Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Специфика проявления групп видов спорта
Характерная особенность любого вида спорта заключается в соревновательной деятельности, основанной на достижении высокого спортивного результата [16].
Достижение высоких спортивных результатов базируется на взаимосвязанных механизмах обеспечения различных сторон подготовленности спортсмена, обеспечивающих техническое мастерство в избранном виде спорта [2, 6].
В соответствии с классификацией Л.П. Матвеева (1977), выделяют шесть групп видов спорта:
- первая группа включает виды спорта, для которых характерна двигательная активность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта с проявлением двигательной активности;
- вторая группа видов спорта связана с управлением специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах спорта во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;
- третья группа видов спорта связана с условиями поражения цели из специального оружия (стрелковые виды спорта, дартс);
- четвертая группа видов спорта сопоставима с результатами модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);
- пятая группа видов спорта основана на абстрактно-логическом обыгрывании соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);
- шестая группа видов спорта характеризуется как многоборья, в число которых входят спортивные дисциплины из различных видов спорта (спортивное ориентирование, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).
Следует выделить виды спорта в соответствии со спецификой их проявления: сложно-координационные, циклические, скоростно-силовые, игровые, единоборства, многоборья.
К сложно-координационным видам спорта относят гимнастику спортивную, гимнастику художественную, фигурное катание, акробатику, прыжки на батуте, синхронное плавание, фристайл и др. Особенность сложно-координационных видов спорта обусловлена постоянным усложнением выполняемых технических действий. Выявление победителя в сложно-координационных видах спорта заключается в сравнении сложности, качества и эстетичности исполнения двигательных действий спортсмена, при этом выделяют индивидуальные, парные и командные выступления спортсменов [13].
К циклическим видам спорта относят бег на короткие дистанции, бег на длинные дистанции, марафонский бег, бег эстафетный, биатлон, велоспорт, греблю академическую, греблю на байдарках и каноэ, конькобежный спорт, легкую атлетику, спортивную ходьбу, лыжный спорт, лыжные гонки, плавание. Особенностью циклических видов спорта является цикличное повторение движений для перемещения собственного тела в пространстве. В циклических видах спорта спортсмены передвигаются, изменяя скорость перемещения (ускорения, бег за лидером) для достижения лучших результатов. Выделяют индивидуальные и командные выступления спортсменов [21].
К скоростно-силовым видам спорта относят прыжки, метания, при выполнении которых оптимальное сочетание двигательного потенциала и рациональной техники приводит к высокому результату. В соревновательных выступлениях фиксация спортивного результата выражается в высоте прыжка, дальности метания) [3, 21].
К силовым видам спорта относят армрестлинг, пауэрлифтинг (силовое троеборье), гиревой спорт, тяжелую атлетику. В силовых видах спорта соревнование сводится к сопоставлению силовых качеств участников в поднятии тяжестей. Основное содержание учебно-тренировочного процесса составляют упражнения для развития силы, взрывной силы, гибкости [20].
К игровым видам спорта относят футбол, гандбол, волейбол, баскетбол, хоккей, теннис, бадминтон и др. Выделяют командные и лично-командные спортивные игры, которые имеют различия по характеру взаимоотношений участников игры: между партнерами - игроками одной команды; между соперниками - игроками противоборствующих команд. По этому признаку выделяют две группы спортивных игр: первая - игры с непосредственной борьбой и соприкосновением с соперником; вторая - игры без непосредственного соприкосновения с соперником. Для игр первой группы характерно стремление овладеть мячом (шайбой) и направить его в цель (футбол, гандбол, баскетбол и др.). Для игр второй группы характерно поочередное владение мячом, стремление послать мяч на сторону соперника, чтобы игроки не смогли его отыграть (волейбол, теннис и др.). Выделяют также игры с поочередным участием игроков и беспрепятственным выполнением ролей, отведенных каждой из соперничающих команд (городки, лапта, гольф, керлинг). В игровых видах спорта выделяют технику нападения (атаки) и технику защиты (обороны). К основным техническим приемам относят подачу, передачу, прием, ведение, ударные движения при подаче [2, 6].
К единоборствам относят бокс, борьбу вольную, греко-римскую борьбу, самбо, дзюдо, тхэквондо и др. В единоборствах обязателен физический контакт между двумя соревнующимися. Цель единоборства - действуя в рамках оговоренных правил, проводить приемы, которые могут причинить сопернику максимальное физическое воздействие, либо поставить соперника в невыгодное положение, а также, соответственно, защититься от аналогичных приемов соперника. В единоборствах выделяют технику нападения и технику защиты [13].
Техника выполняемых действий ориентирована на требования вида спорта в соответствии с решением задач основного соревновательного упражнения, критерием успешности которой является безошибочное ее выполнение.
Контроль учебно-тренировочной деятельности может быть проведен ежедневно, в процессе которого можно отнести объемные требования и степень напряжения организма спортсмена. К числу измеряемых показателей общей и специальной подготовленности можно отнести проявление быстроты, силы, координации, гибкости, выносливости.
Разработка научно обоснованных предложений к содержанию программ контроля может быть согласована со спецификой групп видов спорта. Оценка показателей тренированности спортсменов может опираться на качественную основу их технической, физической, функциональной подготовленности при сдаче контрольно-переводных нормативов. Нормативные требования спортивной подготовленности спортивного резерва опираются на продолжительность прохождения этапов спортивной подготовки в соответствии с возрастными требованиями, этапом подготовки, годичным периодом и качественным освоением учебного материала.
Качественное развитие тренированности спортсменов спортивного резерва может решать частные проблемы регуляции функциональных систем организма, касающиеся сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной системы, опорно-двигательного аппарата, обеспечивающие успешность спортивной деятельности.
Организация контроля спортивного резерва может включать связанные между собой элементы:
- разработку программ проведения контроля и оценки технической, физической и подготовленности спортсменов;
- определение сроков проведения тестовых мероприятий в соответствии с поставленными задачами;
- рейтинговую оценку уровня показателей технической, физической и функциональной подготовленности с учетом преимущественных и недостающих значений на основе их динамики в течение годичного цикла или этапов спортивной подготовки;
- принятие обоснованных решений по коррекции учебно-тренировочного процесса в соответствии с показателями технической, физической и функциональной подготовленности.
Оптимизация учебно-тренировочного процесса в условиях дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта может опираться на результаты обследований, с помощью которых можно оценить адаптивные возможности организма к тренировочным нагрузкам.
Оценка показателей технического мастерства, физической и функциональной подготовленности спортивного резерва может опираться на определении уровня их подготовленности в соответствии с запросами вида спорта. В процессе тренировочных воздействий необходимо учитывать индивидуальные биологические и психофизические показатели, параметры которых обусловлены генетически, а также формируются под влиянием внешних педагогических воздействий.
Повышению эффективности учебно-тренировочного процесса способствует определение модельных характеристик, отражающих высокий потенциал спортсменов на этапах спортивной подготовки в соответствии с требованиями вида спорта.
Систематизация информативных показателей общей, специальной, технико-тактической и психологической подготовленности спортивного резерва способствует оптимизации содержательной базы учебно-тренировочного процесса, что в значительной степени способствует повышению спортивного результата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.