г. Краснодар |
|
22 марта 2017 г. |
Дело N А32-22979/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании истца - Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" (ИНН 7708652888, ОГРН 1077762014110) - Шуляковского В.Н. (доверенность от 18.01.2017), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Брюховецкое водопроводное хозяйство" (ИНН 2327009679, ОГРН 1052315290961) - Дроги А.А. (доверенность от 11.08.2016), рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 (судьи Еремина О.А., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-22979/2016, установил следующее.
ФГБУ "Россельхозцентр" (далее - учреждение) обратилось с заявлением к ООО "БВХ" (далее - общество) об обязании не чинить препятствия по предоставлению коммунальных услуг (водоснабжения) и обеспечить надлежащее выполнение условий договора на отпуск питьевой воды от 01.02.2006 N 57, пунктов 1.1, 2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3; опломбировать прибор учета водопотребления Брюховецкого районного отдела филиала учреждения по Краснодарскому краю, установленный по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, ст. Брюховецкая, ул. Гоголя, 105, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2016 (судья Березовская С.В.) требования удовлетворены в связи с тем, что обществом произведено незаконное отключение водоснабжения объектов учреждения. Требование о получении технических условий на подключение объекта, подключенного к сетям водоснабжения с 1971 года, неправомерно. Действия ответчика, выразившиеся в экономически и технологически необоснованном отказе (уклонении) от выполнения мероприятий по опломбированию прибора учета холодной воды на объекте истца, привели к ущемлению интересов учреждения и противоречат требованиям пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.12.2016 решение суда от 07.09.2016 отменено, в удовлетворении требований отказано. Судебная коллегия взыскала с учреждения в пользу общества 3 тыс. рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что получение технических условий на проектирование узла учета воды предусмотрено Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - правила N 776). Учреждение не представило доказательств погашения задолженности, послуживших основанием для прекращения водоснабжения. Апелляционный суд, отказывая в удовлетворении требования об обязании ответчика опломбировать установленный истцом прибор учета, исходил из того, что в рассматриваемом случае замена прибора учета воды произведена в нарушение требований, установленных пунктом 8 Правил N 776.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение суда. По мнению заявителя, судебная коллегия не учла, что действующим законодательством 60 дней отводится только на поверку или замену прибора учета; срок получения технических условий в действующем законодательстве не указан. Учреждение полагает, что из требований общества следует, что всякий раз, когда истекает межповерочный интервал приборов учета, абонент должен получать технические условия на проектирование узла учета и соответствующие последующие действия. Апелляционная инстанция не учла пункты 9, 29 правил N 776, которые обязывают общество выполнить мероприятия по опломбированию прибора учета холодной воды без получения технических условий на установку прибора учета, что подтверждается актом прокурорского реагирования по результатам проведенной прокуратурой Брюховецкого района Краснодарского края по вопросу отказа обществом в опломбировании прибора учета холодной воды. Учреждение настаивает на том, что общество искусственно, используя свое доминирующее положение, затягивая исполнение своих обязательств, создает ситуацию по принуждению получения истцом технических условий.
В отзыве общество просит оставить без изменения апелляционное постановление как законное и обоснованное, а кассационную жалобу учреждения - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Суды установили, что 01.02.2006 стороны заключили договор N 57 на отпуск питьевой воды (далее - договор N 57), согласно которому общество обязалось подавать учреждению через присоединенную сеть питьевую воду, а последнее - оплачивать ее и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением холодной (питьевой) воды.
В соответствии с пунктом 2.2.1 договора абонент обязался иметь прибор учета на водопроводном вводе, который находится в его хозяйственном ведении и обслуживании. При отсутствии средства измерения (водомера) установить его в срок до 01.03.2006.
В результате обследования прибора учета воды СВК-15-3 представителями общества с участием представителей учреждения установлено истечение межповерочного срока, составлен акт от 23.04.2015 (т. 1, л. д. 15). Абоненту предписано получить технические условия и заменить прибор учета в течение 60 дней.
08 июня 2015 года учреждение направило обществу заявление об опломбировании прибора учета водопотребления - водомер ЭКО-15 заводской номер 140057526, расположенный по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, ст. Брюховецкая, ул. Гоголя, 105 (т. 1, л. д. 16). Заявление получено обществом 09.06.2015.
Повторно заявление абонентом направлено 30.06.2015 и получено обществом 01.07.2015 (т. 1, л. д. 18).
В ответ на обращения учреждения общество направило претензию об оплате потребляемой воды по пропускной способности трубопровода (т. 1, л. д. 19).
Письмом от 01.09.2015 учреждение возразило против расчета количества потребляемой воды по пропускной способности трубопровода (т. 1, л. д. 20 - 21).
Письмом от 04.09.2015 (т. 1, л. д. 22 - 23) общество сообщило об отказе опломбировать прибор учета, в связи с неполучением абонентом технических условий на установку и замену прибора учета.
20 октября 2015 года общество отключило подачу воды абоненту, предварительно уведомив последнего 12.10.2015 (уведомление от 12.10.2015 N 135).
Полагая, что указанные действия организации водопроводно-канализационного хозяйства являются незаконными, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
В силу пункта 6 части 5 статьи 13 Закона N 416-ФЗ к существенным условиям договора водоснабжения относится, в том числе и порядок осуществления учета поданной воды.
Согласно части 11 статьи 7 Закона N 416-ФЗ горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В части 2 статьи 20 Закона N 416-ФЗ установлено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц (часть 5 статьи 20 Закона N 416-ФЗ).
В пункте 4 Правил N 776 определено, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.
Судами правильно установлено, что спор между сторонами возник в связи с заменой абонентом прибора учета без получения технических условий и установкой узла учета в нарушение пункта 2.2.1 договора.
