Требование: о признании права собственности
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
г. Краснодар |
|
03 марта 2017 г. |
Дело N А25-997/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Курорты Северного Кавказа" (ИНН 2632100740, ОГРН 1102632003320) - Канунникова Д.В. (доверенность от 17.10.2016) и Чернышева Ю.А. (доверенность от 31.05.2016), от ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 09017014364, ОГРН 1090917001120) - Тесиевой А.К. (доверенность от 25.01.2017), в отсутствие третьего лица - Министерства экономического развития Российской Федерации, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.08.2016 (судья Тебуева З.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 (судьи Годило Н.Н., Бейтуганов З.А., Сомов Е.Г.) по делу N А25-997/2016, установил следующее.
АО "Курорты Северного Кавказа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) о признании права собственности на лесоматериал в объеме 7 386,66 куб. м, полученный в результате вырубки в пределах зон планируемого освоения лесов, определенных в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики.
Решением суда от 18.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.11.2016, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы указывает, что в данном случае истец не может являться собственником лесоматериала в силу норм действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали соответственно доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что соглашением от 19.01.2011 N С-8-ОС/Д25, заключенным Правительством Российской Федерации, правительством Карачаево-Черкесской Республики и администрацией Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики создана туристско-рекреационная особая экономическая зона (ОЭЗ), входящая в состав туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - соглашение о создании ОЭЗ).
На основании Соглашения о создании ОЭЗ от 19.01.2011 с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1195 "Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе" в части увеличения площади туристско-рекреационной особой экономической зоны, созданной на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики, за счет земельных участков, расположенных на территории Урупского района Карачаево-Черкесской Республики, в целях обеспечения функционирования особой экономической зоны заключено соглашение между Министерством экономического развития Российской Федерации и обществом об управлении ОЭЗ от 27.12.2012 N С-735-ОС/Д25 (далее - соглашение об управлении ОЭЗ), согласно которому общество является управляющей компанией ОЭЗ.
Дополнительным соглашением от 14.04.2015 N С-91-АЦ/Д14 к соглашению о создании ОЭЗ от 19.01.2011 утвержден план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения туристско-рекреационной особой экономической зоны на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики и прилегающей к ней территории, в части земельных участков, расположенных на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.
Соглашением об управлении ОЭЗ и дополнительными соглашениями к нему определены обязанности истца, в том числе, по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры ОЭЗ в соответствии с перечнем объектов инфраструктуры ОЭЗ, входящим в состав плана обустройства и материально-технического оснащения ОЭЗ, утвержденного дополнительным соглашением от 14.04.2015 N С-91-АЦ/Д14 к соглашению о создании ОЭЗ (далее - план обустройства ОЭЗ).
Изменения к плану обустройства ОЭЗ утверждены дополнительным соглашением от 20.01.2016 N С-4-АЦ/Д14 в соответствии с которым уточнены делегируемые управляющей компании полномочия.
Перечень земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах ОЭЗ, находящихся в государственной и муниципальной собственности, передаваемых в управление и распоряжение истца, с учетом внесенных изменений приказами от 02.12.2013 N 729 и от 28.07.2014 N 459, перечислен в приложениях N 1 к приказам Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 N 208, от 02.12.2013 N 729 и от 28.07.2014 N 459.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 18.07.2014 N 217 утвержден проект планировки территории туристско-рекреационной особой экономической зоны в границах Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.
Передача в распоряжение истца земельных участков, расположенных на территории туристско-рекреационной особой экономической зоны в Зеленчукском и Урупском муниципальных районах Карачаево-Черкесской Республики и находящихся в собственности Российской Федерации, государственной и муниципальной собственности, подтверждается договорами аренды земельных участков от 12.08.2014 N Д-46-ЕЕ/Д14, от 09.06.2015 N Д-21-АЦ/Д14, от 09.06.2015 N Д-22-АЦ/Д14, от 18.06.2015 N Д-26-АЦ/Д14, заключенными Министерством экономического развития Российской Федерации (арендодатель) и обществом (арендатор).
В соответствии с пунктом 1.1 договоров аренды земельные участки предоставлены в аренду истцу для строительства и эксплуатации объектов туристско-рекреационной особой экономической зоны на основании соглашения об управлении ОЭЗ.
Согласно плану обустройства ОЭЗ и указанными в нем этапами развития горнолыжной инфраструктуры ВТРК "Архыз", у генерального подрядчика - АО "РОСИНЖИНИРИНГ", выполняющего в рамках договора от 31.03.2015 N Д-ДТ-15-014 проектные и строительно-монтажные работы по проектированию и строительству объекта "Пассажирская подвесная канатная дорога кресельного типа SL8 с отцепляемым зажимом, многофункциональный центр, горнолыжные трассы MV3, MV4, MV5 и система искусственного снегообразования трасс п. "Лунная поляна", ВТРК "Архыз", возникла объективная необходимость вырубки части лесных насаждений.
Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики письмом от 27.05.2015 N 1156 на запрос о предоставлении сведений касательно места расположения участка, площади, объема древесины, подлежащей вырубке при строительстве горнолыжных трасс, сообщило, что специалистами РГКУ "Зеленчукское лесничество" произведен отвод лесных насаждений под проектируемую канатную дорогу кресельного типа.
