Бухгалтеру гостиницы. Льгота по налогу на имущество
Согласно п."а" ст.5 Закона Российской Федерации от 13.12.91 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
В п.п."а" п.6 инструкции Госналогслужбы России от 8.06.95 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (далее - Инструкция N 33) указано, что при применении данной льготы согласно Классификатору отраслей народного хозяйства N 1-75-018 (ОКОНХ) гостиницы (без туристических) относятся к жилищно-коммунальной сфере. Между тем постановлением Госстандарта России от 6.11.01 г. N 454-ст с 1 января 2003 г. на территории Российской Федерации:
отменен Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), в котором гостиничное хозяйство имело код 90220 и относилось к отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство";
введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), в котором деятельность гостиниц имеет код 55.1 и входит в раздел H "Гостиницы и рестораны".
Возникает вопрос: имеют ли право с 1 января 2003 г. организации, осуществляющие гостиничную деятельность, применять льготу, предусмотренную п."а" ст.5 Закона "О налоге на имущество предприятий".
Термин "жилищно-коммунальная сфера" не употребляется в нормативных правовых актах. Существует аналогичный термин "жилищно-коммунальное хозяйство". Их равнозначность подтверждается законодательными актами как по налогу на имущество предприятий, так и по иным налогам. Например, в п.п."а" п.6 Инструкции N 33 к объектам жилищно-коммунальной сферы отнесены объекты жилищно-коммунального хозяйства согласно Классификатору отраслей народного хозяйства N 1-75-018 (ОКОНХ); в п.13 ст.270 НК РФ, ст.275.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.02 г. N 57-ФЗ) установлено, что гостиницы (за исключением туристических) относятся к объектам жилищно-коммунального хозяйства.
После отмены ОКОНХ изменения в Инструкцию N 33 не вносились. В частности, не отменен п.п."а" п.6, в соответствии с которым в целях применения льготы к объектам жилищно-коммунальной сферы относятся гостиницы (кроме туристических).
Очевидно, что, принимая в 1991 г. Закон "О налоге на имущество предприятий", законодатель ориентировался на существовавшее в то время понимание термина "жилищно-коммунальная сфера", отраженное, в частности, в Общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и включающее гостиничное хозяйство. Такая трактовка нашла отражение и в более поздних документах федеральных органов исполнительной власти. Так, в Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Госстроя России от 23.02.99 г. N 9 (в ред. от 12.10.2000 г. N 103), Нормативно-методических материалах по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 11.12.97 г. N 17-132, гостиничное хозяйство отнесено к жилищно-коммунальному.
По нашему мнению, после 1 января 2003 г. организации, осуществляющие гостиничную деятельность, имеют право на льготу, предусмотренную п."а" ст.5 Закона "О налоге на имущество предприятий", в ранее действовавшем порядке. Такое мнение основано на значении термина "жилищно-коммунальная сфера", вытекающем из ст.275.1 НК РФ и действующей редакции Инструкции N 33.
Однако существует и иная точка зрения: в связи с тем что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) не относит деятельность гостиниц, код 55.1, к жилищно-коммунальному хозяйству, организации не могут исключать из налоговой базы находящиеся на их балансе гостиницы. Данный подход представляется неправомерным по следующим причинам.
Классификаторы, принятые Госкомстатом СССР и России, не являются актами законодательства о налогах и сборах. Сами по себе они не могут устанавливать, отменять, изменять права и обязанности по уплате налогов и сборов. Вместе с тем, если законодательство о налогах и сборах содержит термины, институты, понятия, не определенные ни в нем самом, ни в иных отраслях законодательства, классификатор может быть применен для выяснения значения соответствующего термина (института, понятия).
Из сказанного следует вывод о том, что НК РФ, иные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти имеют безусловный приоритет перед классификатором; изменение в классификации автоматически не меняет содержания налоговых отношений, а лишь учитывается при комплексном и системном толковании законодательных актов. Таким образом, правомерность применения указанной льготы обоснована НК РФ и Инструкцией N 33.
Необходимо обратить внимание и на то, что виды деятельности по ОКВЭД не совпадают с отраслями народного хозяйства по ОКОНХ. Такого вида деятельности, как жилищно-коммунальное хозяйство, в ОКВЭД нет, что исключает его применение при решении вопроса об отнесении какого-либо вида деятельности к жилищно-коммунальной сфере.
М. Комов,
К. Фролов
Аудиторская фирма "Константа"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 13, март 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71