г. Краснодар |
|
23 марта 2017 г. |
Дело N А32-18766/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьих лиц: администрации муниципального образования город-герой Новороссийск, открытого акционерного общества "Новороссийский судоремонтный завод", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2016 (судья Сумин Д.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2016 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-18766/2016, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) о признании незаконным изложенного в письме от 04.04.2016 N 23/001/055/2016-391 решения об отказе в государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0206002:3, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Сухумское шоссе; возложении на заинтересованное лицо обязанности по осуществлению государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город-герой Новороссийск (далее - администрация) и ОАО "Новороссийский судоремонтный завод" (далее - общество).
Решением от 30.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.11.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству и не нарушает права заявителя, поскольку обусловлен непредставлением правоустанавливающего документа на регистрируемый объект недвижимости. Из представленных на государственную регистрацию документов невозможно установить факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 23:47:0206002:3 в границах участка, предоставленного обществу в соответствии с решениями Исполнительного комитета Новороссийского городского Совета депутатов трудящихся от 02.08.1974 N 15 и 15.03.1974 N 5. Заявитель документально не подтвердил, что земельный участок в границах участка с кадастровым номером 23:47:0206002:3 был изначально необходим для эксплуатации объектов общества.
В кассационной жалобе территориальное управление просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на незаконности отказа управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской федерации на спорный земельный участок. Имущество правопредшественника общества приватизировано из федерального уровня собственности согласно плану приватизации. Доказательства принадлежности объектов муниципальному образованию материалы дела не содержат. Согласно акту осмотра, на спорном земельном участке находятся используемые обществом крановая эстакада N 1 площадью 2195,2 кв. м и железнодорожный путь к блоку N 2 протяженностью 927 м (право собственности зарегистрировано на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 25.04.2007 N 185-ПГ/Э, акта приемки законченного строительством объекта от 17.01.2000 N 1, плана приватизации от 27.10.1992), а также металлические ворота, пропускной пункт, асфальтированная дорога, шлагбаум. Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0206002:3 является федеральной собственностью, с учетом положений статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Судебное разбирательство проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, территориальное управление 25.02.2016 обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0206002:3, приложив доверенность представителя от 02.02.2016, кадастровый паспорт земельного участка от 11.12.2015 N 2343/12/15-1420892, решения Исполнительного комитета Новороссийского городского совета депутатов трудящихся от 15.03.1974 N 5, от 02.08.1974 N 15, а также план приватизации общества от 27.10.1992.
Уведомлением от 04.03.2016 государственная регистрация приостанавливалась на срок до 03.04.2016 по мотиву непредставления правоустанавливающего документа, подтверждающего отнесение заявленного на регистрацию участка к собственности Российской Федерации (т. 1, л. д. 83, 84).
Сообщением от 04.04.2016 N 23/001/055/2016-391 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0206002:3 отказано ввиду неустранения причин, послуживших основанием приостановления государственной регистрации (т. 1, л. д. 9, 10).
Полагая, что отказ управления Росреестра не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, территориальное управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Разрешая возникший спор, судебные инстанции правомерно исходили из того, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Кодекса).
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (возникновения, прекращения) прямо закреплена в пункте 5 статьи 2 и пункте 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно положениям пункта 1 статьи 17 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; далее - ЕГРП (статья 18 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 13 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), и установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с данным Законом.
Основания для отказа в государственной регистрации прав закреплены в статье 20 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Статья 30.1 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ определяет, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
Согласно пункту 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - Перечень) на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; кадастровый план земельного участка; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти, органом местного самоуправления или их предшественниками. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции указали на отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:47:0206002:3, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Сухумское шоссе, к федеральному уровню собственности, признав отказ управления Росреестра, изложенный в письме от 04.04.2016 N 23/001/055/2016-391, соответствующим Закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения от 30.08.2016 и апелляционного постановления от 16.11.2016 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся по делу судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2016 по делу N А32-18766/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не
превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.