Решение Самарского областного суда от 26 апреля 2023 г. N 3а-1131/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1131/2023 по административному исковому заявлению Т.Н.Н. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативных правовых актов недействующими в части, установил:
Т.Н.Н. (далее также - административный истец) обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 в части включения в него под пунктом N 24219 нежилого помещения с кадастровым номером N
- Приложение N 2 "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 в части включения в него под пунктом N 1834 нежилого помещения с кадастровым номером N
- Приложение N 2 "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 N 2077 в части включения в него под пунктом N 1793 нежилого помещения с кадастровым номером N
Требования обусловлены тем, что в указанные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество граждан и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности К.А.В. поддержал заявленные требования.
Министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что включение нежилого помещения в Перечни обусловлено тем, что оно находится на первом этаже многоквартирного жилого дома, где располагаются офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания.
Заинтересованное лицо Т.А.А. в судебное заседание направил отзыв, в котором просил административный иск удовлетворить.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или па официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы вышеуказанные приказы, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021-2023 годы.
Факт включения объекта недвижимости в соответствующие перечни подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
Соответствующие приказы опубликованы в установленном законом порядке:
Приказ министерства от 19.10.2020 N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ министерства от 22.10.2021 N 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021.
Приказ министерства от 08.11.2022 N 2077 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
Помещение имеет назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение н5, виды разрешенного использования отсутствуют.
Нежилое помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, назначение: многоквартирный дом, наименование: многоквартирный жилой дом.
Из материалов дела также следует, что земельный участок под многоквартирным жилым домом не сформирован и на кадастровый учет не поставлен (уведомление Росреестра от 17.02.2023 (л.д. 21)).
Из пояснений представителя административного истца, следует, что нежилое помещение в указанный период времени пустовало и не использовалось.
Из представленного на обозрение суда технического паспорта на нежилое помещение следует, что помещение состоит: из двух сан. узлов (2,4 и 2.2 кв. м), подсобного помещения (17.4 кв. м), помещения (102.1 кв. м), коридора (1.9 кв. м). Помещения, имеющие наименования: торговое, офисное, для оказания бытовых услуг и услуг общественного питания в экспликации отсутствуют.
Анализируя совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что у министерства не имелось достаточной и достоверной информации, позволяющей включить указанный объект в Перечень.
Доводы Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что включение нежилого помещения в Перечни обусловлено тем, что на первом этаже многоквартирного жилого дома располагаются офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств о размещении в спорном нежилом помещении, включенном в Перечни, офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания не предоставлено.
В материалы дела сведений о составлении административным органом актов фактического использования спорного объекта недвижимости на момент формирования Перечней не представлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение необоснованно включено в Перечни на 2021-2023 годы, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Т.Н.Н. удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 в части включения в него под пунктом N 24219 нежилого помещения с кадастровым номером N
- Приложение N 2 "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 в части включения в него под пунктом N 1834 нежилого помещения с кадастровым номером N
- Приложение N 2 "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 N 2077 в части включения в него под пунктом N 1793 нежилого помещения с кадастровым номером N
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.05.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 26 апреля 2023 г. N 3а-1131/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании