующими его безопасной погрузке. Время, в течение которого погрузка груза не проводилась по зависящим от перевозчика причинам, не включается в контрсталийное время (статья 131 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
Размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. В случае отсутствия таких ставок размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа (статья 132 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
При разрешении спора суд первой инстанции признал ненадлежащими доказательствами электронную форму документов в виде заявок, извещений, нотисов, уведомлений и актов. Суд принял во внимание, что содержащаяся в электронной переписке информация о предполагаемом времени прибытия судна не подтверждает ни подачу фрахтователем соответствующих заявок, ни согласование сторонами сроков подачи судов. Суды первой и апелляционной инстанций установили, что у истца отсутствуют доказательства направления фрахтователю нотисов, поэтому признали правильным расчет обществом сталийного времени с момента начала фактической погрузки. Суды обоснованно отклонили довод ответчика о том, что отсутствие нотиса препятствует началу течения сталийного времени, так как по смыслу статьи 130 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации время, фактически затраченное на погрузку груза до начала течения сталийного времени, засчитывается в сталийное время. Следовательно, в такой ситуации сталийное время фактически исчисляется с момента начала погрузки судна.
Суд апелляционной инстанции исследовал и оценил доводы общества о неправомерности включения обществом в расчет демереджа времени ожидания и подписания документов, времени ожидания и погрузки щебня для перевозки бутового камня, ожидания, связанного с плохими погодными условиями, а также расчета мертвого фрахта. Выводы суда апелляционной инстанции по указанным доводам соответствуют обстоятельствам дела и не противоречат нормам материального права.
Суд кассационной инстанции считает, что приведенные доводы общества не могут служить основанием для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанции, так как они сводятся к оценке доказательств, которая не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 по делу N А53-25798/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.