г. Краснодар |
|
29 марта 2017 г. |
Дело N А53-18519/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ИНН 7710747640, ОГРН 1097746136124) - Горбанева А.С. (доверенность от 23.12.2016 N 82), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Мариинский спиртзавод" (ИНН 6134008997, ОГРН 1026101642577) - Годына Е.С. (доверенность от 03.03.2017), рассмотрев кассационную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.10.2016 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2016 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу N А53-18519/2016, установил следующее.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - служба, Росалкогольрегулирование) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мариинский спиртзавод" (далее - общество) об аннулировании лицензий от 11.10.2012 N 61ПВН0001208, N 61ПВН0001209, N 61ПВН0001210, N 61ПВН0001211, N 61ПВН0001212.
Решением суда от 24.10.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Росалкогольрегулирование просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность на основании следующих лицензий от 11.10.2012: N 61ПВН0001208 на право производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (вина), N 61ПВН0001209 на право производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта), N 61ПВН0001210 на право производства, хранения поставок произведенной алкогольной продукции (фруктовые вина), N 61ПВН0001211 на право производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (игристые вина (шампанские), N 61ППП0001212 на право производства, хранения и поставок произведенной спиртосодержащей продукции (виноматериалы) (далее - лицензии).
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) проведена внеплановая проверка общества, в ходе которой установлены факты нарушения обществом по адресу осуществления деятельности: Ростовская обл., Семикаракорский р-н, п. Нижний Саловск, ул. Заводская 3, лицензионных требований, выразившиеся в осуществлении эксплуатации основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб (голографических наклеек) на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом. Соответствующие голографические наклейки отсутствуют, отклеены либо не обеспечивают предотвращения воздействия на прибор учета.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением акта проверки от 13.05.2016 N 93 и принятия службой решения от 06.06.2016 N 10/39-пр о направлении в суд заявления об аннулировании лицензий, выданных обществу.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот, в том числе, алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 данного Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что основное технологическое оборудование, в том числе для производства алкогольной продукции, за исключением оборудования для производства, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, сусла, виноградного сусла, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
Согласно пункту 19 Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 26.11.2012 N 351, после оснащения средствами измерения основного технологического оборудования средства измерения пломбируются (опечатываются) должностным лицом территориального органа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения основного технологического оборудования организации или ее обособленного подразделения в присутствии уполномоченного представителя организации.
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является, в том числе, эксплуатация основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом.
При вынесении судебных актов суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта эксплуатации обществом основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета.
Факт отсутствия голографических наклеек на части оборудования признан обществом, даны соответствующие пояснения об их утрате.
Вместе с тем суды пришли к выводу о недостаточности оснований для аннулирования лицензий.
Однако при вынесении судебных актов судами не дана оценка доводам контролирующего органа о том, что вмененное обществу правонарушение в виде нарушения пломб создает условия для несанкционированного доступа к оборудованию, что непосредственно влечет угрозу для жизни и здоровья потребителей алкогольной продукции.
При рассмотрении дела Росалкогольрегулированием заявлялся довод о том, что в период 2014-2016 годов общество неоднократно привлекалось к административной ответственности за различные нарушения в области оборота алкогольной продукции, в том числе в судебном порядке.
Однако указанные обстоятельства судебными инстанциями не исследовались в совокупности.
В кассационной жалобе контролирующим органом заявлен довод о том, что неоднократность привлечения общества к административной ответственности не приводит к восстановлению правопорядка.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества о принимаемых на предприятии мерах, позволяющих исключить нарушение законодательства в области оборота алкогольной продукции, пояснить затруднился.
В этой связи судебными инстанциями при оценке степени значительности допущенных нарушений и необходимости аннулирования лицензий не исследовались фактические обстоятельства об организации внутреннего контроля и ответственности конкретных должностных лиц на предприятии.
Доводы общества о регулярной оплате административных штрафов подлежат отклонению, поскольку целью административного наказания является предотвращение возникновения угрозы жизни и здоровью населения. В этой связи уплата штрафных санкций сама по себе не свидетельствует о степени общественной опасности допущенного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Согласно части 1 статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе ознакомиться с письменными доказательствами.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Исходя из этого, фактические обстоятельства, связанные с наличием (отсутствием) правовых оснований для аннулирования спорных лицензий общества и включаемые в предмет доказывания по настоящему делу, установлены судебными инстанциями не в полном объеме.
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2016 по делу N А53-18519/2016 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.