г. Краснодар |
|
16 марта 2017 г. |
Дело N А63-5330/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - 9" (ИНН 2635085586, ОГРН 1062635000614) - Герасимова А.Ю. (доверенность от 21.02.2017), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (ИНН 2636055320, ОГРН 1082635013670), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Ишкова Ивана Васильевича, направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 44186 8, 44188 2, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - 9" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2016 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Семёнов М.У.) по делу N А63-5330/2016, установил следующее.
ООО "Управляющая компания - 9" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 12.02.2016 N 150.
Определением суда от 21.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ишков И.В.
Решением суда от 01.08.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.11.2016, обществу отказано в удовлетворении заявления.
Судебные акты мотивированы законностью и обоснованность оспариваемого предписания; нарушением обществом пунктов 44 и 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что спорный многоквартирный дом оборудован прибором учета по холодному водоснабжению 14.07.2015. В связи с этим применение формулы N 15 приложения N 2 Правил N 354 (пункт 17) является неверным, эта формула неприменима в отношении домов, оборудованных общедомовыми приборами учета. Спорный многоквартирный дом имеет закрытую систему центрального горячего водоснабжения.
В отзывах на кассационную жалобу заинтересованное и третье лица просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что во исполнение распоряжения от 01.02.2016 N 276, принятого по факту обращения Ишкова И.В. о нарушении порядка начисления платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ставрополь, пер. Шеболдаева, д. 4, управление провело внеплановую проверку общества, в ходе которой установило неправильное использование обществом норматива потребления холодной воды, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 16.05.2013 N 131-о/д (далее - Приказ N 131), а также пунктов 44 и 45 Правил N 354 (использование норматива потребления холодной воды - 0,058 куб. м/кв. м вместо 0,032 куб. м/кв. м).
По результатам проверки управление составило акт от 12.02.2016 N 276-39/1 и выдало обществу предписание от 12.02.2016 N 150 об устранении выявленных нарушений в срок до 23.05.2016, а именно: устранить нарушение, произвести перерасчет размера платы по всему многоквартирному дому с момента вступления в силу Приказа N 131.
Общество обжаловало предписание управления в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит: плата за содержание жилого помещения, включающую плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на ОДН).
В силу пункта 44 Правил N 354 (в редакции, действующей на момент проведения проверки) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
В силу пункта 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из взаимосвязанного содержания частей 1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса, определяющих признаки договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. С учетом изложенного и пункта 44 Правил N 354 отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, над нормативом коммунальной услуги на ОДН в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
Судебные инстанции отметили, что в связи с тем, что собственниками помещений в многоквартирном доме N 4, расположенном по пер. Шеболдаева в г. Ставрополе, не принималось решение о порядке распределения объемов коммунальной услуги, превышающих объемы коммунальной услуги, рассчитанной с применением норматива потребления, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, определяются по формуле N 15 приложения N 2 Правил N 354 (пункт 17).
Норматив потребления холодной воды для многоквартирных домов, оборудованных централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, водонагревателем всех типов, ванной и душем утвержден Приказом N 131 и составляет 0,032 куб. м/кв. м.
Общество в нарушение требований указанных нормативных актов при расчете размера платы за коммунальную услугу (холодное водоснабжение), предоставленную на общедомовые нужды, применяло норматив потребления холодной воды из расчета 0,058 куб. м/кв. м.
Следовательно, для расчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, должен применяться норматив потребления 0,032 куб. м/кв. м, утвержденный пунктом 4 приложения N 2 Приказа N 131, а не 0,058 куб. м/кв. м (пункт 1 приложения N 2 Приказа N 131).
Суд установил и участвующими в деле лицами не оспаривается, что в многоквартирном доме на внутренних тепловых сетях расположен тепловой узел (бойлер), в котором происходит приготовление горячей воды - доведение теплоносителя (химически очищенной воды) до температуры горячей воды путем его смешения с теплоносителем, поступающим по обратному трубопроводу.
Руководствуясь пунктами 18, 30, 40, 54 Правил N 354, пунктами 12 и 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - постановление N 1034), пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, суд указал, что энергоснабжающая организация (ОАО "Теплосеть") поставляет в указанный многоквартирный дом не горячую воду, а теплоноситель (химически очищенную воду). Снабжение горячей водой потребителей осуществляется обществом путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование (бойлер), входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, система горячего водоснабжения в данном доме является нецентрализованной.
Суд рассмотрел и отклонил довод общества о наличии в спорном многоквартирном доме централизованной системы горячего водоснабжения, правильно отметив, что он основан на неверном толковании норм права, а также противоречит материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Судебные инстанции также указали, что тарифы на тепловую энергию и теплоноситель в Ставропольском крае установлены Приказом N 131, приложением N 2 которого предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды определяются исходя из степени благоустройства жилищного фонда.
Так, исходя из пункта 1 приложения N 2 к Приказу N 131, в многоквартирных домах, оборудованных централизованным горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, ванной и душем применяется следующий норматив: холодное водоснабжение - 0,029 куб. м/кв. м, горячее водоснабжение - 0,029 куб. м/кв. м. В силу пункта 4 того же приложения норматив потребления в многоквартирных домах, оборудованных централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, водонагревателем всех типов, ванной и душем, составляет 0,032 куб. м/кв. м, тогда как общество применяло при расчетах норматив 0,058 куб. м/кв. м.
Поскольку в многоквартирном доме отсутствуют индивидуальные приборы учета на горячее водоснабжение, а также централизованное горячее водоснабжение, общество при произведении расчетов за потребление коммунальных услуг по горячему водоснабжению должно применять тариф, установленный пунктом 4 приложения N 2 к Приказу N 131 - 0,032 куб. м/кв. м.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно признали оспариваемое предписание управления законным и обоснованным.
Суд не установил процессуальных нарушений при проведении управлением проверки и вынесении оспариваемого предписания.
Довод общества о том, что спорный многоквартирный дом имеет закрытую систему центрального горячего водоснабжения, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Закона N 416-ФЗ централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).
Центральный тепловой пункт - это комплекс устройств для присоединения теплопотребляющих установок нескольких зданий, строений или сооружений к тепловой сети, а также для преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки (пункт 3 постановления N 1034).
Общество не представило доказательства того, что нагрев воды в спорном многоквартирном доме осуществляется без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
Напротив, материалами дела установлено, что в названном многоквартирном доме установлена нецентрализованная система горячего водоснабжения, под которой понимается сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно (пункт 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
С учетом изложенного выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
При подаче кассационной жалобы общество заявило ходатайство о зачете излишне уплаченной в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, приложив копию платежного поручения от 26.08.2016 N 750.
Согласно пункту 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на принятые по настоящему делу судебные акты (в размере 1500 рублей) следует отнести на общество по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ходатайства о зачете названной суммы в счет переплаты государственной пошлины, подтвержденной платежным поручением от 26.08.2016 N 750.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 по делу N А63-5330/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - 9" о зачете государственной пошлины удовлетворить. Произвести зачет государственной пошлины в размере 1500 рублей, уплаченной по платежному поручению от 26.08.2016 N 750, в счет уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.