Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации
города Дзержинска
Нижегородской области
от 23.06.2023 N 2352
Положение
об объединенной системе оперативно-диспетчерского управления при авариях и чрезвычайных ситуациях городского округа город Дзержинск Нижегородской области
I. Основные термины и определения
В Положении об объединенной системе оперативно-диспетчерского управления при авариях и чрезвычайных ситуациях городского округа город Дзержинск Нижегородской области (далее - Положение) определены следующие термины с соответствующими определениями:
чрезвычайная ситуация (далее также ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера");
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций");
автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС РСЧС) - предназначена для информатизации и автоматизации деятельности органов управления РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС, выполнению мероприятий гражданской обороны и задач РСЧС на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях;
Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) - орган повседневного управления Главного управления МЧС России по Нижегородской области - орган повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области. Выполняет функции по обеспечению координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и ГО (в том числе управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
оперативно-диспетчерская служба жилищно-коммунального хозяйства МКУ "Городское жилье" (ОДС-050 МКУ "Городское жилье") - оперативный орган управления при нарушениях в работе городского хозяйства, предназначенный для координации действий служб коммунального хозяйства;
единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (ЕДДС) - орган повседневного управления городской РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (далее - дежурно-диспетчерских) служб городского округа город Дзержинск;
дежурно-диспетчерская служба (ДДС) - дежурный диспетчерский орган, обеспечивающий оперативное управление городской службой, дежурный диспетчерский орган объекта (организации), входящие в РСЧС и имеющие силы и средства постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;
центральная дежурно-диспетчерская служба (ЦДДС) - структурное подразделение государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области", осуществляющее взаимодействие с дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований Нижегородской области и ДДС организаций при совместных действиях по мониторингу и устранению чрезвычайных и аварийных ситуаций, технологических и иных нарушений (сбоев) в работе жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса на объектах жизнеобеспечения муниципальных образований Нижегородской области;
оперативно-информационный отдел (ОИО Управления) - структурное подразделение государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление по делам ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области" (далее ОИО Управления), осуществляющий взаимодействие с ЦУКС, ЦДДС, дежурно-диспетчерскими службами (ДДС) органов управления (ОУ) территориальной подсистемы и функциональных подсистем (ТП и ФП) РСЧС, расположенных на территории Нижегородской области, ЕДДС муниципальных образований Нижегородской области и ДДС организаций, входящих в единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях Нижегородской области, обобщает их действия и информирует Губернатора Нижегородской области и Правительство Нижегородской области;
авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного процесса, нанесению ущерба окружающей среде;
авария в электроэнергетике - технологическое нарушение на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшее к разрушению или повреждению зданий, сооружений и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву, пожару и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, нарушению в работе релейной защиты и автоматики, автоматизированных систем оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или оперативно-технологического управления либо обеспечивающих их функционирование систем связи, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы;
авария в системе газоснабжения - разрушение сооружения и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ;
авария в системе водоснабжения - повреждение или выход из строя систем водоснабжения, устройств, повлекшие либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения;
авария в системе теплоснабжения - повреждение трубопровода тепловой сети, если в период отопительного сезона это привело к перерыву теплоснабжения социально значимых объектов на срок 36 часов и более;
технологическое нарушение в системе теплоснабжения - нарушение в работе тепловых сетей, которое в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействия на персонал, отклонения параметров энергоносителя, экологического воздействия, объемов повреждения оборудования, других факторов снижения надежности) подразделяется на аварии и инциденты;
инцидент в системе теплоснабжения - отказ или повреждение оборудования и (или) трубопроводов тепловых сетей, отклонения от гидравлического и (или) теплового режимов, нарушение требований федеральных законов и иных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.
II. Общие положения
2.1. Объединенная система оперативно-диспетчерского управления (далее - ОСОДУ) города Дзержинска является подсистемой городского звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС (ТП РСЧС) Нижегородской области и предназначена для организационно-технического объединения дежурных и диспетчерских органов управления служб, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе возникновения или возникновении АС и ЧС иных нарушений в работе городского хозяйства.
2.2. ОСОДУ предназначена для повышения оперативности реагирования, координации действий ДДС городского и объектового уровня различной отраслевой принадлежности при их совместных действиях по ликвидации АС и ЧС, и иных нарушений в работе городского хозяйства.
Управляющим центром в ОСОДУ города является ЕДДС города, которая является вышестоящим органом повседневного управления для всех ДДС по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС и АС, иных нарушениях в работе городского хозяйства, а также по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных и аварийных ситуациях, при устранении иных нарушений в работе городского хозяйства.
2.3. Координационным органом ОСОДУ является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Дзержинска (далее - КЧС и ОПБ города). Постоянно действующим органом управления ОСОДУ является управление по делам ГО и ЧС администрации города.
