г. Краснодар |
|
22 марта 2017 г. |
Дело N А53-30765/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Айбатулина К.К. и Трифоновой Л.А., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Керелюк А.Л., при участии от истца - акционерного общества "Теплокоммунэнерго" (ИНН 6165199445, ОГРН 1166196063307) - Майсурадзе Л.К. (доверенность от 10.02.2017), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "УК МПП ЖКХ-5" (ИНН 6161069773, ОГРН 1136193008104) - Харитонова С.В. (доверенность от 18.04.2016), в отсутствие третьего лица - акционерного общества "Единый информационно-расчетный центр", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК МПП ЖКХ-5" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.06.2016 (судья Запорожко Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2016 (судьи Герасименко А.Н., Стрекачев А.Н., Сулименко Н.В.) по делу N А53-30765/2015, установил следующее.
МУП "Теплокоммунэнерго" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО "УК МПП ЖКХ-5" (далее - компания) о взыскании 548 143 рублей 16 копеек долга за потребленную в сентябре 2015 года тепловую энергию, 4213 рублей 66 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 20.10.2015 по 15.11.2015, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму 548 143 рубля 16 копеек, начиная с 16.11.2015 по день фактической уплаты денежных средств (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Единый информационно-расчетный центр", произведена процессуальная замена истца - предприятия на правопреемника (АО "Теплокоммунэнерго"; далее - общество).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.06.2016 с компании в пользу общества взыскано 528 143 рубля 16 копеек долга, 4089 рублей 91 копейка процентов за пользование чужими денежными средствами с 20.10.2015 по 15.11.2015, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму 528 143 рубля 16 копеек с 16.11.2015, 50 тыс. рублей судебных расходов по оплате услуг представителя и 13 645 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Дополнительным решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2016 с компании в пользу общества взыскано 20 тыс. рублей долга, 123 рубля 75 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 20.10.2015 по 15.11.2015 и проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму 20 тыс. рублей с 16.11.2015 по день фактической уплаты долга.
Судебные акты оставлены без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2016.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что судами не учтены имеющиеся между сторонами разногласия в размере 646 418 рублей 42 копеек. Определяя объем полученной энергии в сентябре 2015 года, истец необоснованно не принимает во внимание показания индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения, установленных у части потребителей, которые проживают в не оборудованных общедомовыми узлами учета тепловой энергии многоквартирных домах.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, 01.04.2015 истец (теплоснабжающая организация) и ответчик (абонент) заключили договор теплоснабжения N 277/1, согласно которому теплоснабжающая организация обязалась передавать через присоединенную сеть тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду на объекты абонента - многоквартирные дома, расположенные в г. Ростове-на-Дону, по адресам: ул. Волкова, 4; ул. Волкова, 4/1; ул. Волкова, 6; ул. Волкова, 10/1; ул. Волкова, 10/3; ул. Капустина, 22; ул. Капустина, 28/1; ул. Капустина, 26/2; ул. Капустина, 26/1, ул. Капустина, 10, ул. Борко 6/2.
Окончательный расчет за фактически потребленные энергоресурсы производится абонентом до 20 числа месяца, следующего за расчетным, на основании платежно-расчетных документов (счет-фактура, акт приема-передачи), выставленных предприятием (пункт 6.2 договора).
28 сентября 2015 года истец направил ответчику расчетно-платежные документы и отчет об объемах фактически поставленной тепловой энергии за сентябрь 2015 года.
Согласно подписанному сторонами акту от 30.09.2015 В-006428 и карточке счета ответчика 62.01 за период с 01.09.2015 по 28.03.2016 в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, в сентябре 2015 года передана тепловая энергия на 1 674 143 рубля 16 копеек.
Ответчик уплатил 1 126 тыс. рублей платежными поручениями от 30.09.2015 N 1856, от 30.09.2015 N 15139, от 30.09.2015 N 15204, от 01.10.2015 N 15253, от 05.10.2015 N 15341, от 06.10.2015 N 15424, от 20.10.2015 N 15533, от 08.10.2015 N 15574, от 14.10.2015 N 2009, от 23.10.2015 N 16920, от 26.10.2015 N 17039, от 28.10.2015 N 17250, от 29.10.2015 N 17298 и от 30.10.2015 N 2189.
Суды сочли требования общества обоснованными по праву и размеру. Довод ответчика о наличии у части собственников квартир индивидуальных счетчиков отклонен со ссылкой на то, что компания не представила соответствующие показания в установленный срок, поэтому расчет объема потребления в многоквартирных домах, где отсутствуют общедомовые приборы, произведен по нормативам.
Вместе с тем суды не учли следующее.
В рассматриваемом случае объектами потребления энергии в виде горячего водоснабжения являются многоквартирные дома. В связи с этим нормы, регулирующие отношения соответствующего энергоснабжения, должны применяться с учетом норм жилищного законодательства.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги, который рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), с принятием которых изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно подпункту "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, указанной в приложении.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Правила N 354 также устанавливают, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Указанная формула также включает в себя показатель объема (количества) потребленного за расчетный период коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета.
Таким образом, в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета положения подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 в совокупности с пунктом 42 Правил N 354 свидетельствуют о необходимости учета при определении объема оказанных ресурсоснабжающей организацией услуг сведений об объемах потребления квартирами, определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 15259/13.
Возражая против заявленных требований, компания представила в суд первой инстанции поквартирные показания индивидуальных приборов учета в спорных многоквартирных домах.
Оснований считать недостоверной информацию, предоставленную ответчиком о начислениях за горячее водоснабжение, не имеется. Кроме того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции истец имел возможность проверить представленные сведения, однако своими правами не воспользовался (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Достоверность сведений, отражающих показания индивидуальных приборов учета, не должна ставиться в зависимость от нарушения абонентом предусмотренного договором срока и порядка предоставления такой информации.
При этом необходимо принимать во внимание, что управляющая компания, не являющаяся производителем коммунальных ресурсов, при заключении договора энергоснабжения обслуживаемого ею жилого дома действует не в собственном экономическом интересе, а в интересах граждан - жильцов дома, поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг, в том числе и в отношении порядка определения объема подлежащего оплате энергоснабжения при отсутствии приборов учета, не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям. Иное привело бы к различному определению объема энергоснабжения в отношениях между ее конечными потребителями и управляющей компанией и между управляющей компанией и энергоснабжающей компанией и, как следствие, - к неосновательному обогащению либо убыткам управляющей компании, не имеющей иных источников оплаты стоимости энергии за исключением оплаты, получаемой от жильцов (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2380/10, от 24.07.2012 N 3993/12).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 названных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом данных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, расчеты истца, произведенные без учета показаний индивидуальных приборов учета, недостоверны, поскольку противоречат изложенным ранее требованиям действующего законодательства.
Поскольку суды не проверили правильность расчета объема потребления тепловой энергии с учетом жилищного законодательства и норм материального права об оказании коммунальных услуг, решение и постановление надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку доводам участвующих в деле лиц, разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.06.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2016 по делу N А53-30765/2015 отменить, дело направить на ново рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.