Решение Самарского областного суда от 30 марта 2023 г. N 3а-619/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-619/2023 по административному исковому заявлению С.К.И., С.Р.Ф. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
С.Р.Ф., С.К.И. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующими со дня принятия пункт 8411 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 2014 от 19 октября 2020 года, пункт 8290 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, пункт 8163, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077.
Требования обоснованы тем, что административные истцы являются собственниками жилого помещения - квартиры с кадастровым номером N, расположенной в нежилом здании с кадастровым номером N, включенном в Перечни на 2021-2023 годы. Включение здания в Перечни считает необоснованным, поскольку здание не соответствует критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение объекта в Перечни нарушает права административных истцов, поскольку возлагает на них обязанность по уплате налога в повышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца С.К.И по доверенности Я.В.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
С.Р.Ф. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области заявленные требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска, сослался на то, что нежилое здание включено в Перечни в соответствии с наименованием здания. Также полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты не нарушают права административных истцов, которые неверно избрали способ защиты своих прав, им следует обратиться с иском к налоговому органу об оспаривании начисления повышенного налога.
Представитель Администрации г.о. Тольятти Б.Л.А. заявленные требования не признала.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом N 2233 от 22 октября 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом N 2077 от 8 ноября 2022 года.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в Перечень на 2021 год под пунктом 8411, в Перечень на 2022 год - под пунктом 8290, в Перечень на 2023 год - под пунктом 8163.
Приказ министерства от 19 октября 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства N 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (пункт 6 статьи 378.2 НК РФ).
Из материалов дела следует, что С.Р.Ф., С.К.И. на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение - квартира с кадастровым номером N площадью 227,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Жилое помещение расположено в нежилом здании с кадастровым номером N площадью 3215,8 кв., расположенном по адресу: <адрес>
ППК "Р." в лице филиала ППК "Р." по Самарской области на обращение суда сообщила, что в Едином государственном реестре недвижимости выявлена и исправлена техническая ошибка в части указания площади объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N - 12825,9 кв. м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет назначение - нежилое, наименование - административно-торговый комплекс с гаражами и жилыми помещениями.
Согласно технического паспорта на здание по адресу: <адрес>, выполненного МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор" по состоянию на 28 января 2004 года, в здании располагаются боксы, вент. камеры, проезды, лестничные клетки, кладовые, кабинеты, коридоры, санузлы, подсобные, электрощитовая, мойки, умывальники, туалеты, торговые залы площадью 337 кв. м и 60,5 кв. м, тамбур, обеденные залы площадью 74 кв. м. и 5,7 кв. м, кухни, холл, комнаты охраны, склад, архив, душевая, комната отдыха, хоз.кладовка, тренажерный зал, спортивный зал, жилые комнаты, гардеробы, столовая, кухни-столовые, кладовки, прачечная, колясочная. Итого общая площадь по зданию составила 12825,9 кв. м., из них жилых помещений - 2785,6 кв. м., нежилых помещений - 1134,1 кв. м., боксов - 4916,1 кв. м
Помещения под названием "кабинет" не тождественны понятию "офис".
Площадь торговых залов, обеденных залов составляет 477,2 кв. м, что от общей площади здания составляет 3,72%.
Остальные помещения не отвечают признакам офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке по адресу: <адрес>.
Административным ответчиком не производился осмотр здания на предмет его фактического использования на дату утверждения оспариваемых Перечней.
В этой связи доводы административного ответчика о том, что в здании по сведениям, размещенным в сети Интернет, располагается 10 организаций, не могут быть приняты во внимание ввиду отсутствия доказательств расположения в здании более 20% помещений торгового, офисного назначения, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Наличие в наименовании здания не только административно-торгового комплекса, но и гаражей и жилых помещений, свидетельствует о том, что одного только наименования без учета размещения в нем более 20% объектов офисного, делового, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания недостаточно для включения в Перечни.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного ответчика о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не нарушают права административных истцов и что им следовало избрать иной способ защиты прав - оспаривание решения налогового органа, суд считает несостоятельными.
Право выбора защиты нарушенных прав принадлежит административным истцам.
Оспариваемые нормативные правовые акты влекут обязанность уплаты истцами налога в повышенном размере.
Суду представлены налоговые уведомления от 1.09.2022 года, направленные налоговым органом С.Р.Ф., С.К.В. об уплате налога с применением налоговой ставки 2%.
На обращение С.Р.Ф. УФНС Самарской области сообщило ему, что поскольку здание с кадастровым номером N включено в Перечень на 2021 год, то и принадлежащее ему помещение с кадастровым номером N, входящее в состав здания, подлежит налогообложению по ставке налога, установленной нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования - Решением Думы г.о. Тольятти от 12.11.2014 года N 510 в размере 2%.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021-2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования С.Р.Ф., С.К.И. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 8411 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 8290 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 8163 нежилого здания с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 30 марта 2023 г. N 3а-619/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании