г. Краснодар |
|
18 апреля 2017 г. |
Дело N А32-14328/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) - Сидорина М.Ю (доверенность от 29.12.2016), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар" (ИНН 2311104687, ОГРН 1072311011431), ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2016 (судья Ермолова Н.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 (судьи Галов В.В., Авдонина О.Г., Ломидзе О.Г.) по делу N А32-14328/2016, установил следующее.
ООО "ГУК-Краснодар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) и Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство) о взыскании 51 718 рублей 79 копеек задолженности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, 3001 рубля 93 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016, иск удовлетворен в полном объеме за счет министерства. В иске к управлению отказано. Суды пришли к выводу о том, что собственником спорных нежилых помещений является Российская Федерация. Право оперативного управления в установленном законом порядке не зарегистрировано, поэтому бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме лежит на Российской Федерации в лице министерства, обязанного вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель полагает необоснованными выводы судов об обязанности именно министерства нести бремя содержания спорного имущества. По мнению заявителя, он не является надлежащим ответчиком по делу.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела и выслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, 16.12.2008 общество (управляющая организация) и собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Власова, 292, заключили договор N 3416 на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, по условиям которого каждый собственник передает, а управляющая организация принимает на себя полномочия по управлению домом.
В соответствии с пунктом 4.1.1 договора цена определяется как сумма платы за помещения, коммунальные услуги, содержание и ремонт многоквартирного дома. Плата за помещения и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, вывоз твердых бытовых отходов; плату за холодное водоснабжение, водоотведение и отопление.
Согласно пункту 4.1.2 договора размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется общим собранием собственников с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии с пунктом 4.1.5 договора плата за услуги и работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, коммунальные услуги вносится собственником ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за текущим месяцем, по реквизитам и в размере, указанным в квитанции.
Договор заключен на срок с 01.01.2009 до 01.01.2010 и считается пролонгированным на следующий год в полном объеме, если за месяц до окончания его срока действия ни одна из сторон не заявит о его расторжении (пункты 8.1, 8.2 договора).
Согласно выписке от 31.03.2016 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) N 23/237/001/2016-992 Российская Федерация с 15.05.2009 является собственником расположенного по адресу:
г. Краснодар, Западный округ, ул. имени Михаила Власова, 292, помещения "Сберкассы" (нежилые помещения первого этажа площадью 176,3 кв. м с инвентарным и кадастровым номерами 2405 и 23:43:0205044:183 соответственно). В соответствии с письмом министерства от 06.03.2015 N 141/3/5-3064 указанные нежилые помещения находятся на бюджетном учете федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение).
Вместе с тем согласно выписке из ЕГРП право оперативного управления указанными нежилыми помещениями за учреждением не зарегистрировано.
Общество с 01.01.2009 осуществляет управление, содержание и ремонт общего имущества спорного дома.
В иске общество указало, что с 31.08.2014 задолженность за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за собственником нежилого помещения "Сберкасса" составила 51 718 рублей 79 копеек.
Суды правомерно удовлетворили иск за счет министерства.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества в случае, если иное не установлено законом или договором.
Статьей 290 Гражданского кодекса определено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с положениями статьи 249 Гражданского кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья. Собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса.
Пунктом 31 Правил определено, что размер платы за содержание и текущий ремонт является одинаковым для всех собственников помещений. Пунктом 33 Правил предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В части 7 статьи 155 Жилищного кодекса установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Незаключение кем-либо из собственников помещений в многоквартирном доме договора в управляющей организацией не освобождает его от несении расходов по содержанию и ремонту общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, расчет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев. Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей компании и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещения. Общество представило расчет, из которого следует, что задолженность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 31.08.2014 по 31.01.2016 составила 51 718 рублей 79 копеек. Расчет не опровергнут доказательствами.
Довод министерства о том, что оно не является надлежащим ответчиком и в спорный период не было обязано нести бремя содержания спорного имущества, является необоснованным.
С 27.01.2009 (с момента вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом") министерство осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также имущества, находящегося на праве оперативного управления у подведомственных ему федеральных государственных унитарных государственных предприятий.
Согласно статье 216 Гражданского кодекса оперативное управление является вещным правом.
В соответствии с положениями статьи 296 Гражданского кодекса учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Статья 131 Гражданского кодекса требует государственной регистрации права оперативного управления. Таким образом, право оперативного управления возникает с момента его государственной регистрации.
Суды установили, что спорное нежилое помещение находится на бюджетном учете учреждения, однако право оперативного управления в установленном законом порядке за ним не регистрировалось. Из выписки из ЕГРП от 31.03.2016 следует, что собственником имущества является Российская Федерация, право оперативного управления не зарегистрировано.
С учетом изложенного управление является ненадлежащим ответчиком и в иске к нему отказано правильно.
Бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположены спорные нежилые помещения, лежит на Российской Федерации в лице министерства.
Факт выполнения работ по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту общего имущества спорного многоквартирного дома подтвержден материалами дела и ответчиками не оспорен.
Стоимость оказанных услуг определена истцом исходя из площади спорных помещений, принадлежащих ответчику, и тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
С министерства обоснованно взыскано 51 718 рублей 79 копеек задолженности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 31.08.2014 по 31.01.2016.
Истец также просил взыскать с ответчика 3 001 рубль 93 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.09.2014 по 10.02.2016.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами проверен судами и соответствует нормам материального права.
Иск удовлетворен в полном объеме за счет министерства обоснованно.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 по делу N А32-14328/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.