г. Краснодар |
|
27 января 2017 г. |
Дело N А22-856/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н. участии в судебном заседании от заявителя - страхового публичного акционерного общества "ИНГОССТРАХ" - Трофимова К.Ю. (доверенность от 14.09.2016), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу страхового публичного акционерного общества "ИНГОССТРАХ" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.07.2016 (судья Челянов Д.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 (судьи Параскевова С.А., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу N А22-856/2016, установил следующее.
Страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах" (далее - заявитель,
общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия (далее - управление) о прекращении нарушения прав потребителей N 05 от 19.02.2016.
Решением суда от 13.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от, в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду законности и обоснованности обжалуемого предписания.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить его требования. Общество считает, что суды неверно оценили представленные доказательства.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что на основании распоряжения управления от 11.01.2016 N 01 в отношении общества проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей в месте фактического осуществления деятельности филиала по адресу: Республика Калмыкия, г.Элиста, ул. Ленина, 261и составлен акт N 01.
Согласно названному акту общество в нарушение Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) не доводит до сведения потребителей информацию о лицензиях на различные виды страхования, кроме ОСАГО (нарушение пункт 2 статьи 9 Закона о защите прав потребителей); о правилах страхования и лицензировании добровольных видов страхования (нарушение пункт 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей).
На этом основании 19.02.2016 в отношении общества управлением вынесено
предписание N 05, согласно которому обществу предложено в срок до 20.03.2016 обеспечить выполнение требований пункта 2 статьи 9 Закона о защите прав потребителей в части доведения информации о видах деятельности исполнителя, о номерах лицензий, сроках действия лицензий, органе, выдавшем лицензии; требований статьи 10 Закона о защите прав потребителей в части доведения информации о правилах страхования и типовых форм договоров.
Общество обратилось в суд с заявлением, считая предписание незаконным.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица),
осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для
привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Предписание об устранении нарушений законодательства представляет собой акт
должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на
юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Согласно ст. 3 Закона о защите прав потребителей право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей последний вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 данной статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 Закона о защите прав потребителей, если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
Часть 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей устанавливает, какая информация должна быть предоставлена потребителю.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (далее - постановление N 17) если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (в том числе договор страхования), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Суды установили, что основным видом деятельности общества является осуществление всех видов страхования и перестрахования.
Согласно пункту 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в редакции закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ) в целях доведения до страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, лиц, имеющих намерение заключить договор страхования, информации о своей деятельности страховщик должен иметь собственный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещается, в частности, следующая информация:
1) полное наименование, адрес (место нахождения), номера телефонов, режим работы страховщика, его филиалов и представительств;
2) сведения о руководителях, об акционерах (участниках, членах) страховщика;
3) сведения о правоустанавливающих документах, включая сведения об основном государственном регистрационном номере, идентификационном номере налогоплательщика, о регистрационном номере в едином государственном реестре субъектов страхового дела, а также сведения о лицензии страховщика и сроке ее действия;
4) перечень осуществляемых видов страхования;
5) правила страхования и страховые тарифы;
6) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;
7) годовая консолидированная финансовая отчетность и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;
8) присвоенные страховщику рейтинговыми агентствами рейтинги (в случае присвоения);
9) сведения о деятельности страховщика, об опыте его работы по видам страхования;
10) сведения об участии в ассоциациях (союзах), в том числе в саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и профессиональных объединениях страховщиков;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 292-ФЗ)
11) иная информация, необходимость опубликования которой предусмотрена законодательством Российской Федерации или вытекает из обычаев делового оборота.
(п. 6 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
7. Указанная в пункте 6 настоящей статьи информация о деятельности страховщика подлежит размещению на сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение пяти рабочих дней со дня принятия страховщиком соответствующего решения, а в случае необходимости его регистрации или уведомления о принятом решении уполномоченных органов - со дня соответственно регистрации или уведомления.
Требования к порядку размещения страховщиком указанной в пункте 6 настоящей статьи информации устанавливаются органом страхового надзора.
В результате осмотра офиса филиала общества, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Ленина, 261 управление установило наличие информационного стенда, на котором размещена следующая информация: лицензия об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОС N 0928, выданная ЦБ РФ 23.09.2015; информация о компании; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Информация о лицензировании добровольных видов страхования (лицензиях), правилах страхования и типовых формах договоров отсутствуют.
Довод общества о том, что информация о страховщике, в том числе о правилах страхования; типовые формы договоров, информация о видах деятельности общества, номерах лицензий, сроках действия лицензий, а также об органе, выдавшем лицензии, размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем все потребители вправе ознакомиться с указанной информацией у сотрудников общества в офисе филиала общества, судами обоснованно отклонен, поскольку на информационном стенде, расположенном в офисе филиала общества отсутствует какая-либо отсылочная информация о возможности потребителей ознакомиться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или у сотрудников офиса с необходимой информацией, в том числе с информацией о правилах страхования, о типовых формах договоров; о видах деятельности общества, о номерах лицензий, сроках действия лицензий, а также информация об органе, выдавшем лицензии. Общество не представило административному органу доказательства размещения указанной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и при проверке на данное обстоятельство не ссылалось.
Кроме того, с учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы 3 Закона, должны применяться общие положения Закона, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12 Закона) - абзац 2 пункта 2 постановления N 17.
Суды также выяснили, что предписание выдано уполномоченным органом.
Установив по настоящему делу данные конкретные обстоятельства и оценив представленные доказательства, суды сделали правильный вывод о законности и обоснованности обжалуемого обществом предписания.
Кроме того, суды указали, что доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым предписанием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, общество не представило.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.07.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 по делу
N А22-856/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А.Трифонова |
Судьи |
Л.Н.Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества о том, что информация о страховщике, в том числе о правилах страхования; типовые формы договоров, информация о видах деятельности общества, номерах лицензий, сроках действия лицензий, а также об органе, выдавшем лицензии, размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем все потребители вправе ознакомиться с указанной информацией у сотрудников общества в офисе филиала общества, судами обоснованно отклонен, поскольку на информационном стенде, расположенном в офисе филиала общества отсутствует какая-либо отсылочная информация о возможности потребителей ознакомиться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или у сотрудников офиса с необходимой информацией, в том числе с информацией о правилах страхования, о типовых формах договоров; о видах деятельности общества, о номерах лицензий, сроках действия лицензий, а также информация об органе, выдавшем лицензии. Общество не представило административному органу доказательства размещения указанной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и при проверке на данное обстоятельство не ссылалось.
Кроме того, с учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы 3 Закона, должны применяться общие положения Закона, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12 Закона) - абзац 2 пункта 2 постановления N 17."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 января 2017 г. N Ф08-10524/16 по делу N А22-856/2016
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10524/16
04.10.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3634/16
21.09.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7735/16
13.07.2016 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-856/16