2.4. В своей деятельности ДДС, входящие в ОСОДУ, руководствуются законодательством Российской Федерации, Нижегородской области, правовыми актами администрации города Дзержинска и решениями КЧС и ОПБ Нижегородской области и города Дзержинска, а также настоящим Положением, приказами и распоряжениями вышестоящих органов управления.
III. Структура ОСОДУ. Основные задачи, права и ответственность, входящих в неё ДДС
3.1. В состав ОСОДУ организационно входят:
- ЕДДС;
- ОДС-050 МКУ "Городское жилье";
- ДДС организаций и учреждений;
- дежурные службы потенциально опасных объектов, расположенных на территории городского округа город Дзержинск.
ЕДДС и ОДС-050 МКУ "Городское жилье" являются управляющими центрами ОСОДУ, через которые администрация города и КЧС и ОПБ администрации города осуществляют оперативное управление ликвидацией ЧС или АС.
3.2. ОСОДУ решает следующие основные задачи:
прием сообщений об угрозе возникновения или факте ЧС (АС) соответствующего уровня, а также обо всех нарушениях в работе городского хозяйства, влияющих на нормальное жизнеобеспечение населения;
организация и поддержание информационного взаимодействия между ДДС, анализ, обобщение и распространение имеющейся у них информации о ЧС и АС;
обеспечение своевременного представления органами управления города достоверной информации о ЧС и АС, нарушениях режима работы городского хозяйства, о сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, данных, необходимых для принятия решений по ликвидации ЧС и АС и других нарушений в работе городского хозяйства;
принятие экстренных оперативных мер по реагированию и ликвидации ЧС и АС, недопущению перерастания локальных чрезвычайных ситуаций в ЧС большего масштаба или незначительных нарушений в работе городского хозяйства в крупные аварийные ситуации;
оповещение ДДС, входящих в ОСОДУ, сил и средств ОСОДУ о переводе в повышенные режимы функционирования, а также оповещение (по отдельным решениям) должностных лиц администрации города и должностных лиц взаимодействующих органов управления в целях оперативного реагирования по устранению ЧС (АС) и иных нарушений в работе городского хозяйства;
обработка и анализ данных обстановки, определение масштабов ЧС (АС), нарушений в работе городского хозяйства и состава ДДС, необходимых для экстренного реагирования на ЧС (АС) и устранения иных нарушений в работе городского хозяйства, распространение в ОСОДУ полученной информации до заинтересованных лиц;
принятие решений на экстренные меры по ликвидации угрозы или возникшей ЧС (АС) в пределах полномочий, установленных вышестоящими органами;
представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в зоне ЧС (АС), иных нарушений в работе городского хозяйства и действиях сил и средств, подготовка вариантов решений по ее ликвидации для вышестоящих органов управления;
доведение установленным порядком оперативных задач до взаимодействующих органов управления при ликвидации ЧС (АС), иных нарушений в работе городского хозяйства, до руководителей аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных бригад, участвующих в ликвидации происшествий и осуществление контроля за их исполнением;
организация взаимодействия между привлекаемыми дежурно-диспетчерскими службами и находящимися в их подчинении силами и средствами;
обобщение информации по городскому округу город Дзержинск о ЧС (АС) и других нарушениях в работе городского хозяйства, ходе работ по их ликвидации и предоставление по подчиненности итоговых докладов за сутки;
информирование об обстановке и принятых мерах ДДС, входящих в ОСОДУ и привлекаемых к ликвидации ЧС (АС), а также взаимодействующих ДДС, доведение до них рекомендаций по взаимодействию и распоряжений (указаний) вышестоящих органов управления;
контроль выполнения мероприятий по ликвидации ЧС (АС) и представление итоговых докладов.
ЕДДС является управляющим центром в ОСОДУ города по вопросам предупреждения и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций.
3.3. ЕДДС, как управляющий центр в рамках ОСОДУ города решает следующие задачи:
прием сообщений о происшествиях, аварийных и чрезвычайных ситуаций, их анализ, обработка и передача в ДДС города для обеспечения реагирования; представление в органы управления городского звена ТП РСЧС Нижегородской области, в КЧС и ОПБ г. Дзержинска и в вышестоящие органы управления РСЧС сообщений о происшествиях, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС);
доведение задач на действия в ЧС (АС) до сил и средств городского звена ТП РСЧС Нижегородской области, контроль их исполнения; получение обобщенных данных об обстановке и действиях сил и средств, распоряжений и указаний на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС (АС);
обобщение и представление итоговой информации за сутки в администрацию города о произошедших ЧС (АС), ходе работ по их ликвидации;
ежемесячно представляет в КЧС и ОПБ города анализ работы по вопросам взаимодействия служб городского звена ТП РСЧС.
3.4. ДДС города, входящие в ОСОДУ, решают следующие задачи: прием сообщений о происшествиях, ЧС (АС), нарушениях в работе городского хозяйства, их анализ и представление в ЕДДС города тех сообщений, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС);
предоставление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в зоне ЧС (АС) и действиях по ее ликвидации в ЕДДС города;
обобщение информации о происшествиях и ЧС (АС), ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности, а также в ЕДДС итоговых докладов.
