Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона с учетом поступивших на него отзывов, замечаний и предложений, комитет отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в статьи 2, 15, 23.1 и 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", направленные на отнесение бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее авторами предлагается - бывшие несовершеннолетние узники концлагерей), к ветеранам Великой Отечественной войны и предоставления им мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и Великой Отечественной войны, права на ежемесячную денежную выплату, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и предоставление членам семей, совместно с ними проживающим, компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт (в размере 50 процентов).
Законопроектом также вносятся изменения в статьи 3, 4, 9, 16 и 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в целях предоставления бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей права на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии по старости).
В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей уже предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны (пункт 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), за исключением права на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии по старости) и обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Данной категории граждан осуществляется повышение расчетного размера пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (статья 45).
Бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (на общих основаниях).
Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" данной категории граждан предусмотрено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере, установленном участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" им также предоставляются соответствующие социальные гарантии.
Авторами законопроекта предлагается установить новую категорию ветеранов Великой Отечественной войны (дополнив пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" подпунктом 5).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны относятся лица из числа, указанных в подпунктах "а"-"и" подпункта 1, к ветеранам Великой Отечественной войны - из числа лиц, указанных в подпунктах 2, 3 и 4, которым соответствующие меры социальной поддержки установлены различными статьями закона.
Вносимые законопроектом изменения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны не могут быть установлены статьей 15 Федерального закона "О ветеранах", предусматривающей меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны, а не для ветеранов Великой Отечественной войны,
Авторы законопроекты также предлагают пунктом 2 статьи 15 закона предусмотреть для новой категории ветеранов Великой Отечественной войны право по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов войны, которые предоставляются участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами. При этом инвалидами войны являются лица из числа, указанных в статье 4, которым меры социальной поддержки установлены статьей 14 закона (категория лиц из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей в указанных статьях отсутствует).
Следует отметить также, что право участников Великой Отечественной войны на одновременное получение двух пенсий обусловлено не наличием инвалидности, а прежде всего, фактом их участия в боевых действиях по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.
Участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях и учреждениях, не входивших в состав действующей армии, а также ветераны Великой Отечественной войны из числа лиц, трудившихся в тылу в годы войны (трудившихся в большинстве из них в несовершеннолетнем возрасте), не получают одновременно две пенсии и предоставляемый им объем мер социальной поддержки, включая размер ежемесячной денежной выплаты, значительно ниже, предоставляемого в настоящее время бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, что возможно будет воспринято социально несправедливым.
В связи с чем, предлагаемое законопроектом предоставление бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей права на получение двух пенсий нуждается в дополнительном обосновании.
Не ясны также основания предлагаемого присоединения новой категории ветеранов Великой Отечественной войны - бывших несовершеннолетних узников концлагерей, к ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, награжденных знаками "Жителю блокадного Ленинграда", "Житель осажденного Севастополя", и "Житель осажденного Сталинграда", по назначению размера пенсии по инвалидности.
При этом следует отметить, что размер пенсии по инвалидности назначается в зависимости от группы инвалидности (пункт 1.1 статьи 16 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ), однако данные по численности несовершеннолетних узников концлагерей, имеющих какую-либо группу инвалидности, отсутствуют.
Реализация законопроекта, в случае его принятия, потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Согласно заключению Правительства Российской Федерации источники и порядок данных расходов законопроектом не определены, что не соответствует положениям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации и законопроект не поддерживается
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации имеет замечания и не поддерживает законопроект.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет замечания.
Из поступивших на проект федерального закона 61 отзыва от законодательных и исполнительных органов 43 субъектов Российской Федерации: поддерживают законопроект - 10 отзывов, не поддерживают - 39 отзывов, мнение в остальных отзывах не выражено (без замечаний и предложений, либо мнения разделились или отзыв одного из органов государственной власти субъекта РФ отсутствует).
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует отклонить данный проект федерального закона при рассмотрении в первом чтении.
Утверждено Решением Комитета от 24 мая 2023 года N 82.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.