Решение Самарского областного суда от 20 апреля 2023 г. N 3а-1107/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1107/2023 по административному исковому заявлению Г.Ф.М. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим нормативных правовых актов в части, установил:
Г.Ф.М. (далее также административный истец) обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020-2023 г.г., утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области, соответственно, от 07 октября 2019 года N 2201; от 19 октября 2020 года N 2014, от 22 октября 2021 года N 2233, от 8 ноября 2022 года N 2077 (далее также Перечни) в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного в г. Самара.
В обоснование требований указано, что включенное в указанные Перечни принадлежащее Г.Ф.М. на праве собственности нежилое здание, не отвечает критериям объектов, приведенных в ст. 378.2 НК РФ, поскольку не предусматривает размещение офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания и используется как склад. Полагает, что включение здания в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, что нарушает ее права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца П.С.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, из которых следует, что нежилое здание с кадастровым номером N включено в Перечни на 2020-2023 г.г. на основании подп. 1, 2 п. 1, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку по сведениям независимой международной картографической компании "2ГИС", размещенным на официальном сайте в сети "Интернет", в нежилом офисном 4-х этажном здании расположены различные организации (41), в том числе офисы, которые осуществляют свою деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Решение об определении вида фактического использования спорного объекта недвижимости министерством не принималось.
Администрация городского округа Самара, привлеченная к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица, своего представителя в суд не направила, извещена надлежащим образом.
В силу ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что Г.Ф.М. с 25.01.2008 является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 530 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 27.02.2023.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 закона Самарской области N 107-ГД от 10 ноября 2014 года, 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
При этом, согласно подпунктов 2, 3 пункта 2 решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. N 482 "О налоге на имущество физических лиц", ставка налога на имущество физических лиц в отношении нежилых зданий, включенных в Перечень в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, установлена в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 07 октября 2019 года N 2201, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019;
- от 19 октября 2020 года N 2014, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020;
- от 22 октября 2021 года N 2233, которым в приложении N 1 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых зданий) на 2022 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021;
- от 8 ноября 2022 года N 2077, которым в приложении N 1 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых зданий) на 2023 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
Оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на издание приказов, несоблюдения процедуры их принятия, а также нарушения порядка опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Административный истец обратилась в суд 02.03.2023. Несмотря на истечение к моменту обращения в суд срока действия приказов об утверждении Перечней на 2020-2022 годы, оспариваемые нормативные акты продолжают затрагивать права и законные интересы Г.Ф.М., поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество за указанные периоды, право на перерасчет налога, а также право налогового органа на взимание недоимки. В установленном порядке приказы не отменены, следовательно, подлежат применению и после истечения срока их действия в целях налогообложения.
В указанные Перечни на 2020 год под пунктом N 1342, на 2021 год под пунктом N 20798, на 2022 год под пунктом N 20541 в приложение N 1, на 2023 год под пунктом N 20284 в приложение N 1 включено принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером N.
Согласно позиции административного ответчика нежилое здание включено в оспариваемые Перечни на основании п.п. 1, 2 п. 1, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Из материалов дела следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 530 кв. м, является одноэтажным, имеет назначение "нежилое" и наименование "здание нежилое", данные о видах его разрешенного использования отсутствуют.
По мнению суда, наименование "здание нежилое" не тождественно значению административно-деловой или торговый центр (комплекс) и, само по себе, без проверки назначения входящих в его состав помещений по данным технического учета (инвентаризации) либо проверки его фактического использования, в силу прямого указания закона не подтверждает предназначение и использование такого здания (более 20% общей площади) в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно представленной административным истцом технической документации - технического паспорта на нежилое помещение - "склад" от 27.11.2006, изготовленного Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Р.", спорный объект включает части назначением: "помещение нежилое, склад".
По запросу суда в порядке электронного документооборота филиалом ППК "Р." по Самарской области представлен технический паспорт на нежилое здание по адресу: <адрес>, по состоянию на 09.07.2007, где назначение частей здания указано: "помещение нежилое, склад" 530 кв. м.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого здания и входящих в его состав помещений, не подпадают под критерии объектов, поименованных в ст. 378.2 НК РФ, поскольку не содержат сведений о предназначении помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Установлено также, что нежилое здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами N и N, имеющих вид разрешенного использования - "занимаемого нежилым зданием (литера Х) и прилегающей территорией", о чем представлены выписки из ЕГРН от 27.02.2023, 05.04.2023.
Указанный вид использования земельных участков не поименован в Классификаторах, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (действовавшим в период до 04.04.2021, а также приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, вступившим в силу 05.04.2021 и по своему содержанию не предполагает размещение именно административно-деловых и (или) торговых центров (комплексов).
К тому же, согласно позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П, содержание вида использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Фактическое использование при этом устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Данное регулирование связывает определение фактического использования здания (строения, сооружения) с особенностями эксплуатации находящихся в его составе помещений, независимо от наименования и назначения такого объекта, содержащихся в ЕГРН.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Вместе с тем, обследование спорного нежилого здания с целью определения вида его фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2019-2022 г.г. административным ответчиком не проводилось, актов осмотра суду не представлено.
Ссылки министерства имущественных отношений Самарской области в письменных возражениях на информацию международной картографической компании "2ГИС", размещенную на официальном сайте в сети "Интернет", о том, что в спорном здании расположены более 40 различных организаций, в том числе офисы, которые осуществляют деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, не могут быть учтены судом. Положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, "сеть Интернет" не поименована в числе источников информации о предназначении, наименовании и использовании объектов недвижимого имущества, в отношении которых решается вопрос о включении в Перечни объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из кадастровой стоимости. Актуальность информации применительно к датам принятия оспариваемых нормативных актов не подтверждена.
Таким образом, доказательств, подтверждающих, что более 20% от общей площади нежилого здания на момент утверждения оспариваемых Перечней использовалось в целях, предусмотренных пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушении требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ, суду не представлено.
Как следует из объяснений представителя административного истца здание используется Г.Ф.М. под склад, что не опровергнуто. Вместе с тем, представленный административным истцом акт осмотра здания от 22.02.2023, не отвечает критериям относимости доказательств, поскольку осмотр имел место после утверждения оспариваемых нормативных актов.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества на 2020-2023 г.г. и полагает, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на нее обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание их недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск Г.Ф.М. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N 1342 нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом N 20798 нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в приложение N 1 под пунктом N 20541 нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в приложение N 1 под пунктом N 20284 нежилого здания с кадастровым номером N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.04.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 20 апреля 2023 г. N 3а-1107/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании