Заслушав и обсудив информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству и финансовым рынкам И.П. Артеменко об исполнении бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2022 год, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
В отчетном году исполнение бюджетов муниципальных образований Краснодарского края осуществлялось в непростых социально-экономических условиях, вызванных беспрецедентным внешним давлением на экономику, коснувшимся практически всех ее секторов и отраслей.
Однако благодаря реализации широкомасштабного антикризисного пакета мер государственной поддержки хозяйствующим субъектам удалось постепенно восстановить деловую активность и адаптироваться к новым условиям, что явилось одним из основных факторов роста бюджетных доходов.
По итогам 2022 года общий объем доходов бюджетов муниципальных образований составил 237,6 млрд, рублей с приростом к уровню предыдущего периода на 24,8 процента, или на 47,2 млрд, рублей, что превышает суммарный прирост доходов за трехлетний период 2019 - 2021 годов (40,8 млрд, рублей).
Положительная динамика доходов местных бюджетов обеспечена в большей степени за счет роста на 34,7 млрд, рублей, или на 34,6 процента, безвозмездных поступлений, сложившихся по итогам 2022 года в объеме 135,1 млрд, рублей.
В структуре совокупных доходов местных бюджетов их доля также увеличилась на 4,2 процентного пункта, составив 56,9 процента. При этом доля налоговых и неналоговых доходов сократилась до 43,1 процента (в 2021 году - 47,3 процента).
В общем объеме безвозмездных поступлений субвенции составляют 46,8 процента, или 63,3 млрд, рублей, с ростом к показателю 2021 года на 9,2 млрд, рублей, или почти на 17 процентов.
Указанная динамика обусловлена увеличением объема субвенций на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также предоставлением с 2022 года бюджетам муниципальных районов (городских округов) из бюджета Краснодарского края (далее также - краевой бюджет) субвенции на реализацию переданного государственного полномочия по обеспечению расходного обязательства на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций.
Общий объем субсидий местным бюджетам составил 55,5 млрд, рублей, что почти двукратно превышает аналогичный показатель 2021 года за счет увеличения поступлений средств на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства, на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения, на поддержку инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры, на создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования, на финансовое обеспечение дорожной деятельности.
Общий объем дотаций местным бюджетам составил 10,4 млрд, рублей, сократившись на 9,2 процента в связи с двукратным снижением (на 52,6 процента, или на 841,3 млн. рублей) объема дотаций из краевого бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, обусловленным изменением правил предоставления и методики распределения объема средств дотаций муниципальным образованиям, а также уменьшением объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в связи с увеличением с 1 января 2022 года норматива отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), в бюджеты муниципальных районов (с 35 до 50 процентов).
Налоговые и неналоговые доходы (далее также - собственные доходы) местных бюджетов, увеличившись на 13,9 процента, составили по итогам 2022 года 102,5 млрд, рублей, из них налоговые доходы - 86,2 млрд, рублей (прирост на 13,6 процента), неналоговые - 16,3 млрд, рублей (прирост на 15,6 процента).
Рост налоговых доходов обеспечен положительной динамикой по всем доходным источникам.
По налогу на доходы физических лиц (далее также - НДФЛ), формирующему половину налоговых поступлений, прирост составил 12,4 процента (или 4,7 млрд, рублей) в связи с ростом фонда начисленной заработной платы в организациях Краснодарского края, увеличением поступлений от физических лиц по налоговым декларациям 3-НДФЛ с доходов от продажи и аренды имущества и увеличением поступлений от иностранных граждан, работающих по патенту.
Также заметный рост налогов на совокупный доход (в целом на 30,7 процента, или на 4,9 млрд, рублей) обоснован изменением нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов (с 35 до 50 процентов) по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения (рост на 37,3 процента), увеличением налогооблагаемой базы сельскохозяйственных предприятий и уплатой авансовых платежей по единому сельскохозяйственному налогу (рост на 42,3 процента), а также ростом налоговой базы, в том числе за счет розничной торговли с использованием торговых автоматов в рамках применения патентной системы налогообложения (рост на 24,9 процента).
Незначительный рост поступлений от налогов на имущество организаций (106,4 процента) и на прибыль организаций (100,1 процента), зачисляемых в бюджеты муниципальных районов и городских округов по нормативам отчислений от поступлений в бюджет Краснодарского края, связан с разовыми платежами и возвратом переплаты прошлого года, а также крупными сделками по продаже объектов имущества и снижением налогооблагаемой базы.
Неналоговые доходы местных бюджетов в целом увеличились на 15,6 процента, или на 2,2 млрд, рублей, к уровню 2021 года и составили 16,3 млрд, рублей.
Положительная динамика обеспечена в большей степени ростом доходов от продажи материальных и нематериальных активов в 1,8 раза, или на 1,6 млрд, рублей, в том числе за счет реализации земельных участков и имущества, а также поступлением платежей по результатам судебных решений.
Кроме того, на динамику неналоговых доходов повлияли рост платежей за негативное воздействие на окружающую среду (в 2,3 раза, или на 315,5 млн. рублей), поступивших от крупных плательщиков, в том числе за счет пересчета за истекшие периоды и выявления фактов нарушения природоохранного законодательства, а также увеличение поступлений арендной платы за землю (рост на 2,8 процента, или на 204,2 млн. рублей) за счет проведения претензионно-исковой работы по взысканию задолженности и индексации размера годовой арендной платы, поступлений от применения штрафных санкций (рост на 17,5 процента, или на 145,4 млн. рублей).
С территорий муниципальных образований в консолидированный бюджет Краснодарского края мобилизованы поступления налогов, сборов и других платежей с ростом относительно прошлогоднего уровня на 13,8 процента. Выше среднекраевой динамики поступления обеспечили 25 муниципальных образований.
Среди лидеров рейтинга муниципальных образований с наиболее высоким темпом роста доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края отмечены муниципальные районы Темрюкский (150,3 процента), Новопокровский (139,2 процента), Тимашевский (136,3 процента), Павловский (131,3 процента), Усть-Лабинский (130,4 процента).
Отрицательный темп роста поступлений сложился на территориях муниципальных образований Абинский район (38,3 процента), Белореченский район (89,9 процента), Северский район (96,1 процента), Приморско-Ахтарский район (96,7 процента) и город Новороссийск (91,7 процента) в связи со снижением платежей по налогу на прибыль организаций, обусловленным возвратами переплаты крупными и бюджетообразующими налогоплательщиками, а также снижением финансовых результатов организаций в сфере строительства, реализации агрохимической продукции, производства нефтепродуктов, авто- и авиатранспорта, в том числе в результате введенных ограничительных мер.
В совокупном объеме собственных доходов бюджетов муниципальных образований налоговые и неналоговые доходы бюджетов городских округов составляют 52,9 процента, или 54,3 млрд, рублей, с ростом к уровню предыдущего периода на 11,4 процента, или на 5,5 млрд, рублей. Наибольший прирост собственных доходов обеспечен в городах Краснодаре (2,9 млрд, рублей) и Сочи (1,8 млрд, рублей).
В бюджеты муниципальных районов собственные доходы поступили в сумме 30,9 млрд, рублей с ростом к показателю 2021 года почти на 20 процентов, или на 5,1 млрд, рублей. Бюджетные назначения 2022 года исполнены на 111 процентов.
Темп роста выше среднерайонного уровня (120,0 процента) обеспечили 14 муниципальных районов, из них наибольшие показатели достигнуты в Динском (151,6 процента), Выселковском (147,1 процента), Темрюкском (132,6 процента), Новопокровском (146,6 процента), Каневском (130,7 процента), Ленинградском (127 процента), Брюховецком (126,5 процента) районах.
Совокупный объем доходов бюджетов поселений по итогам отчетного года сложился в сумме 30,6 млрд, рублей с ростом к уровню предыдущего периода на 11,7 процента.
Собственные доходы бюджетов поселений, на долю которых в общем объеме доходов приходится 56,7 процента, составили 17,4 млрд, рублей, увеличившись к уровню предыдущего года на 11,8 процента. В основном эта динамика обеспечена за счет роста налогов на доходы и имущество физических лиц (на 17,3 процента и на 14,2 процента соответственно), поступлений по единому сельскохозяйственному налогу (на 45,7 процента), а также увеличения доходов от продажи земельных участков и имущества (на 15,3 процента) и поступлений от арендной платы за землю (на 8,7 процента).
По итогам отчетного периода в бюджетах поселений налоговые доходы составили 15,5 млрд, рублей с приростом на 12,5 процента к уровню 2021 года, неналоговые доходы - 1,9 млрд, рублей с приростом на 5,8 процента.
Превышение среднепоселенческого темпа роста налоговых и неналоговых доходов относительно предыдущего периода сложилось в бюджетах 177 поселений.
Не достигли уровня 2021 года собственные доходы 66 поселений, из них наибольшее снижение - в бюджете Анастасиевского сельского поселения Славянского района (отрицательное значение поступлений сложилось в связи с возвратом ошибочно поступившего в 2021 году земельного налога в сумме 78,4 млн. рублей), в бюджетах Григорьевского сельского поселения Северского района и Красносельского сельского поселения Динского района (снижение поступлений на 54,8 процента и на 69,1 процента соответственно обусловлено прошлогодними разовыми неналоговыми платежами).
Уровень обеспеченности бюджетов поселений собственными доходами на душу населения по итогам 2022 года увеличился относительно предыдущего периода на 620,6 рубля, или на 12,7 процента, и составил 5522,4 рубля.
Ниже среднекраевого уровня сложился этот показатель в 254 поселениях, из которых самый низкий уровень обеспеченности в сельских поселениях Гулькевичского района - Венцы-Заря (545,2 рубля) и Комсомольское (1286,2 рубля), Апшеронского района - Кубанское (1318,3 рубля) и Кабардинское (1384,4 рубля), а также в Моревском сельском поселении Ейского района (1350,7 рубля).
Наиболее высокие показатели подушевой обеспеченности собственными доходами сложились в бюджетах Таманского сельского поселения Темрюкского района (33657,6 рубля), Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района (25406,1 рубля), Выселковского сельского поселения Выселковского района (22820,2 рубля), Новоивановского сельского поселения Новопокровского района (20421,0 рубля), Железного сельского поселения Усть-Лабинского района (17752,6 рубля). Среди лидеров с высоким уровнем среднерайонного показателя бюджетной обеспеченности по итогам года - Выселковский район (11508,7 рубля), Темрюкский район (9328,63 рубля), Новопокровский район (9054,29 рубля), Туапсинский район (8497,68 рубля).
Одним из дополнительных резервных источников пополнения собственных доходов местных бюджетов остается налоговая задолженность.
За отчетный период задолженность по налогам консолидированного бюджета Краснодарского края (без учета организаций, находящихся в различных процедурах банкротства) увеличилась на 31,7 процента, или на 3521,7 млн. рублей, и по состоянию на 1 января 2023 года составила 14,6 млрд, рублей.
В разрезе доходных источников задолженность сократилась только по налогу на имущество организаций (на 21,3 млн. рублей), земельному налогу с физических лиц (на 14,9 млн. рублей), налогу на игорный бизнес (на 49,0 тыс. рублей).
По остальным налогам отмечается рост задолженности, наиболее существенный по налогу на прибыль организаций (в 2,5 раза, или на 1898,5 млн. рублей), налогу на доходы физических лиц (на 44,2 процента, или на 674,9 млн. рублей), акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации (в 9 раз, или на 497,8 млн. рублей), УСН (на 21,5 процента, или на 191,2 млн. рублей).
Среди муниципальных образований задолженность увеличилась в 39 муниципальных образованиях, из них с наибольшим темпом роста - в Усть-Лабинском (184,8 процента), Белореченском (163,3 процента), Лабинском (140,1 процента), Ейском (135,3 процента), Темрюкском (133,8 процента), Крымском (133,0 процента), Староминском (131,8 процента) районах и городах Краснодаре (139,3 процента), Новороссийске (235,5 процента).
Максимальный абсолютный прирост задолженности, сложившийся в городском округе Краснодар (1481,5 млн. рублей), связан с ростом задолженности по налогу на прибыль организаций (на 1062,1 млн. рублей), НДФЛ (на 201,7 млн. рублей), акцизам (на 131,4 млн. рублей), УСН (на 75,4 млн. рублей).
Снижение задолженности достигнуто только в пяти муниципальных образованиях: Апшеронский (на 21,8 процента, или на 44,3 млн. рублей), Крыловский (на 13,7 процента, или на 5,0 млн. рублей), Ленинградский (на 8,8 процента, или на 5,7 млн. рублей), Успенский (на 3,7 процента, или на 2,1 млн. рублей), Белоглинский (на 4,1 процента, или на 0,8 млн. рублей) районы.
Задолженность по налоговым доходам, поступающим в бюджеты поселений, в целом за отчетный период увеличилась на 118,9 млн. рублей, или на
7,8 процента, в основном за счет роста по налогам на имущество и доходы физических лиц.
Прирост задолженности в бюджеты поселений отмечен в 202 поселениях, из них самый высокий темп роста допущен в Отдаленном сельском поселении (в 12 раз, или на 3,1 млн. рублей) и Нижегородском сельском поселении (в 3 раза, или на 1,9 млн. рублей) Апшеронского района, Фонталовском сельском поселении Темрюкского района (в 2,3 раза, или на 4,1 млн. рублей), Южненском сельском поселении Белореченского района (в 2,4 раза, или на 4,9 млн. рублей), Кухаривском сельском поселении Ейского района (в 4,1 раза, или на 6,4 млн. рублей), Гришковском сельском поселении Калининского района (в 5,8 раза, или на 2,4 млн. рублей).
В 179 поселениях задолженность снижена, из них в 15 поселениях более чем на 30 процентов.
По итогам 2022 года общий объем расходов бюджетов муниципальных образований Краснодарского края составил 236,5 млрд, рублей с ростом к уровню 2021 года на 28,0 процента, или на 51,7 млрд, рублей. Годовые бюджетные назначения исполнены на 96,8 процента (по итогам 2021 года - 94,7 процента).
Недоосвоение утвержденных бюджетных назначений обусловлено экономией по результатам конкурсных процедур, нарушением сроков по заключенным контрактам, переносом сроков окончания работ и поздним поступлением документации на оплату, расторжением муниципальных контрактов по причине нарушения подрядчиками условий и сроков выполнения работ.
В структуре расходов бюджетов муниципальных образований Краснодарского края наибольший удельный вес занимают расходы на финансирование социально-культурной сферы (64,7 процента, или 153,0 млрд, рублей) с ростом к уровню предыдущего периода на 24,7 процента. Из них расходы на образование составляют 120,1 млрд, рублей, или 50,8 процента общего объема расходов, на реализацию социальной политики - 10,1 млрд, рублей (4,3 процента), на культуру, кинематографию - 12,2 млрд, рублей (5,2 процента), на развитие физической культуры и спорта - 9,9 млрд, рублей (4,2 процента).
Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет 13,6 процента, или 31,9 млрд, рублей, с ростом к уровню 2021 года на 74,1 процента, на обеспечение функционирования национальной экономики - 9,7 процента, или 23 млрд, рублей (с ростом на 10,0 процента).
Расходы на общегосударственные вопросы муниципальных образований Краснодарского края, составившие 21,8 млрд, рублей, увеличились относительно уровня 2021 года на 21,8 процента, что обусловлено организацией проведения выборов глав поселений и депутатов представительных органов местного самоуправления, индексацией окладов муниципальных служащих органов муниципальных образований, а также осуществлением расходных обязательств по размещению и питанию граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, вынужденно покинувших жилые помещения и находившихся в пунктах временного размещения и питания на территории Краснодарского края.
Расходы бюджетов городских округов исполнены в общей сумме 119.4 млрд, рублей, или 97,4 процента бюджетных назначений, с ростом относительно предыдущего периода на 37,5 процента, или на 32,5 млрд, рублей. Все городские округа обеспечили достаточно высокий уровень исполнения запланированных обязательств, наибольший - в Новороссийске (98,9 процента) и Геленджике (98,5 процента).
В бюджетах городских округов значительное увеличение расходов в сфере образования (на 15,9 млрд, рублей), жилищно-коммунального хозяйства (на 9.6 млрд, рублей), национальной экономики (на 3,2 млрд, рублей) обусловлено ростом финансирования расходов на оплату труда работников дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, на обеспечение реализации основных общеобразовательных программ, мероприятий в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие образования"; на осуществление реконструкции сетей водоотведения, канализации, очистных сооружений и благоустройства городской среды в рамках муниципальных программ; на реализацию государственных полномочий в области обращения с животными; на софинансирование ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги", а также на развитие транспортной инфраструктуры и организацию транспортного обслуживания населения; на совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий в системе муниципального управления.
В бюджетах муниципальных районов общий объем расходов составил 86.4 млрд, рублей с ростом относительно 2021 года на 22,7 процента (динамика 2021 года - 6,5 процента).
Годовые бюджетные назначения исполнены на 97,6 процента. Ниже среднерайонного показателя сложился уровень исполнения бюджетных назначений по расходам в 12 муниципальных районах, из которых в Туапсинском - 93.6 процента, Крыловском и Новокубанском - 94,5 процента.
Высокий темп роста расходов в бюджетах муниципальных районов по разделам "Жилищно-коммунальное хозяйство" (213,9 процента), "Физическая куль тура и спорт" (175,0 процента), "Национальная экономика" (127,8 процента), "Культура, кинематография" (125,6 процента) связан с увеличением финансирования в рамках государственных и муниципальных программ на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечению жильем молодых семей, строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов общественной инфраструктуры муниципального значения, объектов газо- и теплоснабжения населения, проектирование и строительство спортивных объектов, укрепление их материально-технической базы, содержание учреждений физической культуры.
Рост расходов на образование (117,8 процента), здравоохранение (108,8 процента), социальную сферу (106,8 процента) обусловлен увеличением финансирования за счет средств краевого и федерального бюджетов расходов на финансовое обеспечение получения общедоступного и бесплатного образования, строительство объектов здравоохранения, выплату ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных дошкольных учреждениях, приобретение жилых помещений для детей-сирот, обеспечение жильем молодых семей.
Расходная часть бюджетов городских и сельских поселений исполнена в общей сумме 30,6 млрд, рублей, или 92,5 процента бюджетных назначений и 111,5 процента к уровню 2021 года.
Значительное повышение темпа роста расходов относительно предыдущего периода обусловлено увеличением расходов на укрепление материально-технической базы и благоустройство поселений, проведение официальных физкультурных и спортивных мероприятий муниципального уровня, заработную плату работников культуры, культурно-массовые мероприятия, решение социально значимых вопросов местного значения.
В бюджетах поселений расходы на общегосударственные вопросы (на функционирование органов местного самоуправления, обеспечение проведения выборов и референдумов, другие общегосударственные вопросы) в целом увеличились на 12,8 процента и составили 5,7 млрд, рублей. В общей структуре расходов их удельный вес сохранился на уровне предыдущего периода - 18,6 процента (18,4 процента в 2021 году).
По итогам 2022 года отмечается рост числа поселений (с 2 поселений в 2021 году до 19 поселений в отчетном периоде), у которых доля расходов на общегосударственные вопросы превышает половину всех расходов бюджета поселения.
Кроме того, в отчетном периоде выросло число поселений, не обеспечивающих расходы на общегосударственные вопросы собственными доходами, до 24 поселений (в 2017 году - 19 поселений, 2018 году - 22 поселения, 2019 году - 23 поселения, 2020 году - 25 поселений, 2021 году - 16 поселений).
Наибольшее количество таких муниципальных образований в Славянском (шесть поселений), Апшеронском и Туапсинском (по три поселения), Тбилисском и Лабинском (по два поселения) районах.
Практически двукратное превышение "управленческих" расходов над собственными доходами отмечено в Кабардинском сельском поселении Апшеронского района (в 2,1 раза), Моревском сельском поселении Ейского района (в 1,95 раза), Ачуевском сельском поселении Славянского района (в 1,9 раза).
По итогам отчетного периода общий объем доходов местных бюджетов превысил объем расходов на 1,1 млрд, рублей (по итогам 2021 года профицит составлял 5,7 млрд, рублей).
Бюджеты городских округов исполнены с суммарным профицитом 536,5 млн. рублей. При этом с профицитом исполнены бюджеты только двух городов - Армавира (251,6 млн. рублей) и Краснодара (1,9 млрд, рублей). У остальных - дефицит (наиболее значительный в бюджете города-курорта Сочи Краснодарского края - 669,5 млн. рублей).
Бюджеты муниципальных районов исполнены с суммарным профицитом в размере 585,7 млн. рублей. Дефицитный бюджет имеют 15 муниципальных районов Краснодарского края (в 2021 году - 5 районов).
Бюджеты поселений в целом исполнены с суммарным профицитом в размере 25,9 млн. рублей. При этом бюджеты городских поселений исполнены с дефицитом 100,0 млн. рублей, бюджеты сельских поселений - с профицитом 125.9 млн. рублей.
Количество поселений, бюджеты которых исполнены с профицитом, составило 195 поселений. С дефицитом исполнены бюджеты 186 поселений, в том числе 22 городских поселений.
В целях финансового обеспечения принятых социальных и первоочередных расходных обязательств местных бюджетов в 2022 году муниципальными образованиями привлекались заемные средства на покрытие дефицита своих бюджетов.
Объем муниципального долга по состоянию на 1 января 2023 года составил 7.9 млрд, рублей, сократившись по отношению к показателю 2021 года (11,4 млрд, рублей) на 30,6 процента, или на 3,5 млрд, рублей, в связи с более чем двукратным снижением муниципального долга по банковским кредитам, в том числе в результате его замещения предоставленными бюджетными кредитами.
Общий объем расходов муниципальных образований на обслуживание муниципального долга сократился к уровню прошлого года на 40,9 процента, или на 199,4 млн. рублей, и составил 287,6 млн. рублей, из них расходы бюджетов городских округов - 241,7 млн. рублей, бюджетов муниципальных районов - 27,4 млн. рублей, бюджетов городских и сельских поселений - 18,4 млн. рублей.
В структуре муниципального долга наибольшую часть (53 процента, или 4.2 млрд, рублей) составляют обязательства по бюджетным кредитам, доля банковских кредитов, составляющих 2,1 млрд, рублей, снизилась с 49,1 процента в 2021 году до 26,3 процента, обязательства по муниципальным ценным бумагам (1,6 млрд, рублей) занимают 20,1 процента, по муниципальным гарантиям - 48.2 млн. рублей (0,6 процента).
Большую часть муниципального долга (72,2 процента) составляют долговые обязательства городских округов (5,7 млрд, рублей), объем которых в течение отчетного периода снижен на 38,5 процента (на 3,6 млрд, рублей) за счет замещения коммерческого долга бюджетными кредитами (на 2,5 млрд, рублей), а также списания обязательств по бюджетным кредитам четырех городских округов (на 3,4 млрд, рублей), в результате чего по состоянию на 1 января 2023 года муниципальный долг сохранился только у города Краснодара (4,1 млрд, рублей, в том числе бюджетный кредит - 2,5 млрд, рублей и 1,6 млрд, рублей в виде муниципальных облигаций) и города Новороссийска (банковский кредит - 1,6 млрд, рублей).
Долговые обязательства муниципальных районов в общей сумме 1,5 млрд, рублей в целом увеличились на 141,6 млн. рублей за счет увеличения долга по муниципальным гарантиям (на 22,4 млн. рублей), а также предоставления бюджетных кредитов на общую сумму 899,3 млн. рублей с одновременным погашением банковских кредитов на общую сумму 780,2 млн. рублей.
В целом муниципальный долг снизился по 10 муниципальным районам на 188,2 млн. рублей.
Муниципальный долг отсутствует у 18 районов, из них в отчетном периоде полностью погашены обязательства в Апшеронском, Кавказском, Каневском, Северском, Успенском районах. Кроме того, в 15 муниципальных образованиях сокращены банковские кредиты, в том числе в 11 районах они замещены за счет выдачи бюджетных кредитов на сумму 639,6 млн. рублей.
Объем муниципального долга увеличился в 10 муниципальных районах в целом на 329,8 млн. рублей, в том числе с наибольшим абсолютным приростом в Тихорецком, Кущевском и Кореновском районах в основном за счет предоставления дополнительных бюджетных кредитов.
Муниципальный долг городских и сельских поселений в общей сумме 730,1 млн. рублей в целом снизился на 55,8 млн. рублей, в том числе за счет сокращения банковских кредитов на 256,4 млн. рублей (из которых 150,4 млн. рублей в 22 муниципальных образованиях в полном объеме замещены бюджетными кредитами из краевого бюджета).
В общей структуре муниципального долга городских и сельских поселений удельный вес бюджетных кредитов увеличился с 40,9 процента до 74,6 процента.
В городских поселениях муниципальный долг составил в целом 506,6 млн. рублей, снизившись на 63,2 млн. рублей за счет сокращения банковского долга в девяти муниципальных образованиях на сумму 218,9 млн. рублей, погашения муниципальных гарантий на 21,8 млн. рублей и увеличения бюджетных кредитов на 177,5 млн. рублей.
В сельских поселениях муниципальный долг в общей сумме 223,5 млн. рублей увеличился на 7,4 млн. рублей в связи с ростом объема бюджетных кредитов на 45,8 млн. рублей с одновременным погашением гарантийных обязательств на 0,9 млн. рублей и банковских кредитов на 37,5 млн. рублей.
Долговые обязательства отсутствуют в 270 поселениях (16 городских и 254 сельских), из которых в 42 поселениях обязательства погашены в отчетном периоде.
По итогам 2022 года уровень долговой нагрузки на местные бюджеты (сумма муниципального долга по отношению к объему налоговых и неналоговых доходов местного бюджета) снизился к аналогичному показателю предыдущего периода на 5,5 процента и составил 8,3 процента.
Выше среднекраевого показателя уровень долговой нагрузки сложился в 2 городских округах (город Краснодар (16,0 процента) и город Новороссийск (28,3 процента), 11 районах (из них наибольший в Кореновском (33,5 процента) и Староминском (24,3 процента) районах), 31 сельском и 8 городских поселениях.
Наибольшая долговая нагрузка сложилась в бюджетах Кореновского (50,2 процента), Тихорецкого (24,4 процента), Лабинского (19,4 процента) городских поселений, а также Отрадненского сельского поселения Отрадненского района (22,2 процента), Константиновского (18,2 процента) и Безводного (17,4 процента) сельских поселений Курганинского района, Новоберезанского сельского поселения Кореновского района (13,0 процента) и Мичуринского сельского поселения Динского района (12,6 процента).
В отчетном периоде уровень долговой нагрузки сократился во всех городских округах, в 16 муниципальных районах и 102 поселениях. Наибольшее снижение уровня долговой нагрузки отмечается в городах Новороссийске (на 12,2 процентного пункта) и Краснодаре (на 12,0 процентного пункта), Щербиновском (на 12,2 процентного пункта), Успенском (на 11,8 процентного пункта), Брюховецком (на 10,6 процентного пункта) районах, Белохуторском (на 14,9 процентного пункта) и Коржовском (на 12,4 процентного пункта) сельских поселениях Ленинградского района, Шевченковском сельском поселении Крыловского района (на 13,4 процентного пункта), Геймановском сельском поселении Тбилисского района (на 13,2 процентного пункта), Туапсинском городском поселении Туапсинского района (на 12,6 процентного пункта).
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять к сведению информацию об исполнении бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2022 год.
2. В целях повышения эффективности управления муниципальными финансами, обеспечения сбалансированности и устойчивости местных бюджетов в современных экономических условиях рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
1) обеспечить выполнение мероприятий, направленных на мобилизацию доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2023 году, предусмотренных распоряжением Губернатора Краснодарского края от 30 марта 2023 года N 80-р "О мерах по наполнению доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2023 году";
2) продолжить проведение в пределах установленной компетенции в рамках принятых планов работы муниципальных образований Краснодарского края по обеспечению наполняемости доходной части бюджетов мероприятий, направленных на обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов, снижение уровня неформальной ("теневой") занятости, легализацию трудовых отношений и погашение задолженности по заработной плате в хозяйствующих субъектах на территории муниципального образования;
3) совместно с органами исполнительной власти Краснодарского края и территориальными налоговыми органами в пределах установленной компетенции проводить работу разъяснительного характера среди зарегистрированных за пределами Краснодарского края организаций - исполнителей государственных (муниципальных) контрактов (стоимостью свыше 10 млн. рублей) на территории Краснодарского края в сферах строительства, капитального ремонта, благоустройства о необходимости постановки на учет в налоговом органе в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации своих обособленных подразделений, по месту нахождения которых оборудованы стационарные рабочие места;
4) обеспечить кассовое планирование местных бюджетов по налоговым доходам с учетом нового механизма списания переплаты и погашения задолженности по налогам в рамках единого налогового счета, а также измененных сроков уплаты налоговых платежей;
5) в пределах установленной компетенции совместно с территориальными налоговыми органами проводить мероприятия по информированию налогоплательщиков и населения по вопросам введения института единого налогового счета и единого налогового платежа, а также применения физическими лицами специального налогового режима - налога на профессиональный доход;
6) в пределах установленной компетенции совместно с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю проводить активную информационную кампанию о возможности упрощенного порядка оформления прав на земельные участки, жилые и садовые дома, гаражи и хозяйственные постройки в рамках земельного законодательства Российской Федерации;
7) в пределах установленной компетенции в рамках межведомственного взаимодействия с налоговыми органами, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю обеспечить проведение по месту жительства (регистрации) физических лиц совместных мероприятий по взысканию крупных сумм задолженности по налоговым платежам и штрафам в отношении должников, имеющих имущество;
8) продолжить проведение мероприятий по наполнению перечня объектов недвижимого имущества, отвечающих требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уточнению сведений о правообладателях объектов недвижимого имущества, включенных в данный перечень; осуществлять подготовку и направление в департамент имущественных отношений Краснодарского края предложений о необходимости проведения фактического обследования объектов недвижимого имущества;
9) осуществить оценку эффективности налоговых расходов, на основании которой принять меры для установления в оптимальном размере (с учетом посильной налоговой нагрузки для налогоплательщиков и возможного потенциала для увеличения доходов местного бюджета) налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества, используемого в коммерческих целях;
10) активизировать работу по взысканию задолженности в местный бюджет по арендным платежам за пользование соответствующими земельными участками и иным муниципальным имуществом, обеспечивать надлежащее исполнение условий договоров аренды, рассмотреть вопросы расторжения договоров аренды при отсутствии намерения погашения задолженности;
11) продолжить реализацию мероприятий, направленных на вовлечение в оборот неиспользуемых (используемых без правоустанавливающих документов) или используемых не по назначению муниципального имущества и земельных участков, в том числе участков, государственная собственность на которые не разграничена, активизировать работу по земельному контролю для своевременного выявления и устранения фактов незаконного использования земельных участков;
12) в целях повышения инвестиционной привлекательности объектов муниципального имущества осуществлять работу, направленную на обеспечение доступности для организаций и населения актуальной информации о проведении торгов по объектам муниципальной собственности, а также на информирование предпринимателей о преимущественном праве субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого муниципального имущества;
13) принимать активное участие в реализации государственных программ Краснодарского края в целях увеличения источников финансового обеспечения различных мероприятий, связанных с решением вопросов местного значения, в том числе с созданием (реконструкцией) объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры;
14) в целях обеспечения выполнения установленных расходных обязательств и оптимизации расходов местных бюджетов обеспечить принятие мер, направленных на полное, своевременное и эффективное использование межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, своевременное заключение в установленном порядке соглашений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов, полное выполнение принятых обязательств по финансированию мероприятий в 2023 году, эффективное использование выделенных средств федерального и краевого бюджетов, своевременное исполнение муниципальных контрактов, качественную подготовку и направление в установленные сроки соответствующим органам исполнительной власти Краснодарского края заявок для участия в отборах на получение субсидий из краевого бюджета с учетом приоритетных направлений развития муниципальных образований Краснодарского края, включая поселения.
3. Рекомендовать Контрольно-счетной палате Краснодарского края включать в план работы мероприятия по контролю деятельности органов местного самоуправления, направленной на мобилизацию налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству и финансовым рынкам, постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства, социально-экономического развития территорий и информационной политики и постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам имущественных и земельных отношений.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
21 июня 2023 года
N 458-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 21 июня 2023 г. N 458-П "Об исполнении бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2022 год"
Вступает в силу с 7 июля 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 26 июня 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru) 27 июня 2023 г. N 2300202306270023