Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Губернатора Амурской области
от 27.06.2023 N 157
Кодекс
этики и служебного поведения государственных гражданских служащих области, замещающих должности в аппарате Губернатора области и Правительства области, органах исполнительной власти области и государственных органах области
1. Общие положения
1.1. Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих области, замещающих должности в аппарате Губернатора области и Правительства области, органах исполнительной власти области и государственных органах области (далее - Кодекс), разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1996), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 N R(2000)10 о кодексах поведения для государственных служащих), Федеральных законов от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Закона Амурской области от 13.12.2006 N 261-ОЗ "О государственной гражданской службе Амурской области", а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства, клиентоцентричном подходе профессиональной деятельности государственных гражданских служащих области, замещающих должности в аппарате Губернатора области и Правительства области, органах исполнительной власти области и государственных органах области (далее соответственно - гражданские служащие, государственные органы области).
1.2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться гражданские служащие независимо от замещаемой ими должности в государственных органах области.
1.3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную гражданскую службу области (далее - гражданская служба), обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.
1.4. Каждый гражданский служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
1.5. Целями Кодекса являются установление этических норм и правил служебного поведения гражданских служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, их поведения во внеслужебное время, а также содействие укреплению авторитета гражданских служащих, доверия граждан к государственным органам области и иным органам власти, обеспечение единых норм поведения и внешнего вида гражданских служащих.
1.6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей.
1.7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере гражданской службы, уважительного отношения к гражданской службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности гражданских служащих, их самоконтроля.
1.8. Знание и соблюдение гражданскими служащими положений Кодекса являются одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.
2. Основные принципы и правила служебного поведения гражданских служащих
2.1. Основные принципы служебного поведения гражданских служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на гражданской службе.
2.2. Гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов области;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государственных органов области и гражданских служащих;
3) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа области;
4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;
5) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
6) уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие уполномоченные органы обо всех случаях обращения к гражданскому служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
7) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением гражданской службы;
8) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
9) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
10) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
11) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
12) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении гражданским служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа области;
13) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
14) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов области и иных органов власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
15) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа области, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности гражданского служащего;
16) соблюдать установленные в государственном органе области правила публичных выступлений и представления служебной информации;
17) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа области, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
18) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
19) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности;
20) воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки, либо как согласие принять взятку, либо как просьба о даче взятки.
2.3. Гражданские служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (основной Закон) области, законы и иные нормативные правовые акты области.
2.4. Гражданские служащие в своей деятельности не должны допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
2.5. Гражданские служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.6. Гражданские служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При назначении на должность гражданской службы и исполнении должностных обязанностей гражданский служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
2.7. Гражданский служащий обязан представлять сведения о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.8. Гражданский служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие уполномоченные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью гражданского служащего.
2.9. Гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждение (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются собственностью Амурской области и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган области, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
2.10. Гражданский служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе области норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.11. Гражданский служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
2.12. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим:
1) должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе области либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата;
2) призван принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принимать меры по предупреждению коррупции, не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений;
3) обязан принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;
4) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.
3. Этические правила служебного поведения гражданских служащих
3.1. В служебном поведении гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
3.2. Гражданским служащим при взаимодействии с гражданами, представителями государственных органов области и иных органов власти, организаций, другими гражданскими служащими рекомендуется руководствоваться Стандартом профессионального взаимодействия государственных гражданских служащих области, замещающих должности в аппарате Губернатора области и Правительства области, органах исполнительной власти области и государственных органах области, а также рекомендациями по поведению во внеслужебное время, являющимися приложением N 1 к Кодексу.
3.3. В служебном поведении гражданский служащий воздерживается от:
1) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
2) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
3) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
4) любых действий, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав и (или) освобождения их от обязанностей.