3.5. Дежурно-диспетчерские службы, входящие в ОСОДУ несут ответственность за оперативность, своевременность и полноту представленной в ЕДДС информации, принимаемых экстренных мер по ликвидации аварийных, чрезвычайных ситуаций, а также по другим нарушениям в городском хозяйстве.
ДДС города должны ежемесячно предоставлять в ЕДДС график дежурства должностных лиц в выходные и праздничные дни.
Руководители организаций и ДДС, входящих в состав этих организаций, виновные в сокрытии, несвоевременном представлении либо представлении заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных и аварийных ситуаций и в несвоевременном принятии мер, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Нижегородской области и нормативными документами города Дзержинска.
3.6. Информация об угрозе возникновения или о возникновении АС (ЧС) передается в ЕДДС в течение 10 минут с момента ее поступления в соответствующую ДДС.
3.7. Задачи, права и ответственность ДДС, входящих в ОСОДУ, определяются соответствующими нормативными документами, регламентирующими деятельность этих служб.
IV. Порядок функционирования ОСОДУ
4.1. ЕДДС, ОДС-050, Дежурно-диспетчерские службы, входящие в состав ОСОДУ, функционируют в трех режимах: повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
4.2. В режиме повседневной деятельности ДДС действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную статистическую информацию о ЧС (АС) и предпосылках к ним ежесуточно к 7.00 (мск) за прошедшие сутки, уточненную информацию по силам и средствам постоянной готовности в соответствии с действующими критериями информации о ЧС (АС).
ЕДДС ведет, уточняет, обновляет единую информационно-справочную базу по основным рискам аварийных и чрезвычайных ситуаций, по силам и средствам постоянной готовности служб города, статистический учет по аварийным и чрезвычайным ситуациям.
ЕДДС имеет право востребовать от ДДС города информацию, касающуюся защиты населения и территорий от чрезвычайных (аварийных) ситуаций техногенного и природного характера.
4.3. При получении сообщений о происшествиях, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновении ЧС (АС), они незамедлительно передаются в ЕДДС.
4.4. При угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации (аварийной ситуации) соответствующие органы управления городского звена ТП РСЧС и их ДДС решением председателя КЧС и ОПБ города переводятся в режим повышенной готовности (наличие реальной угрозы возникновения ЧС или АС) либо в режим ЧС (АС). В этом режиме ДДС действуют в соответствии с инструкцией (соглашением) о порядке взаимодействия с ЕДДС, настоящим Положением и соответствующими ведомственными инструкциями.
4.5. В режиме ЧС (АС) информационное взаимодействие между ДДС,
входящими в ОСОДУ, осуществляется через ЕДДС. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС передаются сведения об угрозе или факте ЧС (АС), сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация через ЕДДС города доводится до всех заинтересованных ДДС (в части, их касающейся).
4.6. Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. По каждому принятому сообщению готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС (АС).
4.7. ЕДДС в соответствии с возложенными на нее задачами имеет право: осуществлять контроль за ходом выполнения восстановительных работ и соблюдением сроков их завершения, в том числе на объектах жизнеобеспечения города в соответствие с перечнем ДДС и организаций, привлекаемых для ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций; требовать (в случае необходимости) выезда на место аварийной, чрезвычайной ситуации первых руководителей предприятий и организаций; получать в установленном порядке информацию и запрашивать необходимые документы, материалы, справки и другие сведения по произошедшим аварийным и чрезвычайным ситуациям.
4.8. При ЧС городского и более высокого уровней и крупных аварийных ситуациях немедленно оповещается и приводится в готовность КЧС и ОПБ города, которая берет на себя управление дальнейшими действиями по ликвидации ЧС (АС). При этом дополнительно разворачивается оперативный штаб ликвидации ЧС (АС), который обеспечивает сбор, обработку и предоставление в КЧС и ОПБ г. Дзержинска собранной информации, а также под ее руководством - подготовку вариантов возможных решений и оперативное управление действиями органов управления, сил и средств городских и объектовых служб.
V. Обеспечение работы ОСОДУ
5.1. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями (соглашениями) об обмене информацией между ЕДДС и взаимодействующими ДДС, утверждаемыми соответствующими руководителями и согласованные председателем КЧС и ОПБ города.
5.2. Для информационного обеспечения работы ОСОДУ создаются базы данных по инфраструктуре города, основным рискам аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по силам и средствам постоянной готовности, материальному и финансовому резерву на предупреждение и ликвидацию ЧС (АС).
Для оперативного принятия решений по ликвидации ЧС (АС), для работы оперативной группы КЧС и ОПБ, данные базы данных передаются в ЕДДС города на безвозмездной основе и без права передачи третьим лицам.
5.3. Для информационного межведомственного взаимодействия применяется АПК "Безопасный город" Нижегородской области на территории городского округа город Дзержинск.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.