В силу пункта 8 Правил N 776 установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;
в) допуск к эксплуатации узла учета;
г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;
д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.
Апелляционным судом правильно указано, что нормы об оборудовании объектов абонента узлами учета при условии обязательного получения соответствующей технической документации на проектирование узла учета, содержались и ранее в разделе IV Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
На этом основании суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования об обязании общества опломбировать прибор учета и возобновить подачу воды, мотивировав данный вывод доказанностью неисполнения учреждением установленной Правилами N 776 обязанности по получения технических условий на проектирование и замену узла учета воды и оплате объема полученной воды, рассчитанной по Правилам N 776.
Отклоняя довод учреждения о распространении действия пункта 8 Правил N 776 на случай замены узла учета воды, тогда как в спорном случае абонентом произведена замена только водомера, апелляционная инстанция правильно сослалась на часть 4 статьи 20 Закона N 416-ФЗ, из смысла которой следует, что прибор учета является узлом учета, поэтому при замене водомера, абонент должен руководствоваться нормами пункта 8 Правил N 776.
Суд апелляционной инстанции установил, что пунктом 2.2.1 договора от 01.02.2006 N 57 на отпуск питьевой воды предусмотрено, что абонент обязан иметь прибор учета на водопроводном вводе, который находится в его хозяйственном ведении и обслуживании, при отсутствии средства измерения (водомера) абонент обязан установить его в срок до 01.03.2006.
Судебная коллегия учла возражения общества о том, что спорный прибор учета установлен абонентом в нарушение Правил N 776 и пункта 2.2.1 договора не на водопроводном вводе, ранее прибор учета был установлен в здании гаража абонента, что отражено в акте от 23.04.2015.
Как пояснил в судебном заседании апелляционной инстанции 21.11.2016 представитель истца, установка прибора учета на водопроводном вводе невозможна, поскольку ввод находится под землей, установка прибора учета в обусловленном договором месте не позволит осуществлять съем показаний прибора учета.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 776 в случае, если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.
Таким образом, установка прибора учета не в месте водопроводного ввода позволяет учитывать потери в водопроводной сети, что не противоречит названным Правилам N 776.
Однако суд апелляционной инстанции правильно указал на непредставление доказательств отсутствия технической возможности по установке прибора учета в указанном в пункте 2.2.1 договора месте.
Поскольку доказательства соблюдения требований пункта 8 Правил N 776 истец в материалы дела не представил, указанные обстоятельства установки прибора учета не имеют правового значения для рассмотрения данногоо спора.
Признавая необоснованной ссылку суда первой инстанции на Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), апелляционная инстанция верно указала, что Правила N 83 применяются к отношениям, связанным с подключением объектов капитального строительства к инженерным сетям. Между тем, в рассматриваемом случае отношения сторон связаны с заменой прибора учета воды на объекте, присоединение которого к водопроводным сетям состоялось ранее.
Рассматривая эпизод в части требования о понуждении ответчика обеспечить подачу питьевой воды в соответствии с условиями договора N 57 на отпуск питьевой воды, судебная коллегия обоснованно исходила из следующего.
Уведомлением от 12.10.2015 общество сообщило абоненту о том, что в связи с наличием задолженности за потребленную воду с 20.10.2015 предоставление указанной коммунальной услуги будет временно прекращено (т. 1, л. д. 27 - 28).
Уведомление о временном прекращении подачи воды направлено также администрации Брюховецкого сельского поселения, Территориальному отделу Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском, Каневском районах, ФГКУ "13 отряд Федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю".
В соответствии с пунктом 60 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в статье 21 Закона N 416-ФЗ.
Перечень лиц, подлежащих уведомлению о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки сточных вод, сроки уведомления о временном прекращении или ограничении, сроки снятия такого прекращения или ограничения определяются в соответствии с положениями Закона N 416-ФЗ. Уведомление указанных лиц осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации. В таком уведомлении организация водопроводно-канализационного хозяйства указывает:
а) причины временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) сточных вод;
б) предполагаемый срок, по истечении которого будет возобновлено холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировка холодной воды, сточных вод;
в) перечень абонентов, в отношении которых временно прекращено или ограничено холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 61 правил N 644).
В силу части 3 статьи 21 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.
В случае, если в течение 60 дней со дня прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения по причинам, предусмотренным пунктом 5 части 1, пунктами 4, 8 и 9 части 3 данной статьи, абонент не устранил указанных причин, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоснабжения и (или) водоотведения в одностороннем порядке (часть 6 статьи 21 Закона N 416-ФЗ).
Судебная коллегия учла пояснения сторон и установила, что по истечении 60 дней с момента установления факта истечения межповерочного интервала прибора учета воды, расчет количества потребленной воды производился расчетным способом, то есть по пропускной способности водопроводного ввода (претензия от 14.08.2015, акт от 24.07.2015 N 2849 - т. 1, л. д. 137 - 138).
Оплата начисленной задолженности абонентом не производилась.
Поскольку новый узел учета смонтирован абонентом на месте, отличном от установленного пунктом 2.2.1 договора с нарушением Правил N 776, без разрешительной документации, судебная коллегия сделала обоснованный вывод о том, что общество правомерно применило в расчетах за водопотребление учреждением положения пунктов 14 - 16 Правил N 776 по пропускной способности водопроводного ввода.
Учитывая, что на момент временного прекращения водоснабжения у абонента имелась задолженность по оплате поставленной воды, порядок прекращения водоснабжения обществом соблюден.
В связи с тем, что доказательства погашения задолженности абонент не представил, апелляционный суд обоснованно отказал в удовлетворении требования об обязании исполнить договор в части подачи холодной воды.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении апелляционным судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 по делу N А32-22979/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.