3.4. Гражданские служащие обязаны:
1) эффективно использовать служебное время для достижения наибольшей результативности служебной деятельности;
2) в установленные законодательством Российской Федерации и области сроки принимать обоснованные решения в рамках своей компетенции и нести за них персональную ответственность;
3) перед уходом в отпуск или убытием в служебную командировку оставлять в надлежащем виде служебное место, средства оргтехники и другие материальные ценности, находящиеся в их распоряжении, передавать неисполненные документы непосредственному руководителю для принятия решения о поручении их другому исполнителю;
4) соблюдать нормы делового этикета в общении с гражданами, представителями государственных органов области и иных органов власти, организаций и другими гражданскими служащими при исполнении должностных обязанностей;
5) не отвечать на оскорбления, обвинения или критику встречными обвинениями, оскорблениями, критикой или иными проявлениями агрессии, унижающими честь и достоинство человека;
6) стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;
7) придерживаться речевых норм грамотности, основанных на использовании общепринятых правил русского языка. В речи гражданских служащих неприемлемо употребление неуместных слов и речевых оборотов, нецензурной лексики, резких и циничных выражений оскорбительного характера, выражений, подчеркивающих негативное отношение к людям.
3.5. Гражданскому служащему запрещается курение в помещениях государственных органов области.
3.6. Внешний вид гражданских служащих должен соответствовать Стандарту внешнего вида государственных гражданских служащих области, замещающих должности в аппарате Губернатора области и Правительства области, органах исполнительной власти области и государственных органах области, являющемуся приложением N 2 к Кодексу.
Приложение N 1
к Кодексу этики и служебного поведения
государственных гражданских служащих
области, замещающих должности в
аппарате Губернатора области и
Правительства области, органах
исполнительной власти области и
государственных органах области
Стандарт
профессионального взаимодействия государственных гражданских служащих области, замещающих должности в аппарате Губернатора области и Правительства области, органах исполнительной власти области и государственных органах области, а также рекомендации по поведению во внеслужебное время
1. Государственные гражданские служащие, замещающие должности в аппарате Губернатора области и Правительства области, органах исполнительной власти области и государственных органах области (далее соответственно - гражданские служащие, государственные органы области), обязаны соблюдать права и законные интересы граждан Российской Федерации (далее - граждане), иных органов власти и организаций.
2. Гражданским служащим при взаимодействии с гражданами, представителями государственных органов области и иных органов власти, организаций и другими гражданскими служащими, в том числе в ходе личного приема, необходимо соблюдать следующие стандарты профессионального взаимодействия:
1) начинать разговор с фразы "Как я могу к Вам обращаться?";
2) учитывать социопсихологические особенности собеседника, его возраст;
3) проявлять корректность, вежливость, доброжелательность, внимательность;
4) избегать в речи интонации безразличия, скуки, усталости, незаинтересованности;
5) не использовать в речи нецензурную лексику;
6) обеспечивать эмоциональный комфорт;
7) не перебивать в процессе разговора;
8) избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственных органов области и (или) гражданских служащих;
9) не отвлекаться на телефонный звонок во время взаимодействия (при необходимости извиниться перед собеседником, снять трубку и сообщить абоненту, что свяжетесь с ним позже);
10) не отвлекаться на просмотр видео или прослушивание аудио, а также на переписку в мессенджерах;
11) излагать свои мысли четко и по существу;
12) воздерживаться от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний и обвинений;
13) применять грамотную, ровную, эмоционально нейтральную или позитивно окрашенную речь с краткими и четкими информационными фразами.
3. Гражданским служащим при взаимодействии с гражданами, государственными органами области и иными органами власти, организациями в ходе телефонного разговора рекомендуется применение типовых сценариев (скриптов) входящего (исходящего) звонка, являющихся приложениями N 1, N 2 к настоящему Стандарту.
4. В ходе телефонного разговора гражданские служащие должны соблюдать следующие требования:
1) поприветствовать собеседника, представиться с указанием своих фамилии, имени и отчества, должности и наименования государственного органа области, а затем уточнить суть вопроса собеседника;
2) использовать грамотную, ровную, эмоционально нейтральную или позитивно окрашенную речь с краткими и четкими информационными фразами;
3) не проявлять интонации безразличия, скуки, усталости, незаинтересованности;
4) не использовать в ре
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Амурской области от 27 июня 2023 г. N 157 "О внесении изменений в постановление Губернатора Амурской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.