г. Краснодар |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А32-21694/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) - Хегай О.С. (доверенность от 15.12.2016), в отсутствие заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 (судья Сумина О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-21694/2016, установил следующее.
АО "Тандер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 20.05.2016 N 10317000-268/2016 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 11.10.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.11.2016, требования общества удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что таможня не доказала наличие в деянии общества события и состава вмененного ему правонарушения. Таможня не доказала, что декларация о соответствии от 12.02.2016 N ТС RU Д-ВА.АИ14.А16744 (далее - декларация о соответствии) является недействительным документом и названный в ней товар невозможно идентифицировать с тем, который предъявлен обществом к таможенному оформлению.
Таможня обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 11.10.2016 и постановление апелляционной инстанции от 30.11.2016, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что декларация о соответствии действует только в отношении товара, маркировка которого соответствует требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - технический регламент N 022/2011). Общество при декларировании товара N 1 по ДТ N 10317110/280216/0003698 (далее - спорная ДТ) представило недействительный документ - декларацию о соответствии, относящуюся к иному товару, поскольку товар N 1, задекларированный по спорной ДТ, к декларации о соответствии не относится, так как его маркировка не соответствует требованиям технического регламента. Таможня полагает, что названный документ не подтверждает соблюдение установленных ограничений в отношении декларируемого товара и поэтому декларация о соответствии является недействительным документом в отношении товара N 1 по спорной ДТ, так как на его упаковке отсутствует маркировка, содержащая информацию о стране происхождения товара, что подтверждается АТД N 10317110/040316/000841. Данное обстоятельство, по мнению таможни, подтверждает наличие в деянии общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса. Вина общества выражается в том, что у последнего имелась возможность для соблюдения требований и норм таможенного законодательства, но им не были предприняты все необходимые меры по нанесению надлежащей маркировки на прибывший товар в целях соблюдения требования действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании контракта от 01.12.2013 N GK-4609/13 с компанией "EMPORIA TEAM DOO" ("Эмпорио Тим Доо") общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товар - яблоки свежие по спорной ДТ, в которой заявлены сведения о товаре N 1 "яблоки свежие (MALUS DOMESTICA), сорт "АЙДАРЕД" (IDARED), класс 1, урожай 2015 года, упакованные в деревянные ящики, в количестве 1552 грузовых мест, находящихся на 26 деревянных поддонах, вес брутто 20781 кг, товарный знак: отсутствует".
В подтверждение соблюдения установленных запретов и ограничений на перемещение указанных товаров через таможенную границу Таможенного союза, вместе со спорной ДТ представлена декларация о соответствии, согласно которой продукция "яблоки свежие" сорт АЙДАРЕД, урожай 2015 года, производитель: AGROLUX D.O.O TRN-LAKTASI, АДРЕС: Босния и Герцеговина (ВА); 1500 тонн, контракт от 01.12.2013 N GK/4609/13; код ТН ВЭД ЕАЭС: 0808 10 800 1; "Партия" соответствует требованиям регламентов ТР ТС 022/2011, ТР ТС 021/2011.
При таможенном досмотре товара N 1 по спорной ДТ (АТД N 17110/040316/000841) установлено отсутствие на упаковке товара N 1 (1552 ящика) информации о стране изготовления продукции.
В соответствии с заключением отделения торговых ограничений и экспортного контроля таможни от 10.03.2016 N 26-25/275/1 не соблюдены запреты и ограничения (в части соблюдения мер технического регулирования) по товару N 1 по спорной ДТ с предоставлением декларации о соответствии. Товар N 1 по спорной ДТ к указанной декларации о соответствии не относится, поскольку его маркировка не содержит информацию о стране происхождения товара, что подтверждается, в том числе АТД N103117110/040316/000841, и потому не соответствует требованиям технических регламентов, следовательно, декларация о соответствии не подтверждает соблюдение установленных ограничений в отношении декларируемого товара и поэтому данный разрешительный документ является недействительным документом в отношении товара N 1, на упаковке которого отсутствует необходимая маркировка о стране происхождения товара.
Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения таможней в отношении общества дела об административном правонарушении N 10317000-268/2016, проведения административного расследования (определение от 06.04.2016), составления 06.05.2016 протокола об административном правонарушении и вынесения постановления от 20.05.2016 N 10317000-268/2015 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд заявлением о признании его незаконным.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявления общества, обоснованно руководствуясь следующим.
В силу части 3 статьи 16.2 Кодекса заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса для целей применения главы 16 Кодекса под недействительными понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в заявлении декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Поскольку объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения состоит в представлении недействительных документов, то предметом доказывания объективной стороны правонарушения является не только факт представления таких документов, но и то, что документы являются недействительными в силу указанных выше характеристик, то есть в рассматриваемом случае содержащие недостоверные сведения об изготовителе спорного товара.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 Таможенного кодекса).
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (часть 1 статьи 181 Таможенного кодекса).
В силу пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе сведения о соблюдении ограничений (подпункт 8); сведения о производителе товаров (подпункт 9); сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса (подпункт 11).
Пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункт 1 статьи 183 Таможенного кодекса).
Согласно статье 188 Таможенного кодекса при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе, произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
В силу подпункта "б" пункта 9 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
В соответствии со статьей 2 Закона N 184-ФЗ декларация о соответствии -документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 5 статьи 24 Закона N 184-ФЗ декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект.
Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Статьей 2 Закона N 184-ФЗ установлено, что идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.
Согласно подпункту 2 пункта 4.2 Технического регламента N 022/2011 в случае, если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок, и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 статьи 4.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 4 Технического регламента N 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать указанные в нем сведения. Маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 данной статьи.
Согласно пункту 1 части 4.12 статьи 4 маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 указанной статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка.
В соответствии с пунктом 3 части 4.8 статьи 4 информацию о наименовании места нахождения изготовителя пищевой продукции, поставляемой из третьих стран, допускается указывать буквами латинского алфавита и арабскими цифрами или на государственном(ых) языке(ах) страны по месту нахождения изготовителя пищевой продукции при условии указания наименования страны на русском языке.
Из материалов дела следует, что в декларации о соответствии, представленной обществом указано, что товар - яблоки свежие, сорт Айдаред, урожай 2015 года -изготовлен компанией Agrolux DOO Trn-Laktasi, адрес компании-изготовителя: Босния и Герцеговина, ul. Сага Dusana, 134, Tm, 78252, Laktasi, поставляемый по контракту от 01.12.2013 N GK/4609/13. На деревянных ящиках с яблоками имелись ярлыки, на которых указаны сведения, в том числе, яблоко свежее, Айдаред, урожай 2015 года, производитель: Агролюкс ДОО трн-Лакташи, адрес производителя: ул. Царя Душана, 134, Трн, 78252, Лакташи, Заказ N GKF-0000000000026435 от 05.02.2016.
"ul. Сага Dusana" с боснийского языка переводится как "ул. Императора (государя, царя) Душана".
Лакташи - это город, центр одноимённой общины на северо-западе Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины.
Относимость представленной обществом в таможню декларации о соответствии к товару, заявленному в спорной ДТ и его изготовителю, подтверждена товаросопроводительными документами, предъявленными обществом к таможенному оформлению, действительность и подлинность которых таможней не оспаривается.
Так, в заказе от 05.02.2016 N GKF-0000000000026435 указана страна происхождения - "Босния и Герцеговина".
Недействительность товаросопроводительных документов, декларации о соответствии, а также протокола испытаний, на основании которого составлена декларация о соответствии, таможня не установила.
Поскольку ящики являются не упаковками ввозимого товара, а лишь тарой для транспортировки товара, ненадлежащая маркировка на самом деревянном ящике, с учетом представленных обществом вышеназванных документов, не влияет на соблюдение или несоблюдение декларантом ограничений в виде соответствия ввозимой продукции требованиям Технического регламента.
Поскольку товар представлялся к декларированию именно в транспортной упаковке (таре), в силу пункта 7 части 4.12 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза 022/2011, его маркировка наряду с иными способами могла быть отражена и в документах, сопровождающих пищевую продукцию. Согласно оформленной документации на товар: контракт, заказ, инвойс, коносамент, техническое описание, декларация о соответствии и т.д. все указанные сведения в документах являются достоверными, документы относятся именно к указанному товару и позволяют его однозначно идентифицировать.
По мнению судебных инстанций, в материалах дела отсутствуют доказательства, указывающие на невозможность идентификации ввезенного товара путем ее соотнесения с декларацией о соответствии посредством сопоставления сведений, указанных в них и содержащихся на упаковке товара. Так, сведения о маркировке товара с указанием наименования товара, адреса изготовителя товара, года урожая, номера контракта, номера заказа, по которому поставлялся товар, указанные на деревянных ящиках в отношении ввозимого товара, и заявленные в коммерческих документах, позволяли таможне однозначно идентифицировать товар, заявленный в спорной ДТ, с товаром, предъявленным к досмотру, сделать вывод о стране происхождения товара, в том числе исходя из коммерческих документов, представленных при декларировании.
По результатам административного расследования таможня не представила доказательства несоответствия сведений, заявленных обществом в спорной ДТ, со сведениями, отраженными в акте таможенного досмотра, а также свидетельствующих о том, что производителем перемещаемого товара является иное лицо, чем указано в сертификате соответствия.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судебных инстанций о том, что таможня не доказала ни событие, ни наличие в действиях общества вмененного ему состава правонарушения.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 по делу N А32-21694/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.