Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить особенности охраны лесов от загрязнения отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, несанкционированно размещенными на лесных участках.
По результатам рассмотрения законопроекта сообщаем следующее.
Проектом предлагается возложить на лиц, использующих леса в порядке, предусмотренном статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), обязанность по обеспечению осуществления мероприятий по погрузке и транспортированию отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, несанкционированно размещенных на лесных участках, за пределы лесов в места, установленные региональными программами в области обращения с отходами (проектируемая редакция статьи 60.13 Кодекса).
Обращаем внимание, что данные проектируемые положения носят неопределенный характер в части лиц, на которых предлагается возложить указанную обязанность, поскольку статья 25 Кодекса содержит перечень всех допустимых видов использования лесов.
Кроме того, данное проектируемую норму следует соотнести с положениями частей 3 и 5 статьи 60.12 Кодекса, согласно которым охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Кодексом и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Следует также учесть, что меры по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия включают в себя осуществление рекультивации земель, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию с учетом особенностей рекультивации и с применением мер, определенных Правительством Российской Федерации (части 2 и 4 статьи 60.12 Кодекса). Так, Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, установлен порядок проведения рекультивации земель, как в случае, когда лица, деятельность которых привела к деградации земель, установлены, так и в случае, если информация о таких лицах отсутствует (пункты 3 и 4 указанных Правил).
Для целей законопроекта следует учесть, что субъектами Российской Федерации разрабатываются и утверждаются региональные программы в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в рамках которых уже реализуются мероприятия по выявлению мест несанкционированного размещения отходов, предупреждению причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявлению случаев причинения такого вреда и ликвидации его последствий (абзац третий статьи 6, пункты 1 и 2 статьи 13.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). При этом обращаем внимание, что места размещения отходов не устанавливаются региональными программами в области обращения с отходами, как это предусматривается проектируемой частью 1 статьи 60.13 Кодекса, а включаются в территориальную схему обращения с отходами (статья 13.3 указанного Федерального закона).
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.