Решение Челябинского областного суда от 14 декабря 2022 г. по делу N 3а-275/2022
УИД 74OS0000-01-2022-000336-78
Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Лопаткиной Л.А., при секретаре судебного заседания Мельник А.А., с участием старшего прокурора отдела управления прокуратуры Челябинской области Гиззатуллина Д.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Раут" к Министерству имущества Челябинской области о признании не действующим в части приказа от 24.12.2020 N 216-П, установил:
ООО "Раут" обратилось в суд с административным иском к Министерству имущества Челябинской области о признании недействующим со дня принятия пункта 1103 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 24.12.2020 N 216-П (далее - Перечень), исключении помещения с кадастровым номером 74:36:0509016, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 25, пом. 36, из Перечня.
В обоснование административного иска указано, что помещение с кадастровым номером 74:36:0509016:66 является чердачным, не использовалось и не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, административным ответчиком данное помещение необоснованно отнесено к административно-деловому центру, что повлекло увеличение налоговых обязательств у заявителя, в связи с чем, оспариваемым приказом нарушены права административного истца.
Представитель административного истца Строганов М.И. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал.
Представитель административного ответчика Батуева А.М. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Представитель заинтересованного лица ИФНС по Центральному району города Челябинска в судебное заседание при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного и не явившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение участвующего в деле прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Пунктом 2 постановления Правительства Челябинской области от 29.01.2016 N 35-П "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" Министерство имущества Челябинской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Подпунктами 70, 72, 72.1 пункта 11 Положения о Министерстве имущества Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 10.12.2014 N 233, к функциям Министерства имущества Челябинской области отнесено:
определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее именуется - перечень объектов недвижимого имущества);
размещение перечня объектов недвижимого имущества на своем официальном сайте или на официальном сайте Челябинской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
осуществление мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно подпункту 9 пункта 16 Положения о Министерстве имущества Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 10.12.2014 N 233, Министр издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, принимает решения, проводит совещания, а также в случаях, установленных федеральными законами и (или) законами Челябинской области, издает приказы нормативного характера.
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами регионального законодательства, суд приходит к выводу о том, приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 24.12.2020 N 216-П "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2021 год" принят в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа в установленном законом порядке, по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
В ходе судебного заседания судом установлено, что оспариваемый правовой акт в газете "Южноуральская панорама" и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru опубликован не был.
Вместе с тем, по мнению суда, выявленное нарушение требований к порядку введения оспариваемого постановления в действие (не опубликован в официальном печатном издании) не является достаточным основанием для признания его недействующим.
Как разъяснено в абзацах третьем, четвертом пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Частью 4 статьи 14 Закона Челябинской области от 30.05.2002 N 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области" (действовавшего на момент принятия оспариваемого акта) предусматривалось, что официальным опубликованием закона области и иного нормативного правового акта области считается первая публикация их полных текстов в официальном издании органов государственной власти Челябинской области или их первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Судом установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что нормативный правовой акт в полном объеме опубликован 24.12.2020 на официальном сайте Министерства имущества Челябинской области.
При таких данных у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим по мотиву нарушения порядка его опубликования, поскольку у всех заинтересованных лиц, в том числе административного истца, права и свободы которых он затрагивает, имелась возможность ознакомиться с его содержанием.
ООО "Раут" оспаривает ошибочное включение в Перечень помещения с кадастровым номером 74:36:0509016:66, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 25, пом. 36, поскольку оно является чердачным, не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
С таким выводом административного истца согласиться нельзя по следующим основаниям.
Условия отнесения зданий к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, определены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Критерии отнесения зданий к объектам налогообложения, указанным в данном пункте, перечислены в пунктах 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость (определения от 23.06.2015 N 1259-О, от 26.11.2018 N 3058-О, от 19.12.2019 N 3525-О, от 30.01.2020 N 8-О и др.).
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных указанной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пунктов 2, 3 статьи 2 Закона Челябинской области от 25.11.2016 N 449-ЗО "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) площадью 1500 квадратных метров и более и помещения в них площадью 1500 квадратных метров и более;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания площадью 1500 квадратных метров и более.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежат включению такие объекты недвижимого имущества, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение (чердак) общей площадью 2234,6 кв. м с кадастровым номером 74:36:0509016:66 по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 25, пом. 36.
Данный объект недвижимости расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 74:36:0509016:33, расположенным по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 25.
Нежилое здание с кадастровым номером 74:36:0509016:33 имеет шесть этажей, в том числе один подземный, расположено на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0509016:210, помещения в нем принадлежат нескольким собственникам.
На основании Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 29.01.2016 N 35-П, должностным лицом Министерства имущества Челябинской области проведено мероприятие по определению вида фактического использования объекта недвижимости и составлен акт использования нежилого здания с кадастровым номером 74:36:0509016:33 по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 25.
Из данного акта следует, что нежилое здание кадастровым номером 74:36:0509016:33 фактически используется для размещения офисов, объектов общественного питания (66,44%, из которых 59,19% используется для размещения офисов, 7,25% - для размещения объектов общественного питания).
Таким образом, нежилое здание с кадастровым номером 74:36:0509016:33 по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 25, отвечает критериям подпункта 1 пункта 1, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 2 Закона Челябинской области от 25.11.2016 N 449-ЗО "О налоге на имущество организаций", в связи с чем включено в Перечень под номером 1098.
Факт отнесения нежилого здания с кадастровым номером 74:36:0509016:33 к административно-деловому центру и торговому центру и включения его в Перечень стороной административного истца в судебном заседании не оспаривались.
В свою очередь, на момент утверждения оспариваемого Перечня принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером 74:36:0509016:66 входило в состав здания, обладающего признаками административно-делового и торгового центра и включенного в Перечень.
Указанное является одним из условий, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 2 Закона Челябинской области от 25.11.2016 N 449-ЗО "О налоге на имущество организаций", наряду со вторым условием - размером площади нежилого помещения, для включения принадлежащего административному истцу помещения в оспариваемый Перечень.
Доводы административного истца о технологическом назначении спорного нежилого помещения отклоняются судом, поскольку оно не может рассматриваться отдельно от нежилого здания с кадастровым номером 74:36:0509016:33, частью которого является.
На основании изложенного, проанализировав оспариваемый нормативный правовой акт, суд пришел к выводу, что приказ Министерства имущества Челябинской области от 24.12.2020 N 216-П "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2021 год" в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Раут" к Министерству имущества Челябинской области о признании не действующим пункта 1103 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущества Челябинской области от 24.12.2020 N 216-П, отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Раут" государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по квитанции от 04.10.2022.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2022.
Председательствующий |
Л.А. Лопаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Челябинского областного суда от 14 декабря 2022 г. по делу N 3а-275/2022 Ключевые темы: условия отнесения зданий к объектам налогообложения - чердачное помещение - налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости
Опубликование:
-