Лесные насаждения расположены на землях особо охраняемых территорий, ранее входивших в границы лесного фонда РГКУ "Зеленчукское лесничество" Архызского участкового лесничества, квартал 9, выделы 28 - 32, 33, 35, 36, 41 - 43, 51, 52, квартал 10 выделы 2, 3.
27 января 2016 года общество направило генеральному подрядчику АО "РОСИНЖИНИРИНГ" требование о предоставлении данных о составе лесоматериала, о месте его складирования, а также сведений о предпринятых со стороны АО "РОСИНЖИНИРИНГ" мерах в рамках исполнения законодательства об освоении лесов.
АО "РОСИНЖИНИРИНГ" в письме от 26.02.2016 направило информацию о месте складирования лесоматериала (схему расположения площадок), а также копии исходящих и входящих писем и иной документации, подтверждающей предпринятые меры в рамках исполнения законодательства Российской Федерации об освоении лесов.
Приказом общества от 11.03.2016 N Пр-16-022 создана комиссия по приемке лесоматериала, образовавшегося при вырубке лесных насаждений в ходе строительных и монтажных работ по объекту "ППКД кресельного типа SL8 с отцепляемым зажимом, многофункциональный центр, горнолыжные трассы MV3, MV4, MV5 и система искусственного снегообразования трасс п. "Лунная поляна", ВТРК "Архыз". Первый этап. ППКД кресельного типа SL8 с отцепляемым зажимом". Согласно указанному приказу задачами комиссии являются приемка лесоматериала от АО "РОСИНЖИНИРИНГ", оформление результатов приемки лесоматериала актом, передача лесоматериала под охрану ЧОО "БАРС".
В соответствии с актом приема-передачи лесоматериала от 20.04.2016, составленного и подписанного членами комиссии, в состав которой вошли представители АО "КСК", АО "РОСИНЖИНИРИНГ", ЧОО "Барс", РГКУ "Зеленчукское лесничество", а также по результатам проведенных измерений и подсчета, общий плотный объем лесоматериала, складированного в штабелях (совместно деловая древесина и дрова) составил 7 386,66 куб. м.
Полагая, что общество в соответствии с законодательством Российской Федерации владеет указанной древесиной как своим собственным имуществом, а признание права собственности на лесоматериал необходимо для последующего распоряжения им, общество обратилось с иском в суд.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным кодексом.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
Иск о признании права собственности является вещно-правовым иском, который может быть заявлен собственником индивидуально-определенной вещи, права которого оспариваются, отрицаются или не признаются другим лицом, не находящимся с собственником в обязательственных отношениях по поводу спорной вещи.
Иск о признании права собственности (как вещно-правовой иск) не может быть предъявлен при наличии обязательственных отношений между собственником (истцом) и другим лицом (ответчиком), а также в случае, если спорная вещь определена не индивидуальными, а родовыми признаками.
В предмет доказывания по данному иску входит установление оснований возникновения права собственности истца на индивидуально-определенную вещь, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
Указанное в исковом заявлении имущество (лесоматериал), относится к движимым вещам, при этом из материалов дела не следует, обладают ли данные вещи индивидуализирующими характеристиками, позволяющими выделить их из числа прочих аналогичных вещей. Указание в исковом заявлении на территорию вырубки и лишь общий объем имущества не может быть отнесено к таким характеристикам. Иных сведений, позволяющих в достаточной степени индивидуализировать спорное имущество, судами не приведено, признаков, по которым спорный лесоматериал можно выделить из вещей аналогичного рода и качества, не указано. При этом, в акте приема-передачи от 20.04.2016 также не указаны индивидуализирующие характеристики лесоматериала.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2.3 статьи 10 Закона N 116-ФЗ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры в лесах, расположенных в границах туристско-рекреационной особой экономической зоны, допускаются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, в случае, если в плане обустройства и материально-технического оснащения туристско-рекреационной особой экономической зоны определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры. Порядок осуществления освоения лесов устанавливается Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 20 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством. Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации. Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Заключенные истцом договоры аренды земельных участков не предусматривают извлечение истцом прибыли за счет реализации древесины, полученной в результате использования лесов. Целью заключенных истцом договоров аренды является создание туристических объектов и получение прибыли за счет их последующей эксплуатации.
Рассматривая исковые требования, суды не дали надлежащую правовую квалификацию правоотношениям сторон с учетом вышеуказанного правового регулирования, не установили, осуществляет ли общество добычу и реализацию лесоматериала в качестве предпринимательской деятельности в установленном законом порядке и является ли для общества спорный лесоматериал тем самым доходом, который может быть получен в соответствии с договором арендатором в результате целевого использования арендованного имущества (доходы - это поступления в виде денег или других материальных благ, которые появляются в результате использования имущества в качестве объекта правовых отношений).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку суды неполно выяснили существенные для дела обстоятельства, а у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по установлению новых обстоятельств, судебные акты надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.08.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 по делу N А25-997/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.